г. Саратов |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А12-15603/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Каплина С.Ю.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рецептор"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2018 года по делу N А12-15603/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Бритвин Д.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рецептор" (ОГРН 1153443019751, ИНН 3460059295) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ОГРН 1096165003791, ИНН 6165157156) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рецептор" (далее - ООО "Рецептор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, административный орган) от 16.04.2018 N 07-10/108 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Рецептор", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2018 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административным органом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2018 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу от 16.04.2018 N 07-10/108 о привлечении ООО "Рецептор" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение ООО "Рецептор" требований, указанных в статьях 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - Правила N 815), Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.08.2012 N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Приказ N 231), выразившееся в искажении информации при декларировании объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в 1 квартале 2017 года.
По факту выявленных нарушений МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в отношении ООО "Рецептор" составлен протокол от 03.04.2018 N 07-10-18/108 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 16.04.2018 N 07-10/108 ООО "Рецептор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют такие самостоятельные действия (бездействие) как нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции; несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции; искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок представления деклараций организациями осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда".
Порядок заполнения деклараций утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда".
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Из представленных материалов административного дела следует, что ООО "Рецептор" допустило искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 1 квартал 2017 года.
Так в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 5 к Правилам N 815), представленной ООО "Рецептор" за 1 квартал 2017 года, отражена поставка алкогольной продукции в общем объеме 19089,4 дал, однако по данным декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 Правилам N 815), представленной ООО "Рецептор" за 1 квартал 2017 года, поставка алкогольной продукции составила 18866,23 дал. Отклонение - 223,17 дал.
Согласно объяснениям, представленным ООО "Рецептор" административному органу (вх. N сЗ-2655 от 26.03.2018), сведения, отраженные в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 Правилам N 815), являются достоверными.
При этом ООО "Рецептор" не представлены копии первичных документов, подтверждающие поставку алкогольной продукции в адрес контрагентов именно в указанном объеме. Управлением дважды (согласно определений N 07-10-18/108 от 08.02.2018 и N 07-10-18/108-2 от 05.03.2018) были истребованы ТТН с приложением справок А и Б, подтверждающие объемы поставки алкогольной продукции за 1 квартал 2017 года, однако обществом были представлены только реестры поставок по производителям, не содержащие сведения об объемах поставки (письмо ООО "Рецептор" от 19.03.2018).
Между тем, управлением были удовлетворены ходатайства ООО "Рецептор" о продлении срока представления документов (определения N 07-10-18/108-1 от 13.02.2018 и N 07-10-18/108-4 от 13.03.2018). Несмотря на это, общество исполнило требования управления не в полном объеме, представив не все истребуемые документы.
В декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 5 к Правилам N 815), представленной ООО "Рецептор" за 1 квартал 2017 года, отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 13875,52 дал, однако по данным декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 7 к Правилам N 815), представленной ООО "Рецептор" за 1 квартал 2017 года, закупка алкогольной продукции составила 13906,74 дал. Отклонение - 31,22 дал.
Согласно представленным ООО "Рецептор" первичным документам, фактически объем закупленной алкогольной продукции составил 13906,74 дал.
В декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 5 к Правилам N 815), представленной ООО "Рецептор" за 1 квартал 2017 года, отражен остаток алкогольной продукции на начало отчетного периода в целом по организации в объеме 12177,81 дал, однако в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 5 к Правилам N 815), представленной ООО "Рецептор" за 4 квартал 2016 года, отражен остаток алкогольной продукции на конец отчетного периода в целом по организации в объеме 11956,16 дал. Отклонение - 221,65 дал.
Согласно представленной ООО "Рецептор" инвентаризационной описи по товарам на складах по состоянию на 01.01.2017, объем остатков алкогольной продукции по коду вида продукции 280 составляет 134,212 дал, а в декларации по форме Приложения N 5 к Правилам N 815, представленной за 1 квартал 2017 года, остаток на начало отчетного периода составляет 134,002 дал (отклонение - 0,210 дал); по коду вида продукции 237 составляет 154,488 дал, а в декларации по форме Приложения N 5 к Правилам N 815, представленной за 1 квартал 2017 года, остаток на начало отчетного периода составляет 154,698 дал (отклонение - 0,210 дал); по коду вида продукции 461 составляет 2236,300 дал, а в декларации по форме Приложения N 5 к Правилам N 815, представленной за 1 квартал 2017 года, остаток на начало отчетного периода составляет 2460,90 дал (отклонение - 224,600 дал).
В декларациях об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 6 к Правилам N 815), об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 7 к Правилам N 815), представленных ООО "Рецептор" за 1 квартал 2017 года, в графах N 6 "Наименование организации" вместо наименований организации указаны адреса.
ООО "Рецептор" в апелляционной жалобе указывает, что эти ошибки не препятствуют административному органу при проведении расследования идентифицировать продавца, покупателя товаров, имущественных прав. Наименование товаров, имущественных прав их стоимость, а также иные конкретизирующие данные не являются сокрытыми либо утаенными данными.
Однако согласно пунктам 8.2, 9.2 Приказа N 231 в декларациях по формам приложений N 6 и N 7 к Правилам в графе 6 "Наименование организации" указывается для организации - сокращенное наименование организации, для обособленного подразделения организации - его наименование.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество также указывает на безосновательное привлечение к ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, ссылаясь при этом на достоверность данных представленных деклараций.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утверждены формы и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
Данным Постановлением установлены формы для представления деклараций, в том числе:
- Приложение N 5 Декларация об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
- Приложение N 6 Декларация об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
- Приложение N 7 Декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исходя из этого, данные деклараций по формам N 5, 6, 7 являются взаимосвязанными: декларация N 5 об объеме оборота продукции является объединяющей для деклараций N 6 и N 7, поскольку содержит данные об объемах поставки и закупки.
В связи с этим при анализе данных деклараций должностным лицом было выявлено искажение данных деклараций именно по указанным формам, которые при корректном отражении данных должны совпадать между собой, а также соответствовать первичным документам.
Управлением при анализе деклараций ООО "Рецептор" было выявлено расхождение данных деклараций по вышеуказанным формам, что само по себе уже является нарушением.
В соответствии с пунктом 2.2.2. Приказа N 231 достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, подтверждают руководитель и главный бухгалтер, при его наличии. После заполнения деклараций необходимо проверить достоверность внесенных сведений перед отправкой в Росалкогольрегулирование.
Общество должно было дополнительно проверить включенные в декларации сведения в целях избежания возможных ошибок. При этом необходимо учитывать, что общество является профессиональным участником рынка алкогольной продукции и осознавало важность внесения в декларации достоверных сведений и возможную ответственность в связи с искажением декларируемых данных.
В соответствии с пунктами 20, 20.1 Правил N 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.
Таким образом, законодатель предусматривает возможность представления уточненных деклараций в случае самостоятельного обнаружения (выявления) искажения сведений.
Довод общества о том, что данные одной декларации не являются контрольными для другой, опровергается. В данном конкретном случае заявитель допустил искажение данных тех деклараций, которые должен был заполнить согласно имеющимся первичным документам, и каждая форма должна была соответствовать двум другим. Должностным лицом управления достоверно установлен факт расхождения между указанными формами, то есть утверждение ООО "Рецептор" о достоверности всех форм является ошибочным.
ООО "Рецептор" должно было проверить сведения, содержащиеся в декларациях, и при их обнаружении самостоятельно, до выявления нарушения административным органом подать корректирующие декларации.
При этом необходимо учитывать, что общество является профессиональным участником рынка алкогольной продукции и осознавало важность предоставления достоверных сведений и возможную ответственность за несвоевременное предоставление декларируемых данных или их искажение.
Указанное правонарушение допущено при осуществлении обществом обычной хозяйственной деятельности при подаче декларации по установленной форме. Данная обязанность исполняется обществом периодически в предусмотренные законом сроки.
Факт искажения заявителем информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в 1 квартале 2017 года установлен апелляционной коллегией и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ООО "Рецептор", являясь субъектом предпринимательской деятельности, должно было и могло предположить возможность наступления отрицательных для себя последствий такой деятельности, в том числе связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств по соблюдению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
В данном случае доказательств наличия обстоятельств, находящихся вне контроля общества и объективно препятствующих надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей, а также принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для выполнения установленных требований о предоставлении достоверных сведений при декларировании объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, в материалы дела не представлено.
Таким образом, ООО "Рецептор" не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, а также должного контроля, которые необходимы для соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Кроме того, общество имело возможность своевременно откорректировать представленные декларации, чего сделано не было.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях ООО "Рецептор" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении вынесен с нарушением требований КоАП РФ, а именно в отсутствие ООО "Рецептор", несостоятелен в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
Определение о возбуждении дела было вынесено 08.02.2018, срок проведения административного расследования определен до 05.03.2018. В связи с необходимостью анализа документов, представленных обществом, а также истребованием дополнительных документов, необходимых для полного, объективного и всестороннего расследования всех обстоятельств дела, определением N 07-10-18/108-3 от 05.03.2018 срок административного расследования продлен до 06.04.2018. То есть Управлением соблюдены требования статьи 28.7 КоАП РФ, в связи с чем протокол об административном правонарушении был составлен 03.04.2018.
Управление не располагало законными основаниями для удовлетворения ходатайства общества о переносе даты составления протокола по причине ухудшения здоровья законного представителя, а кроме того, не были своевременно представлены документы, подтверждающие данный факт.
Между тем, согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
ООО "Рецептор" было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, управлением протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии надлежаще уведомленного законного представителя ООО "Рецептор".
Нарушений порядка привлечения ООО "Рецептор" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта и отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2018 года по делу N А12-15603/2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.