г. Чита |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А19-16386/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н., судей Мациборы А.Е., Монаковой О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудриной И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" Булдыревой Татьяны Владимировны о разрешении разногласий между конкурсным управляющим открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" Булдыревой Т.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Белоперонс" по порядку реализации имущества должника, являющегося предметом залога, с привлечением заинтересованных лиц: Администрации Вихоревского городского поселения, общества с ограниченной ответственностью "Энергосфера-Иркутск", по делу N А19-16386/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беком" о признании открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1063808011410 ИНН 3808133575, адрес: 664035, г. Иркутск, ул. Сурнова, 16) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от администрации Вихоревского городского поселения: представителя по доверенности от 24.01.2018 Ведерниковой М.А.,
от конкурсного управляющего ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В.: представителя по доверенности от 02.11.2017 Стрижак К.С.,
установил: решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.06.2016 (резолютивная часть решения объявлена от 21.06.2016) открытое акционерное общество "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее ОАО "Облжилкомхоз") признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена арбитражный управляющий Булдырева Татьяна Владимировна (далее Булдырева Т.В.).
Конкурсный управляющий ОАО "Облжилкомхоз" Булдырева Т.В. 24.08.2017 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о разрешении разногласий, в котором просил разрешить возникшие разногласия между конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Белоперонс" (далее ООО "Компания Белоперонс"): определить порядок реализации сооружения Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2 159 м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004 посредством проведения торгов в форме открытого конкурса, обязательными условиями которого являются: 1) Условие об исполнении обязательства покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование сооружения Тепломагистраль в соответствии с его целевым назначением: предоставление теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения для объектов жилищного фонда г. Вихоревка, Братский район. Иркутская область; 2) Условие об исполнении обязательства покупателя предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2017 года в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано.
С определением суда от 10.10.2017 не согласилось лицо, не участвующее в обособленном споре - администрация Вихоревского городского поселения и обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что конкурсный управляющий в обоснование требования указывал, что предлагаемый залоговым кредитором порядок реализации заложенного имущества- социально значимого объекта тепломагистрали в форме аукциона противоречит п. 5 ст. 100, п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве. При этом, тепломагистраль "Нижний луч" является, безусловно, социально значимым объектом, поскольку была создана в целях осуществления бесперебойного теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения для объектов жилищного фонда, объектов социально-культурного назначения и иных объектов недвижимости в г. Вихоревка Братского района. В настоящее время тепломагистраль непосредственно задействована в теплоснабжении и водоснабжении 87 жилых домов, 64 нежилых помещений, в том числе детских садов, средних образовательных школ, поликлиники и других. Передача тепломагистрали по общему правилу, установленному ст. 139, п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве собственнику, который не сможет обеспечить его эксплуатацию по прямому назначению, повлечет за собой режим чрезвычайной ситуации на территории Вихоревского муниципального образования. Администрация Вихоревского городского поселения просит восстановить пропущенный срок для подачи апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, а также и в настоящем обособленном споре. О наличии оспариваемого судебного акта администрации стало известно 03.04.2018 из ответа конкурсного управляющего на заявление администрации о передаче тепломагистрали в муниципальную собственность.
Определением от 05 июля 2018 года Четвертый арбитражный апелляционный суд восстановил администрации Вихоревского городского поселения срок для подачи апелляционной жалобы; перешел к рассмотрению заявления конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" Булдыревой Татьяны Владимировны о разрешении разногласий между конкурсным управляющим открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" Булдыревой Т.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Белоперонс" по порядку реализации имущества должника, являющегося предметом залога, по делу N А19-16386/2013 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции; к рассмотрению обособленного спора в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Вихоревского городского поселения.
