город Омск |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А70-2547/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7694/2018) общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-студия "Спектр" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2018 по делу N А70-2547/2018 (судья Бадрызлова М.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-студия "Спектр" к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании постановления от 13.02.2018 N 2018/104,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дизайн-студия "Спектр" (далее - Общество, заявитель, ООО "Дизайн-студия "Спектр") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Тюменьстат, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 13.02.2018 N 2018/104.
Заявление Общества на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 15.05.2018 по делу N А70-2547/2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дизайн-студия "Спектр" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что суд первой инстанции в решении ошибочно указал на отсутствие при вынесении постановления законного представителя ООО "Дизайн-студия "Спектр", вместе с тем постановление содержит сведения о присутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении N 2018/104 директора Общества Кутявина И.В. Директором были даны пояснения о численности в штате только одного сотрудника, указанные пояснения не занесены в постановление. К жалобе на вынесенное постановление в подтверждение количества работников, приобщена форма по КНД 1110018 (сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год). Судом не учтены положения части 2 статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Тюменьстат представил отзыв на апелляционную жалобу, возражает против ее удовлетворения, просит оставить решение без изменения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Восьмой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ООО "Дизайн-студия "Спектр" зарегистрировано 02.10.2002 в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027200802056, ИНН 7203108115 по юридическому адресу: 62500, область Тюменская, г. Тюмень, ул. Хохрякова д. 47 офис 509; директором Общества является Кутявина И.В.
Как следует из материалов дела, 12.01.2018 должностным лицом Тюменьстат установлено, что Обществом не представлена в установленный срок форма федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", утвержденная приказом Росстата от 11.08.2016 N 414, за декабрь 2017 года, срок представления которой истек в 24 час. 00 мин. 09.01.2018. Составлено докладная записка (л. д. 22).
Уведомлением N 13-74-13/177-ДР от 16.01.2018 Обществу предложено явиться для составления административного протокола (л. д. 23).
Уведомление N 13-74-13/177-ДР от 16.01.2018 направлено Обществу 17.01.2018 (л. д. 24-26).
29.01.2018 протокол об административном нарушении составлен в отсутствии представителя Общества (л. д. 30-32), рассмотрение дела назначено на 13.02.2018.
Уведомление о рассмотрение дела 13.02.2018 направлено Обществу 30.01.2018 (л. д. 43-45).
13.02.2018 принято постановление N 2018/104, Обществу вменено в вину непредставление первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N П-1 (месячная) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за декабрь 2017 года, указано, что объяснения не представлены, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ. Указано, что ООО "Дизайн-студия "Спектр" ранее к ответственности не привлекалось, обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность не установлено, назначен административный штраф в размере 20 000 руб. Дело рассмотрено в присутствии директора Общества.
Принятое постановление N 2018/104 направлено в адрес Общества 15.02.2018 (л. д. 53-56).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о его отмене, прекращении производства по административному делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.
Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.
Субъектами ответственности за данное правонарушение могут быть лица, в обязанности которых входит представление статистической информации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение) первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации".
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм; формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 26.10.2015 N 498, действовавшей до 01.01.2018, утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-1 (месячная) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", в соответствии с которым надлежащие субъекты представляют сведения Тюменьстату по установленному адресу в срок не позднее 4-го числа после отчетного периода.
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений).
Сведения Обществом в Тюменьстат не предоставлены, что не оспаривается сторонами по делу.
Однако в апелляционной жалобе ООО "Дизайн-студия "Спектр" ссылается на то, что является субъектом малого предпринимательства, относится к микропредприятиям, численность работников не превышает 15 сотрудников.
В соответствии с пунктом 1 приказа Росстата от 26.10.2015 N 498 форму федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.
В отзыве на апелляционную жалобу Тюменьстат указывает, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении N 2018/104 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Общество отсутствовало, изменения в указанный реестр внесены только 10.08.2018 и, соответственно, заявитель на момент рассмотрения административного дела обязан был предоставлять отчетность.
Суд апелляционной инстанции отклоняет позицию заинтересованного лица как ошибочную в связи с нижеследующим.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Пункт 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ устанавливает, что в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из нижеследующих следующих требований, в частности:
а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов;
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, также установлено что:
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявитель утверждает, что им соблюдены все условия, в связи с чем, он является субъектом малого предпринимательства.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вопреки данной норме административный орган не представил доказательства того, что ООО "Дизайн-студия "Спектр" не соответствует какому-либо из названных выше критериев.
Действительно, в силу части 1, 4 статьи 4.1 Федерального закона 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.
Однако из содержания данных норм не следует, что лицо становится субъектом малого предпринимательства с момента включения в реестр.
Кроме того, согласно пункту 1 приказа Росстата от 26.10.2015 N 498 форму федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" отчетность не сдают те юридические лица, чья средняя численность работников которых за предыдущий год менее 15 человек.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы ООО "Дизайн-студия "Спектр" в части того, в материалы дела действительно представлена справка о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, согласно которой по состоянию на 01.01.2018 численность сотрудников составляет 1 человек.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не обязано сдавать отчетность в виде формы федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", доказательств того, что численность сотрудников ООО "Дизайн-студия "Спектр" более 15 человек, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя жалобы относительно ошибочности указания в судебном акте первой инстанции о вынесении постановления Тюменьстата от 13.02.2018 N 2018/104 в отсутствие законного представителя общества.
Как следует из постановления Тюменьстата от 13.02.2018 N 2018/104 на рассмотрение дела об административном правонарушении явился директор Общества Кутявина И.В., в противоречие этому указано, что объяснения лица не представлены.
Так как обязанность Общества предоставлять статистические данные не установлена законом, следовательно, в действиях Общества отсутствует события административного правонарушения.
Таким образом, судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "Дизайн-студия "Спектр".
С учетом изложенных обстоятельств, постановление N 2018/104 от 13.02.2018 является незаконным и подлежит признанию недействительным. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2018 по делу N А70-2547/2018 подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пункт 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-студия "Спектр" удовлетворить, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2018 по делу N А70-2547/2018 - отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-студия "Спектр" о признании постановления N 2018/104 от 13.02.2018 незаконным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2547/2018
Истец: ООО "ДИЗАЙН- СТУДИЯ "СПЕКТР"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО