г. Чита |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А78-6443/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июня 2018 года по делу N А78-6443/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (ОГРН 1177536002291, ИНН 7536165014, место нахождения: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160) к Государственному унитарному предприятию "Корпорация развития" Забайкальского края (ОГРН 1027501147970, ИНН 7536041587, место нахождения: 672000, г.Чита, ул.Костюшко-Григоровича, 7) о взыскании финансовой санкции в размере 500 рублей 00 копеек за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за май 2017 года,
(суд первой инстанции - Е.А.Перевалова),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (далее - заявитель, фонд, центр) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственному унитарному предприятию "Корпорация развития" Забайкальского края (далее - заинтересованное лицо, предприятие, страхователь) с требованием о взыскании финансовой санкции в размере 500 рублей 00 копеек за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за май 2017 года.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд указал, что Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае, не является тем лицом, в полномочия (компетенцию) которого входило бы составление актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, принятие соответствующего решения по результатам проведенной проверки в отношении страхователя, не состоящего у него на регистрационном учете, и в последствии принятие мер по взысканию.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края делу N А78-6443/2018 от 28.06.2018 об отказе в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с Государственного унитарного предприятия "Корпорация развития" Забайкальского края финансовые санкции в размере 500 рублей 00 копеек за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за май 2017 года.
Полагает, что полномочиями по привлечению к ответственности, за нарушение действующего законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, по сведениям представленными страхователями после 01 июля 2017 года (даты начала деятельности Центра ПФР в Забайкальском крае) наделен Центр ПФР в Забайкальском крае.
На апелляционную жалобу отзыв не поступал.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с непредставлением Государственным унитарным предприятием "Корпорация развития" Забайкальского края в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период май 2017 года, Центром ПФР в Забайкальском крае составлен акт N 207S18170004726 от 16.08.2017 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения указанного акта начальником Центра ПФР в Забайкальском крае вынесено решение N 207S19170005251 от 22.09.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Требованием об уплате финансовых санкций от 25.10.2017 N 207S01170483056 (л.д.22) страхователю предложено в срок до 15.11.2017 уплатить сумму финансовой санкции.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требования, заявитель обратился в суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, в рассматриваемом периоде предприятие являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п, за период май 2017 года приходился на 15 число следующего за отчетным месяцем.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователь представил в УПФР в г. Чите сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2017 года - 24.07.2017, то есть с нарушением установленного законом срока, и это свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения и оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, рассматривая вопрос о законности взыскания Центром ПФР в Забайкальском крае, суд первой инстанции правильно учел следующее.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же нормативным актом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 11 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1).
Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
Страхователь в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Информация предоставляется посредством бумажного и электронного документооборота (п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При выявлении правонарушения должностное лицо территориального органа ПФР, установившее правонарушение, составляет акт (абз. 6 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (абз. 9 и 11 ст.17 Закона N 27-ФЗ).
С учетом приведенных норм следует признать, что страхователь представляет сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя.
В этом случае именно должностные лица территориального органа ПФР по месту регистрации страхователя должны проводить проверку, составлять акт по её результатам, и принимать соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Центр ПФР в Забайкальском крае создан Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации на основании Постановления от 10.03.2017 N 161п в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае и руководствуется в своей деятельности Положением о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае.
Функциями Центра ПФР в Забайкальском крае, в частности, являются регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, прием отчетности от плательщиков страховых взносов, в том числе сведений о застрахованных лицах для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, поступивших в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, проверка полноты представленных в них данных, расчетов, их обработка в информационных системах (пункты 10.11, 10.12 раздела II Положения), что соответствует вышеизложенным нормам Закона N 27-ФЗ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из представленных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) следует, что страхователь предоставил сведения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), в котором он состоит на регистрационном учет, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.
Доказательств о регистрации страхователя в Государственном учреждении - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае к моменту принятия и рассмотрения дела судом, не имеется.
На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Центр ПФР в Забайкальском крае не является тем лицом, в полномочия (компетенцию) которого входило бы составление актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, последующее принятие соответствующего решения по результатам проведенной проверки в отношении страхователя, не состоящего у него на регистрационном учете, а также принятие мер по дальнейшему взысканию.
Доводы заявителя о том, что Приказ N 406 от 30.06.2017 "О распределении полномочий по привлечению к ответственности страхователей в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предполагающий возможность наделения Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае полномочиями по применению финансовых санкций, предусмотренных статьёй 17 Закона N 27-ФЗ, безотносительно к регистрационной принадлежности страхователя обоснованно оценен судом первой инстанции критически, поскольку данный локальный ведомственный акт не может подменять полномочия соответствующего территориального органа ПФР, в котором страхователь состоит на регистрационном учете и которому сдаёт отчетность, что следует из смысла Закона N 27-ФЗ.
Доводы заявителя, согласно которым с 01.01.2017 Закон N 27-ФЗ в отличие от Федерального закона N 212-ФЗ не содержит положений, предусматривающих обязательность процедуры привлечения к ответственности страхователя территориальным органом Пенсионного фонда РФ по месту его учета, что позволяет распределять полномочия по выявлению правонарушений, вынесению решений между территориальными органами Пенсионного фонда РФ вне зависимости от места регистрации, учета страхователей, также правильно отклонены судом первой инстанции как противоречащие принципу правовой определенности, имеющему особое значение в регулировании публичных правовых отношений.
Как разъяснено в Постановлении КС РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П, необходимость соблюдения принципа правовой определенности подчеркивает и ЕСПЧ при применении содержащихся или вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод общих принципов, лежащих в том числе в основе оценки соответствия ее положениям внутригосударственного права. Согласно позициям ЕСПЧ, закон, во всяком случае, должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия.
Исходя из Постановления КС РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П, принципиально важным является соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, которое, будучи одним из принципов правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1, ч. 1 Конституции РФ), призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
В силу статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению Правления Пенсионного фонда РФ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявитель, приняв решения в отношении страхователя за пределами своей компетенции, допустило несоблюдение требований Закона N 27-ФЗ, нарушил права и законные интересы страхователя в сфере его экономической деятельности, породив правовую неопределенность в отношениях страховщика и страхователя, регламентированную законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, поэтому действия Центра по последующей процедуре взыскания признаются неправомерными.
Апелляционный суд исходит из того, что решение Центра вынесено неуполномоченным лицом, поэтому является незаконным, соответственно, не может являться правовым основанием для взыскания финансовых санкций.
Позиция суда первой инстанции соответствует складывающейся судебной практике, например, по делам А78-17224/2017, А78-3306/2018, А78-764/2018, А78-3306/2018, А78-1713/2018. При этом суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций отмечает, что ни в Законе N 27-ФЗ, ни в иных положениях законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, равно как и в Положении о государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае, утвержденном Правлением ПФР от 10.03.2017 N 161п, отсутствуют предписания о необходимости перерегистрации страхователей, ранее в соответствии с требованиями законодательства зарегистрированных в территориальных органах ПФР по месту своего нахождения. Исходя из правового регулирования то обстоятельство, что Центр в рамках ведомственного обмена фактически осуществляет обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поступивших в электронном виде, не является в настоящем деле достаточным основанием для возникновения между страхователем и указанным органом ПФР отношений по привлечению к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных выше норм и правовых позиций.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июня 2018 года по делу N А78-6443/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.