Исходя из положений статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Апелляционным судом установлено наличие безусловного основания для отмены определения Арбитражного суда Иркутской области от 10.10.2017 на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции рассмотрено требование конкурсного управляющего о разрешении разногласий, в котором конкурсный управляющий просил разрешить возникшие разногласия между конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. и залоговым кредитором должника обществом с ограниченной ответственностью "Компания Белоперонс" (далее ООО "Компания Белоперонс"): определить порядок реализации сооружения Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2 159 м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004 посредством проведения торгов в форме открытого конкурса, обязательными условиями которого являются: 1) Условие об исполнении обязательства покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование сооружения Тепломагистраль в соответствии с его целевым назначением: предоставление теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения для объектов жилищного фонда г. Вихоревка, Братский район. Иркутская область; 2) Условие об исполнении обязательства покупателя предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг). В качестве правового основания предъявленного требования конкурсным управляющим указаны статьи 138, 60 Закона о банкротстве. В обоснование заявления указал, что предлагаемый залоговым кредитором порядок реализации заложенного имущества - социально значимого объекта Тепломагистрали в форме аукциона противоречит пункту 5 статьи 100, пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 этого Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Абзацем пятым пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что в случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Пункт 4.1. части 4 статьи 132 Закона о банкротстве предусматривает, в случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве после проведения торгов орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий в подтверждение заявленного требования представлял в суд первой инстанции, в том числе, письмо главы Администрации Вихоревского городского поселения от 21.12.2016 N 1052, согласно которому сооружение "Нижний луч" является неотъемлемой частью муниципального имущественного комплекса - объекты назначения Вихоревского муниципального образования и используется при проведении отопительного сезона 2016-2017 для осуществления транспортировки и распределения тепловой энергии и горячего водоснабжения в системе коммунальной инфраструктуры.
Также было представлено решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.06.2017 по делу N А19-3794/2017 (л.д.60-70 т.1) вступившее в законную силу, которым было установлено, что спорная тепломагистраль была построена ОАО "Облжилкомхоз" в рамках областной инвестиционной программы, с целью бесперебойной работы системы теплоснабжения.
В статье 40 АПК РФ к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель отнес заявителей и заинтересованных лиц. При этом заинтересованные лица, участвующие в деле о банкротстве, должны иметь собственный интерес в процедурах банкротства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте третьем пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", при рассмотрении заявлений, ходатайств и жалоб непосредственными участниками обособленного спора помимо основных участников дела о банкротстве являются лица, права которых могут быть затронуты в результате их удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (в том числе отказа от обязательств по оплате). утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
С учетом изложенного, суду первой инстанции, в целях определения юридически значимых обстоятельств для разрешения настоящего спора, следовало включить в предмет исследования обстоятельства того, является ли тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч" социально значимым объектом и решить вопрос о необходимости привлечения к участию при рассмотрении заявления конкурсного управляющего в качестве заинтересованного лица Администрацию Вихоревского городского поселения, так как принятым судебным актом могли быть затронуты права и законные интересы муниципального образования, которое в силу законодательства обеспечивает защиту публичных интересов, в том числе в части обеспечения населения коммунальными услугами.
Принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения судом апелляционной инстанции.
Пунктом 36 постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Процессуальные нарушения, влекущие отмену судебного акта в любом случае, не могут являться основаниями для направления вопроса на новое рассмотрение, поскольку при установлении этих нарушений суд апелляционной инстанции со ссылкой на часть 6.1 статьи 268 АПК РФ рассматривает дело по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2018 года к рассмотрению обособленного спора в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Энергосфера-Иркутск".
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал заявление.
Представитель администрации Вихоревского городского поселения поддержал позицию конкурсного управляющего, просил заявление удовлетворить.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев заявление конкурсного управляющего, исследовав материалы заявления, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2016 требование ОАО "БайкалИнвестБанк" в размере 184 894 293 руб. 35 коп., в том числе: 142 544 044 руб. 11 коп. - основной долг, 42 350 249 руб. 24 коп. - проценты за пользование кредитной линией включено в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Облжилкомхоз".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.09.2016 удовлетворено заявление ООО "Компания Белоперонс" о процессуальном правопреемстве, произведена замена кредитора - ОАО "БайкалИнвестБанк" на его правопреемника - ООО "Компания Белоперонс", по требованию ОАО "БайкалИнвестБанк", включенному в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Облжилкомхоз" определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2016 в размере 184 894 293 руб. 35 коп., в том числе: 142 544 044 руб. 11 коп. - основной долг, 42 350 249 руб. 24 коп. - проценты за пользование кредитной линией.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.09.2016 признано обоснованным заявление ООО "Компания Белоперонс" о признании статуса залогового кредитора, за ООО "Компания Белоперонс" признан статус залогового кредитора по денежным требованиям, включенным в реестр требований кредиторов ОАО "Облжилкомхоз" определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2016 в размере 184 894 293 руб. 35 коп., в том числе: 142 544 044 руб. 11 коп. - основной долг, 42 350 249 руб. 24 коп. - проценты за пользование кредитной линией, как обеспеченных залогом следующего фактически имеющегося в наличии имущества, в том числе по договору залога недвижимого имущества N 7598/6626 от 30.07.2013:
тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2 159 м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004,
права аренды земельного участка площадью 3 910 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства тепломагистрали, кадастровый номер объекта 38:02:000000:151, расположенное по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, от электрокотельной ул. Советская, 54А до водогрейной котельной по адресу: ул. Доковская, 22А в границах земельного участка, указанного в кадастровом паспорте земельного участка (выписка из государственного реестра недвижимости), выданном ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области 18.03.2011 за N 3800/601/11-20942.
ООО "Компания Белоперонс" утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника ОАО "Облжилкомхоз", находящегося в залоге у ООО "Компания Белоперонс", в соответствии с условиями которого, продажа заложенного имущества проводится путем проведения торгов в форме аукциона.
Конкурсный управляющий, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий между конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Белоперонс" относительно порядка реализации сооружения Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2 159 м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004 указал, что предлагаемый залоговым кредитором порядок реализации заложенного имущества - социально значимого объекта Тепломагистрали в форме аукциона противоречит пункту 5 статьи 100, пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Четвертый арбитражный апелляционный суд полагает заявление конкурсного управляющего подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве арбитражные суды рассматривают заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных названным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.
Пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве предусмотрено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Как следует из материалов дела спорное имущество - тепломагистраль является собственностью должника, что подтверждается свидетельством о праве собственности и обременено правами залогодержателя - ООО "Компания Белоперонс", являющегося конкурсным кредитором должника.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 138 Закона о банкротстве в случае разногласий между конкурсным кредитором по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, и конкурсным управляющим в вопросах о порядке и об условиях проведения торгов по реализации предмета залога каждый из них вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в суд, рассматривающий дело о банкротстве, по результатам рассмотрения которого выносится определение об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога.
При этом, как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58), порядок и условия проведения торгов определяются залоговым кредитором в той мере, в которой это допускается положениями Закона о банкротстве. Основания для изменения судом порядка и условий продажи заложенного имущества на торгах, предложенных залоговым кредитором или конкурсным управляющим, имеются, в частности, если предложения по порядку или условиям проведения торгов способны негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи заложенного имущества, в том числе на доступ публики к торгам, а также если порядок и условия проведения торгов не являются в достаточной степени определенными.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства и дополнительные доказательства, представленные Администрацией Вихоревского городского поселения по правилам ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что заложенное в пользу ООО "Компания Белоперонс" тепломагистраль "Нижний луч" является социально значимым объектом применительно к ст. 132 Закона о банкротстве, поскольку относится к объектам коммунальной инфраструктуры и обеспечивают функционирование как жилищного фонда, так и учреждений общественного назначения города Вихоревка Братского района Иркутской области.
Из представленных доказательств следует, что указанная тепломагистраль обеспечивает поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жителей 87 многоквартирных жилых домов и 64 нежилых объектов города Вихоревка. Среди указанных нежилых объектов находятся детские сады N N 209,210, "Звездочка", средние общеобразовательные школы N 10, N 101, школа-интернат N 25 и др.
Указанные сведения подтверждены документально и ООО "Компания Белоперонс" не опровергнуты.
Соответственно, в силу пункта 4 ст. 132 Закона о банкротстве реализация спорного объекта - тепломагистрали "Нижний луч" должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений ст. 110 Закона о банкротстве.
По смыслу пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены объекты коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Положения статьи 132 Закона о банкротстве сформулированы императивно и не предусматривают возможности самостоятельного отступления от регламентированного законом порядка реализации социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иных объектов, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи (пункт 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве).
На возможность реализации объектов социальной инфраструктуры исключительно путем их продажи на торгах в форме конкурса с ограничением свободы экономической деятельности покупателя в отношении этих объектов указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 305-ЭС17-2845.
Таким образом, заявление конкурсного управляющего является правомерным.
