г. Самара |
|
24 сентября 2018 г. |
Дело N А55-5320/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" - представитель Стенин Н.В.(доверенность от 26.02.2018), после перерыва представитель Пинегин А.А.(доверенность от 26.02.2018),
от Бондаренко Сергея Юрьевича - представитель не явился, извещен, после перерыва представитель Пинегин А.А.(доверенность от 03.05.2017),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель Аладин В.Ю.(доверенность от 28.12.2017), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Администрации г.о. Тольятти - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель Объедкова И.В.(доверенность от 09.01.2018), после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания",
Бондаренко Сергея Юрьевича,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 по делу N А55-5320/2018 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная
компания", к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Бондаренко Сергея Юрьевича, Администрации г.о. Тольятти, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, о признании недействительным решения от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м. и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Бондаренко Сергея Юрьевича, Администрации г.о. Тольятти, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - третьи лица), о признании недействительным решения от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м. и обязании.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возложена обязанность в месячный срок после вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" взысканы расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.
Обществу с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченную по платежному поручению N 394 от 28.02.2018 г. госпошлину в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2018 г. (резолютивная часть) по делу А55-5320/2018 в части удовлетворения второго требования заявителя, а именно: обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пятидневный срок после вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м.
Бондаренко Сергей Юрьевич подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2018 г. (резолютивная часть) по делу А55-5320/2018 в части удовлетворения второго требования заявителя, а именно: Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пятидневный срок после вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м.
В уточнениях к апелляционной жалобе Бондаренко Сергей Юрьевич просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2018 г. (резолютивная часть) по делу А55-5320/2018 в части удовлетворения второго требования заявителя, а именно:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в течении 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в своей апелляционной жалобе просит Решение арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 г. по делу N А55-5320/2018 отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от Бондаренко Сергея Юрьевича поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 08.08.2018 на 10.09.2018.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В связи с нахождением судьи Юдкина А.А. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 10.09.2018, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2018 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Кувшинова В.Е. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Юдкина А.А. на судью Кувшинова В.Е. рассмотрение дела начато сначала.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 10.09.2018 представители Бондаренко Сергея Юрьевича, Администрации г.о. Тольятти, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в их отсутствие.
В судебном заседании 10.09.2018 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 час. 55 мин. на 17.09.2018. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: oinfo@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Бондаренко Сергея Юрьевича в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации г.о. Тольятти, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение арбитражного суда первой инстанции изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Государственного Акта на право пользования землей от 28.08.1978 г. N 158 (свидетельство A-I N 103192) за заводом синтетического каучука был закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок, площадью 12,51 га, для размещения пионерлагеря "Солнечный".
Границы указанного земельного участка были определены планом землепользования.
В соответствии с постановлением мэрии г.о. Тольятти от 12.12.2011 г. N 3939-п/1 ООО "Поволжская шинная компания" указанный земельный участок был предоставлен в аренду для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка" (договор аренды от 13.01.2012 г. N 2533), сроком на 49 лет.
На земельном участке (кадастровый номер 63:09:0305025:24) с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122560 кв.м. расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Поволжская шинная компания" и Бондаренко С.Ю.: -нежилое здание (лит. А4 - спальный корпус подразделения ПЖРУ), общей площадью 995,9 кв.м.; нежилое здание (лит. А1 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 238,8 кв.м.; нежилое здание (лит. A3 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 297,6 кв.м.; нежилое здание (лит. А2 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 310,1 кв.м.; нежилое здание (лит. А - клуб-столовая ПЖРУ) площадью 1 680,8 кв.м.; нежилое здание (лит. А5 - административный корпус ПЖРУ) площадью 647,5 кв.м.; нежилое здание (лит. А 274 - трансформаторная подстанция цеха 21) площадью 37,8 кв.м., что подтверждается Договором купли-продажи от 09.06.2011, свидетельствами 63-АЖ N 138433 от 30.06.2011, 63-АЖ N 138434 от 30.06.2011, 63-АЖ N 138435 от 30.06.2011, 63-АЖ N 138436 от 30.06.2011, 63-АЖ N 138437 от 30.06.2011, 63-АЖ N 138477 от 30.06.2011, Договором купли-продажи от 10.07.2012, 63-АК N 058010 от27.09.2012.
На основании изложенного, в связи с тем, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 было осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды до 01.07.2012 г., то между Администрацией г.о. Тольятти и ООО "Поволжская шинная компания" и Бондаренко С.Ю. был заключен договор купли-продажи земельного участка от 23.08.2017 г. N 1539, что не противоречит действующему законодательству.
ООО "Поволжская шинная компания" и Бондаренко С.Ю. обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Росреестра по Самарской области от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок (кадастровый номер 63:09:0305025:24) с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122560 кв.м., и обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права и права общей долевой собственности.
Заявителями в Управление Росреестра по Самарской области представлен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 23.08.2017 N 1539, согласно которому администрация г.о. Тольятти продает, а ООО "Поволжская шинная компания" и Бондаренко С.Ю. покупают в общую долевую собственность указанный земельный участок.
Уведомлением от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726 заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на спорный земельный участок.
В качестве основания для отказа заинтересованное лицо указало, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления лесных участков в частную собственность и в связи с тем, что однозначно установить входит ли спорный земельный участок в границы Тольяттинского лесничества не представляется возможным в регистрации права собственности было отказано.
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд, удовлетворяя заявление, правомерно исходил из следующего.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав может быть проведена на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 9, 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Правовая экспертиза регистрирующего органа сводится к проверке представленных на регистрацию документов на предмет их полноты и соответствия требований Закона о регистрации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 указанного закона в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.12 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации недвижимости) отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован в суд.
Согласно ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п.2 ч.2 ст.14).
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п.3 ч.3 ст.15 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с ч.4 ст.18 Закона о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5 ст.18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
На основании пункта 5 части 1 статьи 83 ПК РФ полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, переданы органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09 октября 2013 года N 528 установлено, что министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования в целях повышения уровня жизни населения Самарской области и обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере охраны, использования, воспроизводства лесов Самарской области, иных природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Самарской области в данной сфере.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства Самарской области к полномочиям министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области относится ведение в соответствии с действующим законодательством государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Самарской области.
Учитывая наличие у министерства лесного хозяйства Самарской области полномочий по ведению лесного реестра заявителями в адрес заинтересованного лица было предоставлено письмо данного министерства от 08.11.2017 г. N 2705- 02/25875, согласно которому спорный земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.12.2008 N 435 (с изменениями от 27.04.2010, внесенными приказом Рослесхоза N 154) определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N149 "Об утверждении Лесного плана Самарской области" утвержден Лесной план Самарской области, который является основой для ведения государственного лесного реестра. Согласно указанным документам Тольяттинское лесничество располагается на землях иных категорий.
На основании части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из статьи 8 ЛK РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, определены полномочия министерства.
В компетенцию министерства входит лишь распоряжение лесными участками, расположенными на землях лесного фонда.
Пунктом 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Министерство осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Самарской области и предоставление сведения из него.
ООО "Поволжская шинная компания" 17.10.2017 обратилось в министерство с запросом о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24, расположенного по адресу: Самарская область, г.о.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м. к землям лесного фонда или лесным участкам на землях иных категорий.
Ответ министерством дан 08.11.2017 за N 270502/25875 о том, что указанный участок, согласно представленным заявителем координатам, к землям лесного фонда, а также лесным участкам на землях иных категорий не относится.
В своем отзыве Управление Росреестра по Самарской области указало, что в рамках рассмотрения дела N А55-16916/2016 рассматривался случай предоставления земельного участка в бессрочное пользование в 1994 г., то есть до проведения лесоустройства 1995 г.
Однако заинтересованным лицом не учтено, что спорный земельный участок ранее также был предоставлен в бессрочное пользование, что подтверждается государственным актом на право пользования землей A-I N 103192 от 28.08.1978 г" то есть до проведения лесоустройства 1995 г. Следовательно, обстоятельства настоящего дела аналогичны обстоятельствам дела N А55-16916/2016.
Кроме этого в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела в адрес Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) был направлен запрос о пересечении спорного земельного участка с границами Тольяттинского лесничества.
Согласно полученного ответа от 05.03.2018 г. N АВ- 03-50/3363 на основании ст.83 Лесного кодекса РФ полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Самарской области, переданы Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В данном письме указано, что приказом Рослесхоза от 18.12.2017 N 734 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения Рослесхоза от 30.12.2008 N 435", определено местоположение лесных участков, включенных в границы Тольяттинского лесничества, в соответствии с документами лесоустройства. Данное обстоятельство также прямо отражено в приложении к приказу Рослесхоза от 18.12.2017 N 734, что в свою очередь подтверждает проведение лесоустройства Тольяттинского лесничества.
В свою очередь Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области как орган, уполномоченный на ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Самарской области, в очередной раз в письме от 22.03.2018 г. N 27-05-02/6564 указало, что спорный земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится.
То обстоятельство, что согласно п.п.18 п.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков и данная информация отсутствовала у заинтересованного лица не может являться основанием для признания оспариваемого решения законным по следующим основаниям.
В соответствии с Законом N 218-ФЗ на заявителя не возложена обязанность предоставлять документы, которые обязаны предоставлять государственные органы и органы местного самоуправления.
В ч.5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ закреплено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов.
Согласно п.п.9 п.1 ст.26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В п. 10 ст.29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт.
Следовательно, как верно указал суд, именно на Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность совершать межведомственные запросы для получения информации, необходимой для проведения регистрационных действий, именно для этого предусмотрено право Управлению Росреестра по Самарской области приостанавливать государственную регистрацию прав.
Однако Управлением Росреестра по Самарской области ненадлежащим образом исполнялись возложенные на него обязанности, что подтверждается формулировкой в оспариваемом отказе: "невозможно установить входит ли заявленный на государственную регистрацию земельный участок в границы Тольяттинского лесничества".
Фактически Управление Росреестра по Самарской области отказало в регистрации права собственности на том основании, что управление не знало, является ли спорный участок лесным или нет, что недопустимо.
При этом заявителем на регистрацию права было представлено письмо 08.11.2017 г. N 2705-02/25875 министерства лесного хозяйства Самарской области, согласно которому спорный земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится.
Кроме этого на основании предложения администрации городского округа Тольятти от 07.04.2017 г. N 2866/1 приказом Рослесхоза от 18.12.2017 г. N 734 определено, что на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, располагается Тольяттинское лесничество.
При этом согласно письма администрации городского округа Тольятти от 12.02.2018 г. N 1258/5.2, направленного главному регистратору Управления Росреестра по Самарской области, спорный земельный участок в границы Тольяттинского лесничества не входит, а, следовательно, не является лесным участком.
Кроме того, в адрес государственного регистратора Управления Росреестра по Самарской области 12.02.2018 г. N 1258/5,2 администрация г.о. Тольятти направляла ответ, согласно которого спорный земельный участок не входит в границы Тольяттинского лесничества, а, следовательно не является лесным участком.
Данные обстоятельства подтверждаются Приказом Рослесхоза от 18.12.2017 N 734, согласно которого определено, что на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, располагается Тольяттинское лесничество, границы Тольяттинского лесничества установлены в соответствии с приложением к указанному приказу.
Кроме этого, данные обстоятельства, также подтверждаются материалами таксации лесов, введенным в действие постановлением мэрии городского округа Тольятти от 04.07.2014 N 2195-п/1, согласно которых, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 не входит в состав Тольяттинского лесничества.
Таким образом, как верно указал суд, на момент принятия оспариваемого отказа заинтересованное лицо обладало необходимыми сведениями о том, что спорный земельный участок не является лесным, а сам отказ фактически основан на неспособности заинтересованного лица оценить поступившие на регистрацию документы, что привело к принятию не соответствующему действующему законодательству решению и соответственно повлекло нарушение прав заявителей.
Правомерность довода заявителя также подтверждается позицией Арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, отраженной в постановлениях по делу N А55-16916/2016, с обстоятельствами, аналогичными обстоятельствам настоящего дела.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признал недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м.
В силу пункта 3 части 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации восстановление права лица, нарушенного решением, требует возложения на этот орган обязанности совершения определенных действий.
Суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права, указал на обязанность Управления Росреестра по Самарской области в месячный срок после вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м.
Однако, пунктом 7 части 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав осуществляется в срок пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственную регистрацию прав.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд изменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 по делу N А55-5320/2018, с изложением абзаца 3 резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в течении 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м."
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 по делу N А55-5320/2018 изменить.
Абзац 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в течении 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м."
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 по делу N А55-5320/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5320/2018
Истец: ООО "Поволжская шинная компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Тольятти, БОНДАРЕНКО С.Ю, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1131/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5320/18
29.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41932/18
24.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10437/18
26.06.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5320/18