г. Ессентуки |
|
08 октября 2018 г. |
Дело N А61-253/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.07.2018 по делу N А61-253/2016 (судья Дзугкоева Э.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Джиоева Марата Сослановича
о процессуальном правопреемстве должника по определению Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.04.2017 по делу N А61-253/2016,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Джиоев Марат Сосланович (далее - ИП Джиоев М.С., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФМС по РСО-Алания, управление, ответчик) о взыскании арендной платы за период с 01.01.2016 по август 2016 года в размере 1 572 900 рублей, штрафа в размере 39 322 рубля и убытков в размере 696 903 рубля, составляющих стоимость ремонтных работ для приведения помещения в состояние пригодное для эксплуатации (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.08.2016 по делу N А61-253/2016 исковые требования удовлетворены частично, с управления в пользу предпринимателя взыскана арендная плата за период с 01.01.2016 по 29.02.2016 в размере 449 400 рублей, штраф в размере 11 235 рублей, убытки в размере 696 903 рубля, судебные расходы по оплате услуг эксперта в размере 30 000 рублей и по иску в размере 7 706 рублей.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.03.2017, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.08.2016 по делу N А61-253/2016 отменено в части взыскания арендных платежей в размере 449 400 рублей и штрафа в размере 11 235 рублей и в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.08.2016 по делу N А61-253/2016 оставлено без изменения. С управления в пользу предпринимателя взыскано 7 706 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины за подачу искового заявления.
Определением суда от 12.04.2017 с управления в пользу предпринимателя взыскано 50 000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя.
На основании указанных судебных актов выданы исполнительные листы ФС N 014924227 от 15.05.2017 и ФС N 014924645 от 22.06.2017.
14.09.2017 ИП Джиоев М.С. обратился в суд с заявлением о замене должника по делу N А61-253/2016, в котором взыскатель просил:
- произвести замену УФМС по РСО-Алания на правопреемника - Министерство внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания (далее - МВД по РСО-Алания) по исполнению решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.08.2016 по делу N А61-253/2016 в соответствии с исполнительным листом серии ФС N 014924645 о взыскании в пользу ИП Джиоева М.С. убытков в размере 696 903 рубля, судебных расходов по оплате услуг эксперта в размере 30 000 рублей и 7 706 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины;
- произвести замену УФМС по РСО-Алания на правопреемника - МВД по РСО-Алания по исполнению определения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.04.2017 по делу N А61-253/2016 в соответствии с исполнительным листом серии ФС N 014924227 о взыскании в пользу ИП Джиоева М.С. судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2018, произведена замена должника по решению Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.08.2016 и постановлению Шестнадцатого арбитражного суда от 26.12.2016 по делу N А61-253/2016.
30.03.2018 от ИП Джиоева М.С. поступило заявление о разъяснении судебного акта, в котором заявитель просил разъяснить определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 по делу N А61-253/16, а именно: распространяется ли замена должника - УФМС по РСО-Алания на правопреемника - МВД по РСО-Алания на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.04.2017 по делу N А61-253/2016 о взыскании в пользу ИП Джиоева М.С. судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.04.2018 заявление предпринимателя о разъяснении определения суда от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016 удовлетворено. Предпринимателю разъяснено, что замена должника - УФМС по РСО-Алания на правопреемника - МВД по РСО-Алания не распространяется на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.04.2017 о взыскании в пользу ИП Джиоева М.С. судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей. Данным определением было установлено, что при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве должника судом не рассмотрен вопрос о процессуальном правопреемстве должника по определению суда от 12.04.2017 по делу N А61-253/2016 по исполнительному листу серии ФС N 014924227, а именно о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
В связи с чем, 25.06.2018 ИП Джиоев М.С. обратился в суд с заявлением о замене должника по определению суда от 12.04.2017 о взыскании в пользу ИП Джиоева М.С. 50 000 рублей судебных расходов по оплате услуг представителя по делу N А61-253/2016 (исполнительный лист ФС N 014924227 от 15.05.2017), с УФМС по РСО-Алания на МВД по РСО-Алания в порядке процессуального правопреемства.
Определением суда от 24.07.2018 произведена замена должника по определению Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.04.2017 по делу N А61-253/2016 с УФМС по РСО-Алания на МВД по РСО-Алания.
Не согласившись с принятым судебным актом, МВД по РСО-Алания подана апелляционная жалоба, в которой просит определение суда отменить, ссылаясь на то, что ранее предприниматель обращался с заявлением о процессуальном правопреемстве должника по исполнительным листам ФС N 014924227 от 15.05.2017 и ФС N 014924645 от 22.06.2017, по результатам рассмотрения которого вынесено определение суда от 07.11.2017 и постановление апелляционного суда от 05.08.2018. Данными судебными актами не рассмотрен вопрос о замене должника по исполнительному листу серии ФС N 014924227. Однако, по мнению апеллянта, поскольку истец не предпринял действий по обжалованию данных судебных актов, то он не вправе повторно обращаться с заявлением о процессуальном правопреемстве.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.07.2018 по делу N А61-253/2016 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчиком-должником по настоящему делу являлось УФМС по РСО-Алания.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ N 156) упразднена Федеральная миграционная служба (далее - ФМС России).
Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, ее штатная численность (с сокращением на 30 процентов).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Положения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагают, что замена стороны по делу возможна в случае ее выбытия в спорном правоотношении.
В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Судом первой инстанции установлено, что 24.08.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности УФМС по РСО-Алания. То есть, процедуры, связанные с ликвидацией управления, завершены, УФМС по РСО-Алания не обладает процессуальной правоспособностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Указом N 156 установлено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 6 Указа N 156 Правительству Российской Федерации поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом; обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной миграционной службы.
Пунктом 5 Указа N 156 предусматривалось завершение проведения организационно-штатных мероприятий в срок до 01.06.2016. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий до 01.07.2017.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 (далее - Указ N 699) утверждено Положение о МВД России, предусматривающее, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
Указом N 699 также утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - Типовое положение), подпунктом 19 пункта 13 которого на территориальный орган возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Пунктами 2, 3, 5 Типового положения предусмотрено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России. Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.
В силу подпункта 30 пункта 19 Типового положения руководитель территориального подразделения утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями.
Во исполнение пункта 7 Указа N 156 МВД России издано распоряжение от 12.09.2016 N 1/9209 "Об организации осуществления территориальными органами МВД России функций и полномочий в сфере миграции", предусматривающее передачу соответствующих полномочий должностным лицам территориальных органов МВД России на региональном уровне, в целях обеспечения непрерывности осуществления переданных МВД России функций и полномочий упраздненной ФМС России, а также с учетом организационно-структурного построения территориальных органов МВД России.
Учитывая, что полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в настоящее время возложены на МВД по РСО-Алания, являющееся территориальным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление предпринимателя о замене упраздненного управления его правопреемником - МВД по РСО-Алания по определению суда от 12.04.2017 о взыскании в пользу ИП Джиоева М.С. 50 000 рублей судебных расходов по оплате услуг представителя (исполнительный лист ФС N 014924227 от 15.05.2017).
Доводы апеллянта о необходимости прекращения производства по заявлению предпринимателя со ссылкой на то, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, подлежат отклонению, поскольку судебного акта об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя о процессуальном правопреемстве по определению суда от 12.04.2017 о взыскании в пользу ИП Джиоева М.С. 50 000 рублей судебных расходов по оплате услуг представителя, не имеется. Данное обстоятельство также подтверждается определением суда от 06.04.2018 об удовлетворении заявления предпринимателя о разъяснении определения суда от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.07.2018 по делу N А61-253/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.