г. Самара |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А65-13966/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2018 года по делу N А65-13966/2018 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению МУП "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г.Азнакаево,
к судебному приставу-исполнителю Азнакаевского районного отдела судебных приставов России по Республике Татарстан Хайруллиной Ч.Р., Республика Татарстан, г.Азнакаево,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ" (далее - МУП "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ", заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Азнакаевского районного отдела судебных приставов России по Республики Татарстан Хайруллиной Ч.Р. (далее - судебный пристав-исполнитель, ответчик) от 09.04.2018 N 16011/18/53894 о взыскании с заявителя исполнительского сбора в сумме 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, выразив несогласие с принятым судебным актом, просит отменить решение суда от 02.07.2018, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 28.03.2018 на исполнение к судебному приставу-исполнителю Хайруллиной Ч.Р. Азнакаевского РОСП УФСПП РФ по РТ поступил исполнительный документ налогового органа о взыскании задолженности по налогам и сборам в размере 4 060,05 рублей.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 9242/18/16011-ип от 28.03.2018.
Должнику установлен пятидневный срок со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неуплатой суммы долга в установленный пятидневный срок, 09.04.2018 ответчиком вынесено и утверждено старшим судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой по исполнительному документу суммы, но не менее 10 000 рублей, что составило 10 000 рублей.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения МУП "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество как заинтересованное лицо (в данном случае - должник, сторона исполнительного производства) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу статьи 1 Федерального закона "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Согласно ч.1, 2, 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что оспариваемое постановление вынесено без учета того, что исполнительские действия со стороны судебного пристава-исполнителя не принимались, в связи с чем постановление о взыскании исполнительского сбора незаконно.
Данный довод заявителя правомерно отклонен судом первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно п.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, указанная статья 81 Закона РФ N119-ФЗ (в настоящее время ст.112 Закона РФ N229-ФЗ) содержит по сути специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Из указанного постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П также следует, что по смыслу статьи 81 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения.
Исходя из нормативно-правового комплекса, вытекающего из статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из общих принципов юридической ответственности.
Отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения и исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
В связи с чем, в пункте 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П правоприменителю предписано обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 11 указанной нормы Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Устанавливая срок для добровольного исполнения должником обязательства, судебный пристав-исполнитель должен учитывать всю совокупность обстоятельств и факторов, которые могут повлиять на возможность исполнения должником своих обязательств перед взыскателем (месторасположение должника, время почтового пробега, наличие выходных и праздничных дней, размер взыскиваемой суммы и т.п.), с тем, чтобы этот срок был реально исполнимым.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 28 марта 2018 г. была получена заявителем по адресу, указанному в учредительных документах,03.04.2018 г.,о чем свидетельствует имеющееся в деле почтовое уведомление (л.д.96) по адресу :РТ, г. Азнакаево, ул. А.Гурьянова, д.18, который является юридическим адресом заявителя. Однако, задолженность по налогам должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок уплачена не была.
Следовательно, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, которое приобретает юридическую силу с момента утверждения 11.04.2018, пятидневный срок, предусмотренный ст.30, ст.112 Закона N 229-ФЗ и установленный в постановлении от 28.03.2018, фактически врученного заявителю 03.04.2018, с учетом положений ч.3 ст.15, ч.12 ст.30 Закона N 229-ФЗ, истек 10.04.2018.
Заявителем не приведены какие-либо иные аргументы в обоснование заявленного требования, правовая оценка которых могла бы свидетельствовать о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, с учетом приведенных норм и установленных обстоятельств заявленные требования правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Оснований для иной оценки указанных доводов, обстоятельств и материалов настоящего дела, а также сделанных судом выводов о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований арбитражный апелляционный суд не находит.
Ссылка заявителя в дополнении к апелляционной жалобе на то, что его адрес изменился с 19 февраля 2018 года, не может быть принята во внимание, так как согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 21 февраля 2018 года ( л.д. 12-18 ) адресом его местонахождения было указано : Республика Татарстан, город Азнакаево, улица А.Гурьянова, д.18. По этому адресу и было вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, о чем свидетельствует уведомление о вручении (л.д.96).
В связи с вышеизложенным, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену определения суда, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлины в размере 1 500 рублей подлежит возврату МУП "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан" из федерального бюджета, как ошибочно уплаченная по платежному поручению от 23.07.2018 N 1854.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2018 года по делу N А65-13966/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить МУП "Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г.Азнакаево, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 23.07.2018 N 1854.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13966/2018
Истец: МУП "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ", г.Азнакаево
Ответчик: Азнакаевский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, г.Азнакаево
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Республике Татарстан, г.Бугульма, Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по РТ