г. Челябинск |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А07-8342/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2024 по делу N А07-8342/2023.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" - Андреев С.А. (доверенность N БНД/204/24 от 11.01.2024, диплом).
Северо-Уральское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северо-Уральское управление Росприроднадзора, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (далее - ООО "Башнефть-Добыча", общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 2175,63 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2024 (резолютивная часть решения объявлена 17.01.2024) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Северо-Уральское управление Росприроднадзора с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления платы по веществам "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан" (со ссылкой на то, что эти загрязняющие вещества относятся к углеводородам, в отношении которых применяются меру государственного регулирования и имеются установленные ставки платы, и могли в этом качестве быть указаны обществом в декларации с представлением пояснительной записки), а также о пропуске заявителем срока давности обращения в суд с рассматриваемыми требованиями (указывая на то, что трехлетний срок давности следует исчислять с даты истечения срока на добровольное исполнения требования от 19.05.2022 N 6, а не с даты истечения срока представления декларации за 2019 год).
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители Управления, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Башнефть-Добыча" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1090280032699 и осуществляет деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду.
04.03.2020 ООО "Башнефть-Добыча" представило в Управление первичную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2019 год.
В ходе проверки представленной декларации Управлением установлено, что в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ: "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан", а так же, в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления", не корректно применена ставка платы для отхода V класса опасности "тара деревянная, утратившая потребительские свойства". В этой связи Управление направило ООО "Башнефть-Добыча" требование от 20.09.2021 N 30 о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесение исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом от 13.10.2021 N РФ-069 общество выразило несогласие с указанным требованием, сославшись на отсутствие спорных загрязняющих в соответствующем перечне и отсутствие утвержденных в установленном порядке ставок платы за HBOC по ним.
Требованием от 18.02.2022 N 7 Управление вновь предложило обществу внести изменение в декларацию ввиду не отражения в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" - платы за выбросы загрязняющих веществ "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан", в разделе 1.1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания" - платы за выбросы загрязняющих веществ "Бутан", "Пропан", "Этан" и "Пентан", а также ввиду некорректного применения в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" ставки платы для отходов V класса опасности.
В этой связи 09.03.2022 ООО "Башнефть-Добыча" представило в Управление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2019 год, в которой уточнила сведения в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления".
В отношении иных выявленных Управлением несоответствий в первоначальной декларации обществом представлены возражения письмом от 09.03.2022 N РФ-0220.
18.03.2022 Управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 1, в соответствии с которым, по итогам проверки представленной обществом декларации выявлены нарушения ввиду не отражения в декларации в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" платы за выбросы загрязняющих веществ "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан", а также в разделе 1.1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания" - платы за выбросы загрязняющих веществ "Бутан", "Пропан", "Этан" и "Пентан".
Как указывает заявитель, с учетом приведенных в акте замечаний, за 2019 год подлежащая оплате обществом плата составила 9949056,07 руб., из них: 76623,22 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 9868844,44 руб. - плата за размещение отходов производства; 2389,25 руб. - плата за размещение твердых коммунальных отходов, 1035,16 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
В установленный срок плата за НВОС за 2019 год уплачена обществом в сумме 6689955,72 руб. С учетом имеющейся переплаты за предыдущие периоды, задолженность общества определена в размере 9482,52 руб., в том числе: 9153,56 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 274,96 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 19.05.2022 Управлением в адрес общества выставлено требование N 6 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым предложено уплатить указанную задолженность по плате за НВОС, а также начисленные на указанную задолженность пени.
Поскольку указанное требование обществом добровольно не исполнено, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением о взыскании задолженности по плате за НВОС в сумме 9482,52 руб. (в том числе: 9153,56 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 274,96 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа) и пени в сумме 175,63 руб. (в том числе в том числе: 2112,18 руб. - по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 63,45 руб. - по плате за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, указав на пропуск заявителем срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями и на отсутствие оснований для начисления платы за выбросы загрязняющих веществ "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан".