При таких обстоятельствах заявление конкурсного управляющего подлежит удовлетворению, так как предложенное залогодержателем ООО "Компания Белоперонс" положение о продаже спорного имущества посредством аукциона не соответствует императивным требования закона указанным выше.
Учитывая вышеизложенное, определение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.3,4 ч.1, п.4 ч.4 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2017 года по делу N А19-16386/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" Булдыревой Т.В. удовлетворить.
Разрешить возникшие разногласия между конкурсным управляющим ОАО "Облжилкомхоз" Булдыревой Т.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Белоперонс": определить порядок реализации сооружения Тепломагистраль от водогрейной котельной до электрокотельной "Нижний луч", назначение: нежилое, протяженностью 2 159 м, инв. N 25088, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, кадастровый (или условный) номер 38:02:000000:151:6004 посредством проведения торгов в форме открытого конкурса, обязательными условиями которого являются:
1) Условие об исполнении обязательства покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование сооружения Тепломагистраль в соответствии с его целевым назначением: предоставление коммунальных услуг, для объектов жилищного фонда г. Вихоревка, Братский район. Иркутская область;
2) Условие об исполнении обязательства покупателя предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16386/2013
Должник: ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство"
Кредитор: Восточно-Сибирская дирекция по водоснабжению, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Иркутской области, Общество с ограниченной ответсвенностью "Иркутская энергосбытовая компания", Общесттво с ограниченной отвесттвенностью "Панамера", ООО "АнгараТрансРейл", ООО "Байкал", ООО "БайкалЛесПром", ООО "Беком", ООО "Вега Транс", ООО "Водоснабжение", ООО "Востсибуглесбыт", ООО "ИркутскАвтоПром", ООО "Компания Восточный Уголь", ООО "Московская топливная компания", ООО "ОКТАН Восток", ООО "Русэнергосбыт" в лице Восточно-Сибирского филиала, ООО "СибТехноЭкоПарк", ООО "Феррум Трейд", ООО "Энергосервис", ООО Инвестиционно-строительная компания "Градостроитель", ООО Транспортно-строительная компания "РегионСпецСтрой"
Третье лицо: ИФНС по Правобережному округу г. Иркутск, Кировский отдел судебных приставов г. Иркутска, Кировский районный суд г. Иркутска, НП "Саморегулируемая организация арбитражный управляющих субъектов естественной монополии топливно-энергетического комплекса", НП Региональная самогерулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих, ОАО "РЖД", УФНС по Иркутской области, УФРС по ИО
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
25.01.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7653/2021
03.11.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
28.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5855/2021
15.10.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
04.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2431/2021
22.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-963/2021
16.03.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
21.01.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
10.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3427/19
30.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1517/19
16.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
08.04.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
14.03.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1361/19
07.03.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1283/19
22.02.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-548/19
28.12.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6845/18
28.11.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
15.10.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
19.09.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
07.08.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
11.07.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2762/18
30.06.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
29.06.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
18.06.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
23.05.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
18.05.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2511/18
23.04.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
12.04.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
16.02.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7359/17
10.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
27.12.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6686/17
26.12.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6930/17
20.12.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
11.12.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
29.11.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
23.11.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
20.11.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
15.11.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
14.11.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
10.11.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
09.11.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
02.11.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
18.10.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
12.10.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
06.10.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
02.10.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
21.09.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
18.08.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
16.08.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3722/17
09.08.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4091/17
02.08.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
17.07.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
29.06.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
09.06.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
31.05.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2130/17
29.05.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
11.05.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
26.04.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1739/17
07.04.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1742/17
03.04.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1755/17
30.03.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
30.03.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1120/17
22.03.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
20.03.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1422/17
16.03.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
15.03.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
14.03.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5519/15
13.03.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
01.03.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
07.02.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
31.01.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
26.01.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
09.11.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
29.09.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
21.09.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
16.09.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
07.09.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
27.06.2016 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
22.06.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
14.06.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
02.06.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
16.05.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
21.04.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
30.03.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
28.03.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
30.11.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
30.10.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5519/15
07.10.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
16.09.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
01.09.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
26.08.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
12.08.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3800/15
05.08.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
13.05.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
09.10.2014 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
19.03.2014 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13
29.01.2014 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/13