Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф05-20298/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А41-30868/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Главы КФХ Кладова Г.И.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2018, принятое судьей Гриневой А.В. по делу N А41-30868/18 по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кладова Григория Ивановича о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 23.03.2018 N 50/022/100/2018-143, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кладов Григорий Иванович обратился в арбитражный суд с заявлением со следующими требованиями:
1) Признать недействительным полностью решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 23.03.2018 N 50/022/100/2018-143, 144 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поседение Никоновское;
2) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поседение Никоновское.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2018 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных Главой КФХ требований, ссылаясь на правомерность приостановления государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Главы КФХ, заинтересованного лица и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Кладов Григорий Иванович является собственником спорного земельного участка на праве общей долевой собственности (доля в праве на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0050181:15 общей площадью 41000 кв.м), о чем в ЕГРП 30.11.2005 внесена запись регистрации N 50-50/23/084/2005-158.
18.10.2017 в результате проведения межевых работ спорный земельный участок площадью 1474 кв.м был выделен из состава первоначального участка с кадастровым номером 50:23:0050181:15 и поставлен на кадастровый учет ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" с присвоением кадастрового номера 50:23:0050181:648.
Категория и вид разрешенного использования спорного земельного участка не поменялись и остаются прежними: участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
12.02.2018 заявителем было зарегистрировано крестьянско-фермерское хозяйство, состоящее из одного члена, с присвоением кодов ОКВЭД 01.13.1 "выращивание овощей", ОКВЭД 01.13.31 "выращивание картофеля", ОКВЭД 01.24 "выращивание семечковых и косточковых культур", ОКВЭД 01.19.2 "цветоводство", ОКВЭД 01.25.1 "выращивание прочих плодовых и ягодных культур".
13.03.2018 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок.
23.03.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было вынесено решение N 50/022/100/2018-143, 144 о приостановке государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское.
Считая решение Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственной регистрации незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности приостановки государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 198 АПК РФ необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пп. 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав может быть приостановлена в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации права.
Согласно части 6 статьи 72 Закона о государственной регистрации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, Кладов Григорий Иванович является собственником спорного земельного участка на праве общей долевой собственности (доля в праве на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0050181:15 общей площадью 41000 кв.м), о чем в ЕГРП 30.11.2005 внесена запись регистрации N 50-50/23/084/2005-158.
18.10.2017 в результате проведения межевых работ спорный земельный участок площадью 1474 кв.м был выделен из состава первоначального участка с кадастровым номером 50:23:0050181:15 и поставлен на кадастровый учет ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" с присвоением кадастрового номера 50:23:0050181:648.
Категория и вид разрешенного использования спорного земельного участка не поменялись и остаются прежними: участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
13.03.2018 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок. 23.03.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было вынесено решение N 50/022/100/2018-143, 144 о приостановке государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское.
В качестве основания для приостановления указано, что спорный земельный участок имеет площадь менее, чем установлено законодательством Московской области.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с п. 1 ст. 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков.
При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно п. 2 ст. 11.5 Земельного кодекса РФ при выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок.
Статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Во исполнение указанной нормы федерального законодательства п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного на территории Московской области" установлен минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения равный 2,0 га.
Вместе с тем абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что площадь земельного участка для крестьянского фермерского хозяйства может быть менее предельно минимального размера.
12.02.2018 заявителем было зарегистрировано крестьянско-фермерское хозяйство, состоящее из одного члена, с присвоением кодов ОКВЭД 01.13.1 "выращивание овощей", ОКВЭД 01.13.31 "выращивание картофеля", ОКВЭД 01.24 "выращивание семечковых и косточковых культур", ОКВЭД 01.19.2 "цветоводство", ОКВЭД 01.25.1 "выращивание прочих плодовых и ягодных культур".
Решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства от 05.02.2018 с листом записи ЕГРИП от 14.02.2018, выпиской из ЕГРИП от 13.03.2018, уведомлением налогового органа о постановке на учет от 14.02.2018 были сданы в регистрирующий орган на государственную регистрацию права, что подтверждается распиской о государственной регистрации права.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о незаконности решения о приостановлении государственной регистрации права собственности, поскольку установлено, что заявителю, как главе крестьянского (фермерского) хозяйства не требуется земельный участок не менее 2,0 га.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что на государственную регистрацию заявителем были представлены необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации, которые позволяли осуществить внесение записи в ЕГРН о государственной регистрации права Кладова Григория Ивановича на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств законности и обоснованности решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок заинтересованным лицом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 23.03.2018 о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648 и возложил на регистрирующий орган обязанность произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050181:648.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о том, что земельные участки могут быть использованы не по целевому назначению, отклонены арбитражным апелляционным судом, поскольку они документально не подтверждены.
Решением суда первой инстанции с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу Кладова Григория Ивановича взысканы также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 60 000 рублей.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о чрезмерности взысканных судом первой инстанции расходов на представителя отклонены, поскольку характер спора является сложным (оспаривание действий регистрирующего органа), представителем Главы КФХ Кладова Г.И. выполнен большой объем работы, связанный с подготовкой процессуальных документов, представителем подготовлено значительное количество документов.
По результатам рассмотрения дела заявленные требования удовлетворены.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о чрезмерности суммы 60 000 рублей расходов на оплату услуг представителя заявителя у арбитражного апелляционного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2018 по делу N А41-30868/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30868/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф05-20298/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Кладов Григорий Иванович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО