город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2018 г. |
дело N А32-4617/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Главы КВХ Акульшиной Людмилы Вадимовны: представителя Кацук В.А. по доверенности от 19.09.2018;
в отсутствие иных лиц, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КВХ Акульшиной Людмилы Вадимовны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2018 по делу N А32-4617/2018 по заявлению индивидуального предпринимателя Главы КВХ Акульшиной Людмилы Вадимовны, индивидуального предпринимателя Акульшина Руслана Станиславовича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, третьи лица: Администрация муниципального образования Лабинский район, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края,
о признании незаконным решения, принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Глава КФХ индивидуальный предприниматель Акульшина Людмила Вадимовна (далее - предприниматель) и Акульшин Руслан Станиславович обратились (далее - заявители) в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, согласно которого просят:
- признать незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) об отказе заявителям в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:18:0601000:42, общей площадью 920 001 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", участок N 266;
- обязать департамент подготовить, подписать и направить в адрес заявителей для государственной регистрации проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0601000:42, общей площадью 920 001 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", участок N 266, сроком аренды на 10 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
Решением суда от 25.06.18г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Глава КФХ Акульшина Людмила Вадимовна подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований. Жалоба мотивирована тем, что проектирование межпоселковых газопроводов касается линейных объектов с избыточным давлением не более 1,2 Мпа, что, в свою очередь, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, от 20.11.2000 N 878, не предполагает предоставление земельных участков и установления сервитутов. Земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы последними с учетом ограничений (обременений) в режиме землепользования по целевому назначению земельных участков. Учитывая отсутствие в настоящий момент утвержденных документов территориального планирования межпоселкового газопровода, при условии, что имеющаяся в материалах дела информация Управления архитектуры, градостроительной деятельности и строительства Администрации муниципального образования Лабинский район от 26.01.2018 свидетельствует о том, что решение по подготовке проекта планировки территории не принималось, и соответственно, документация по планировке территории не готовилась, оспариваемое решение носит незаконный характер.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Департамент и администрация своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, известили суд о возможном рассмотрении жалобы в их отсутствие, в связи с чем на основании ч.ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие департамента и администрации.
В судебном заседании представитель предпринимателя настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом перовой инстанции, земельный участок из фонда перераспределения земель с кадастровым номером 23:18:0601000:42, общей площадью 920 001 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", участок N 266, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю (регистрационная запись от 30.06.2006 N 23-23-11/023/2006-073).
29.02.2008 между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Акульшиным С.Д. заключен договор аренды спорного земельного участка на основании постановления главы администрации муниципального образования Лабинский район N 903 от 29.02.2008.
Пунктом 7.2 договора срок его действия установлен до 28.02.2018.
В соответствии с приказом департамента от 17.11.2017 N 2660 "О внесении изменений в договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края от 06.12.199 N 8846000001, от 28.03.2002 N 8846000033, от 29.02.2008 N 88460000118, от 26.02.2008 N 8846000119, от 05.06.2008 N 8846000137.
Дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, от 29.02.2008 N 8846000118 в преамбулу спорного договора внесены изменения, в соответствии с которыми департамент признается арендодателем, а Акульшина Людмила Вадимовна и Акульшин Руслан Станиславович - арендатором.
В связи с истечением срока аренды, заявители 27.10.2017 обратились в департамент с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка на новый срок в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
29.11.2017 департамент направил в адрес заявителей письмо об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на новый срок на основании пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка планируется размещение газопровода.
Считая отказ департамента незаконным, заявители оспорили его в суд.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
По общему правила договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении спорного земельного участка зарегистрировано обременение в виде права аренды в пользу заявителей (Акульшина Руслана Станиславовича и Акульшиной Людмилы Вадимовны), установленное до 09.02.2018 (регистрационная запись N 23-23-11/022/2009-178).
Таким образом, заявителями подтверждено право требования заключения договора аренды спорного земельного участка на новый срок в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В силу части 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По правилам статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ устанавливает общее правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Пункт 2 данной нормы определяет, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12); земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31).
В силу пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В статье 39.16 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе согласно пункту 17 названной статьи указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
При этом согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Из материалов дела следует, что отказ департамента в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:18:0601000:42 мотивирован п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ.
По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 27 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края представлены сведения относительно обращения департамента от 02.11.2017 N 52-39836/17-32-04 о предоставлении информации о земельном участке с кадастровым номером 23:18:0601000:42.
Так, представлено письмо, адресованное первому заместителю руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края, от 15.11.2017 N 71-12940/17-0401, из содержания которого следует, что согласно схеме территориального планирования муниципального образования Лабинский район, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 N 106/23, в границах спорного земельного участка предусмотрено размещении линии газопровода. Земельный участок расположен вне границ территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории. Представленным фрагментом схемы территориального планирования муниципального образования Лабинский район также подтверждается расположение проектируемой линии газопровода в границах спорного земельного участка.
В материалы дела также представлено письмо управления строительного планирования, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Лабиснкий район от 10.11.2017 N 400/03.3.3-01, направленное в адрес начальника управления земельных отношений департамента, из содержания которого следует, что спорный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного назначения "СХ-1", на территории которой планируется размещение линии газопровода.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ департамента соответствует требованиям пункта 17 статьи 39.16 и подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Информация управления архитектуры, градостроительной деятельности и строительства администрации муниципального образования Лабинский район в письме от 26.01.2018 N 45/03.3-04 о том, что решение по подготовке проекта планировки по строительству межпоселкового газопровода высокого давления от газораспределительной станции г. Лабинска не принималось, а также о том, что, в связи с корректировкой схемы газоснабжения Лабинского района и осуществлением плановой поэтапной газификации Лабинского района внесение изменений в утвержденную схему территориального планирования Лабинского района и принятие решения по подготовке проекта планировки по проектированию и строительству газопровода к поселку Луч возможны не ранее 2030 года, не является основанием для вывода о возможности представления спорного земельного участка в аренду предпринимателю.
Как уже было указано, строительство газопровода, проходящего по спорному земельному участку, предусмотрено схемой территориального планирования муниципального образования Лабинский район, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 N 106/23.
По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 27 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Апелляционный суд также отклоняет как неосновательные доводы главы КФХ о том, что проектирование межпоселковых газопроводов касается линейных объектов с избыточным давлением не более 1,2 Мпа, что, в свою очередь, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, от 20.11.2000 N 878, не предполагает предоставление земельных участков и установления сервитутов, а так же о том земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются, и могут быть использованы последними с учетом ограничений (обременений) в режиме землепользования по целевому назначению земельных участков.
В названных главой КФХ постановлениях Правительства Российской Федерации N N 1300, 878, равно как и в п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение которого они изданы, регламентированы вопросы права на земельные участки собственников линейных объектов, находящихся над ними и под ними.
То есть, речь идёт об уже построенных объектах, которые уже находятся над землёй или под землей и, соответственно, эксплуатация которых не препятствует использованию поверхности земельного участка, под (над) которой они проходят
В данном же случае линейный объект ещё не построен, соответственно, при его строительстве будет затронута поверхность земельного участка (разрыта) для помещения под неё труб, по участку будет передвигаться строительная техника, вестись строительные работы. Это объективно не позволит использовать его поверхность для сельскохозяйственного производства и может явиться основанием для арендатора участка, которому он представлен для сельхозпроизводства, с исками о возмещении убытков от невозможности его использования по назначению.
С учётом изложенного ограничение в предоставлении участка в аренду до завершения строительства линейного объекта направлено также в целях обеспечения экономических интересов таких потенциальных арендаторов.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2018 по делу N А32-4617/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4617/2018
Истец: Акульшин Руслан Станиславович, Акульшина Людмила Вадимовна, ИП Глава КВХ Акульшина Людмила Вадимовна
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Лабинский район, Администрация муниципального образования Лабинский район, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, Департамент по архитектуры и градостроительству Краснодарского края