Требования заявителя относятся к заявлениям о взыскании обязательных платежей, порядок рассмотрения которых определен Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", пункта 2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 (в редакции от 13.09.2010), Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.10.2010 N 311, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 N 64, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользователей наделены бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также полномочиями по проверке правильности, полноты и своевременности перечислений по платежам за негативное воздействие на окружающую среду и взысканию задолженности по таким платежам в бюджет.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Статьей 16.3 закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1). Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2). Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии со статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ, отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год (пункт 2). Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3). Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (пункт 4). Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 7).
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, установлен распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р (далее - Перечень N1316-р).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 (далее - Постановление N 913).
В силу пункта 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
Пунктом 40 Правил N 255 предусмотрено, что в случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Из материалов дела следует, что взыскиваемая заявителем сумма обязательных платежей представляет собой плату за НВОС за 2019 год, не учтенную обществом при декларировании и доначисленную органом Росприроднадзора в связи с выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан", а также начисленные на эту сумму платы пени.
Общество полагает, что оснований для начисления платы за выбросы указанных загрязняющих веществ не имеется, поскольку эти вещества не включены в Перечень N 1316-р и в отношении них не установлены ставки платы Постановлением N 913.
Эта позиция общества поддержана судом первой инстанции.
Оспаривая выводы суда в этой части, заявитель указывает на то обстоятельство, что в соответствии с Перечнем N 1316-р, меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды применяются в том числе в отношении взвешенных веществ (пункты 10, 11 и 12), летучих органических соединений: углеводороды предельные C1-C5 (исключая метан), углеводороды предельные C6-C10 (пункты 56, 57). Установленные Постановлением N 913-р ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду дифференцированы по видам негативного воздействия, за которые взимается плата, и утверждены, в том числе в отношении взвешенных веществ и предельных углеводородов. При этом, спорные загрязняющие вещества относятся к предельным углеводородам ("Этан" (С2Н6), "Пропан" (С3Н8), "Бутан" (С4Н10) "Пентан" (С5Н12) по химическому составу относятся к группе предельных углеводородов С1-С5, поскольку имеют определенное количество атомов углерода (С) в молекуле не более 5; "Гексан" (С6Н14) относится к группе предельных углеводородов С6-С10, поскольку имеет в химическом составе молекулы 6 атомов углерода). Следовательно, по мнению заявителя, эти загрязняющие вещества являются веществами, включенными в Перечень N 1316-р, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (группа летучих органических соединений предельных углеводородов), и для которых Постановлением N 913 установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Управления в этой части и обращает внимание на то, что такая позиция соответствует разъяснениям, данным в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2019 N 19-47/298742, в котором применительно к схожей ситуации разъяснено, что ставки платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, установленные Постановлением N 913, принимаются в соответствии с наименованиями загрязняющих веществ, указанными в соответствующей разрешительной документации хозяйствующего субъекта. В отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду Постановлением N 913 не установлены, плата не исчисляется. Однако следует учитывать, что выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. Соответственно, плата в таком случае исчисляется исходя из ставок платы в зависимости от размера твердых частиц в соответствии с позициями 10-12 раздела I "Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками", утвержденными Постановлением N 913.
Кроме того, аналогичный подход применительно к начислению платы за НВОС по рассматриваемым загрязняющим веществам применен арбитражными судами различных инстанций при рассмотрении дел N А33-38284/2019 и N А33-34392/2019.
В этой связи произведенное управлением доначисление платы за НВОС по спорным загрязняющим веществам следует признать правомерным, а поддержанные судом первой инстанции возражения заявителя в этой части подлежат отклонению. Начисление платы произведено Управлением с учетом имеющегося у общества разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 30.08.2018 N 135/18, без применяемого в случае сверхнормативных выбросов увеличения платы.
В то же время следует согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем срока давности на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Так, статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлен общий срок исковой давности - три года.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09, установленный статьей 196 ГК РФ срок исковой давности применяется к отношениям, связанным с требованием о взыскании платы за НВОС.
В силу статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2).
В силу пунктов 2 и 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, датой начала течения срока исковой давности по требованию о взыскании платы за НВОС за 2019 год является 02.03.2020.
С заявлением в суд Управление обратилось лишь 21.03.2023 (что следует из соответствующей "входящей" отметки суда первой инстанции на заявлении).
В апелляционной жалобе заявитель указал на необходимость исчисления срока давности с даты истечения 10-ти дневного срока на исполнение требования от 19.05.2022 N 6.
Однако, позиция заявителя в этой части не соответствует установленному статьей 200 ГК РФ общему порядку определения начала течения срока исковой давности, в соответствии с которым, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, а по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Поскольку в настоящем случае взыскиваемая задолженность образовалась в связи с неисполнением обществом установленного законом обязательства по уплате обязательных платежей с определенным сроком оплаты (до 01.03.2020), суд первой инстанции обоснованно исчислил трехгодичный срок исковой давности с даты истечения указанного срока исполнения обязательства - 02.03.2020 и пришел к правильному выводу об истечении срока давности на дату обращения Управлением в суд с рассматриваемым заявлением (21.03.2023).
Судом первой инстанции рассмотрен и отклонен довод заявителя о необходимости исчисления такого срока с 09.03.2022, так как обществом представлялась уточненная декларация платы за НВОС за 2019 год суд находит необоснованной в связи со следующим.
В соответствии со статьей 203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
В пункте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск (пункт 12). К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом (пункт 20). Перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения (пункт 21).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2023, при определении начала течения срока исковой давности следует исходить из того, что действия ответчика по признанию долга, которые прерывают течение срока исковой давности, должны быть ясными и недвусмысленными.
Как указано выше, первоначально декларация за 2019 год представлена обществом в Управление 04.03.2020.
Требованием от 20.09.22021 N 30 Управление предложило обществу внести исправление в эту декларацию в том числе в части отражения в ней начисленной платы за выбросы загрязняющих веществ: "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан".
Письмом от 13.10.2021 N РФ-0695 общество выразило несогласие с позицией Управления в указанной части.
Требованием от 18.02.2022 N 7 Управление вновь предложило обществу внести изменение в декларацию ввиду не отражения в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" - платы за выбросы загрязняющих веществ "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан", в разделе 1.1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания" - платы за выбросы загрязняющих веществ "Бутан", "Пропан", "Этан" и "Пентан", а также ввиду некорректного применения в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" ставки платы для отходов V класса опасности.
09.03.2022 ООО "Башнефть-Добыча" представило в Управление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2019 год, в которомйуточнила сведения в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления". В отношении иных выявленных Управлением несоответствий в первоначальной декларации обществом представлены возражения письмом от 09.03.2022 N РФ-0220.
18.03.2022 Управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 1, в соответствии с которым, по итогам проверки представленной обществом декларации выявлены нарушения ввиду не отражения в декларации в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" платы за выбросы загрязняющих веществ "Этан", "Пропан", "Бутан", "Пентан" и "Гексан", а также в разделе 1.1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания" - платы за выбросы загрязняющих веществ "Бутан", "Пропан", "Этан" и "Пентан".
19.05.2022 Управлением в адрес общества выставлено требование N 6 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым предложено уплатить спорную задолженность по плате за НВОС, а также начисленные на указанную задолженность пени.
Общество в удовлетворении указанного требования отказало письмом от 08.08.2022 N ДУ-0607.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, поведение ООО "Башнефть-Добыча" не позволяет прийти к выводу о признании им требований заявителя о доначислении и довнесении платы за НВОС за 2019 год по спорным веществам, о чем заявителю было известно. В этой связи оснований полагать, что датой начала течения срока исковой давности по обязательствам внесения платы за НВОС за 2019 г. следует считать день подачи корректирующей декларации (09.03.2022) не имеется.
Истечение срока давности обращения в суд с заявленными требованиями исключает возможность удовлетворения таких требований, в связи с чем оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о необоснованности требований заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2024 по делу N А07-8342/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8342/2023
Истец: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА
Ответчик: ООО "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА"