г. Москва |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А40-128607/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ривьера"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2018 по делу N А40-128607/18, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (шифр судьи 140-3904)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ривьера"
к ИФНС России N 25 по г. Москве
о признании недействительным Решения,
при участии:
от заявителя: |
Букин П.В. по доверенности от 23.05.2018; |
от заинтересованного лица: |
Инцкирвели А.Е. по доверенности от 09.01.2018, Федорина Е.Ю. по доверенности от 04.06.2018, Павлова И.Н. по доверенности от 17.09.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ривьера" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ривьера") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 27.03.2018 N 901 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым по результатам проверки установлено исчисление суммы налога на имущество организаций, подлежащих к уплате в бюджет в заниженном размере, и заявителю доначислены налог на имущество организаций в сумме 72 388 790 руб. и пени в размере 5 000 858,91 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица против апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Инспекцией, на основании налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2017 года, проведена камеральная налоговая проверка Заявителя, по результатам которой составлено оспариваемое Решение.
Заявитель, не согласившись с Решением Инспекции, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, который решением от 23.05.2018 N 21-19/108805@ оставил без изменения Решение Инспекции, отказав в удовлетворении жалобы налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу -Москва, ул. Автозаводская, д. 18, общей площадью 273 865,5 кв. м. Кадастровый номер 77:05:0002002:4416. По данным Росреестра кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01.2016 составляет 20 682 511 527,00 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", вышеуказанное здание (г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18) включено в перечень объектов, налоговая база по налогу на имущество организаций по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
На основании ст. ст. 378.2, 383, 386 НК РФ, налоговые декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости, представляются в налоговый орган по месту нахождения данных объектов.
В связи с указанными обстоятельствами, Заявителем в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2017 года, в которой заявлена налоговая льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ.
Согласно указанной норме, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
В связи с указанными обстоятельствами Инспекцией в адрес Заявителя направлено требование от 06.10.2017 N 93564 о необходимости предоставления пояснений и документов, подтверждающих правомерность применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ.
В ответ на требования Налогового органа Заявителем представлены следующие документы: оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств" за 9 месяцев 2017 года, пояснительную записку и сведения в отношении основных средств, подлежащих льготированию. Также ранее, в ходе проведения камеральной проверки а 1 квартал 2017 года Налогоплательщик представил следующие документы: инвентарную карточку учета объектов основных средств по форме ОС-6, энергетический паспорт, per. N ЭП.4627/0051-04/2017, письмо Минэнерго России N 04-0682 от 18.05.2017 о регистрации энергетического паспорта с присвоением регистрационного номера Минэнерго N 12-827/Э-046/2017, отчет по энергетическому обследованию Общественного комплекса с торгово-складским центром по адресу г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18, разрешение на ввод в эксплуатацию от 25.12.2015 N 77-126000-0070009-2015, отчет от 2015 года N 27-10/15-Т-01 (энергетический паспорт здания, составленный на основании проектной документации (объект капитального строительства: здание многофункционального центра, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, вл. 16-18).
При проведении камеральной налоговой проверки и анализа документов, представленных налогоплательщиком, Инспекцией было установлено следующее.
В соответствии разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2015 N 77-126000-007009-215, выданным Комитетом Государственного Строительного надзора города Москвы, объект был введен в эксплуатацию в декабре 2015 года.
Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств БП00000225 (форма ОС-6) здание, расположенное по адресу г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18, поставлено на бухгалтерский учет 31.08.2016.
Налогоплательщиком представлен энергетический паспорт N ЭП.4627/0051-04/2017 (далее - Энергетический паспорт 2017 года), составленный в марте 2017 г. по результатам обязательного энергетического обследования ООО "ЭНЕРГОТЕСТ" и зарегистрированный в Минэнерго России.
Также Заявителем был представлен энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации, от 2013.
С учетом представленных документов, Инспекцией в ходе камеральных налоговых проверок было установлено, что применение Заявителем налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, является неправомерным и документально не подтвержденным.
Анализ формулировки п. 21 ст. 381 Кодекса "вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности" и Федерального закона от 07.06.2011 N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым она была введена в НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что обязательными условиями применения льготы является следующее: объект должен быть вновь введенным; данный объект должен иметь высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию; в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Содержание п. 21 ст. 381 НК РФ предполагает две категории объектов, в отношении которых применяется льгота:
1) вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;
2) вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Первая категория: данная льгота применяется в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом, как следует из положений Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности", к таким объектам относятся объекты и технологии, являющиеся движимым имуществом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений, под данную категорию, предусмотренную п. 21 ст. 381 НК РФ, налогоплательщик не подпадает.
Вторая категория: данная льгота применяется в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Анализ формулировки пункта 21 статьи 381 НК РФ "вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности" и Федерального закона от 07.06.2011 N 132-ФЗ, которым она была введена в НК РФ позволяет сделать вывод о том, что обязательными условиями применения льготы являются следующие: объект должен быть вновь введенным; данный объект должен иметь высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию; в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Объект не является имеющим высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию.
В соответствии разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2015 N 77-126000-007009-215, выданным Комитетом Государственного Строительного надзора города Москвы, объект был введен в эксплуатацию в декабре 2015 года.
Правовое значение для применения льготы, наряду с предусмотренным законодательством требованием об определении класса энергетической эффективности объекта, имеет подтверждение высокого класса энергетической эффективности объекта на момент ввода его в эксплуатацию.
Льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, распространяется не просто на объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, а на "вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности".
Разница в толковании двух вышеуказанных формулировок очевидна:
* "объект, имеющий высокий класс энергетической эффективности" -объект, соответствующий высокому классу энергетической эффективности вообще, что может быть подтверждено документом, выданным организации в любое время;
* "вновь вводимый объект, имеющий высокий класс энергетической эффективности" - объект, имеющий высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию, что подтверждается документом, полученным при вводе объекта в эксплуатацию.
На основании пункта 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должен быть представлен документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство.
Согласно пункту 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (далее -ЗОС), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора.
В соответствии с Положением о Комитете государственного строительного надзора города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП, государственный строительный надзор, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства осуществляет Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее - Комитет).
В соответствии с пунктом 4.2.3 Положения Комитет принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
На момент ввода спорного объекта в эксплуатацию выдача ЗОС осуществлялась в соответствии с Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 03.04.2007 N 211-ПП (далее по тексту - Регламент). Согласно п. 1.3 Регламента, подготовка и оформление ЗОС, выдаваемых Комитетом заявителям, осуществляются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", Постановления Правительства Москвы от 02.05.2006 N 311-ПП "Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы".
Согласно пункту 1.5 Регламента, выдачу оформленного ЗОС либо решения об отказе в выдаче ЗОС осуществляет должностное лицо, уполномоченное на основании соответствующего приказа председателя Комитета осуществлять государственный строительный надзор и проводившее итоговую проверку выполненных работ на объекте капитального строительства.
Таким образом, решение о выдаче ЗОС или об отказе в выдаче ЗОС принимается Комитетом не только на основании проектной документации, но и исходя из результатов осуществления государственного строительного надзора и итоговой проверки выполненных работ на объекте капитального строительства.
Как следует из материалов дела, Энергетический паспорт 2015 года составлен в 2015 году, то есть после ввода объекта в эксплуатацию, на основании проектной документации объекта, в орган государственного строительного надзора не предоставлялся, на предмет соответствия использованных при его составлении сведений проектной документации и характеристикам построенного объекта не проверялся, при выдаче ЗОС не учитывался.
Между тем, Заявителем заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, не представлено.
По существу, Энергетический паспорт 2015 года является документом не определяющим характеристики здания, а интерпретирующим значения величин, указанных в проектной документации, что не свидетельствует о высокой энергетической эффективности введенного в эксплуатацию объекта.
Аналогичной позиции придерживается Комитет, который в своем письме от 02.08.2017 N 09-5596/17-1 указал, что установленный в энергетических паспортах, составленных на основании проектной документации, класс энергетической эффективности носит декларативный характер и не учитывается в ЗОСах.
Таким образом, Энергетический паспорт 2015 года, составленный на основании проектной документации после ввода объекта в эксплуатацию, не является документом, подтверждающим высокий класс энергетической эффективности объекта на момент его ввода в эксплуатацию, и соответственно, не является документом, подтверждающим право Заявителя на применение заявленной льготы.
Следовательно, представленный Заявителем Энергетический паспорт 2015 года не отвечает критериям относимости и допустимости доказательства и не может быть принят во внимание при рассмотрении настоящего дела.
Иных документов, свидетельствующих об установлении высокого класса энергетической эффективности объекта на момент его ввода в эксплуатацию, Заявителем не представлено.
Из материалов дела следует, что Заявителем в 2017 году в добровольном порядке было проведено энергетическое обследование, по результатам которого получен Энергетический паспорт 2017 года. При этом спорный объект был введен в эксплуатацию в 2015 году, а льгота была заявлена за 9 месяцев 2017 года.
Письмами Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2017 N 03-05-04-01/39279, от 29.05.2017 N 03-05-04-01/32877 разъяснено, что если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, отсутствовал, льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанного объекта недвижимого имущества не применяется, в том числе в случае получения энергетического паспорта после указанной даты, поскольку при последующем получении энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности ранее поставленного на учет объекта недвижимого имущества, объект недвижимости не может считаться вновь вводимым на дату получения энергетического паспорта. Согласно пункту 1 статьи 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим, Энергетический паспорт 2017 года, составленный в отношении организации в 2017 году, надлежащим образом не подтверждает высокий класс энергетической эффективности на момент ввода объекта в эксплуатацию, т.к. получен уже после ввода объекта в эксплуатацию.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 2518/09 по делу NА50-5215/2008-А4 сформулирован вывод о том, что обязанность обосновать право на применение льготы по налогу лежит на налогоплательщике. При этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено НК РФ.
Данный вывод нашел свое отражение, в частности, в судебной практике по вопросу о применении повышающего коэффициента к норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды.
Так, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2006 по делу N А50-11313/2006-А14 (оставлено без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2007 по делу N А50-11313/06) судом было установлено, что общество при исчислении налога на прибыль за 2003, 2004 г. применило повышенный коэффициент амортизации, однако надлежащих доказательств фактического использования амортизируемых основных средств в указанные периоды в условиях агрессивной среды не представило. Суд отметил, что акты об определении условий агрессивной среды датированы 2005 г., тогда как льгота заявлена в 2002-2004 г., то есть после окончания налоговых периодов, в которых применен повышенный коэффициент амортизации, в связи с чем отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Схожие обстоятельства и выводы отражены в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу N А58-5479/2015 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2016 по делу N А58-5479/2015) (в данном деле общество заявило о применении льготы и представило подтверждающие документы в 2014 г. в отношении налоговых периодов 2010 и 2011 г.).
Таким образом, Налогоплательщиком не выполнено требование о подтверждении льготы на начало срока использования данной льготы.
В отношении объекта, принадлежащего Заявителю, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правила определения классов энергетической эффективности не предусмотрены.
Определение классов энергетической эффективности предусмотрено Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
При этом, как следует из указанного закона, определение классов энергетической эффективности возможно только в отношении товаров и многоквартирных домов.
Класс энергетической эффективности многоквартирных домов определяется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 N 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (далее - Приказ N399/пр).
Как указало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 09.08.2017 N 28242-ЕС/04, Приказ N 399/пр принят в целях реализации положений п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (далее Постановление N 18).
При этом Закон об энергосбережении четко разделяет правила определения классов энергетической эффективности и требования энергетической эффективности. Не ко всем энергоэффективным объектам Законом об энергосбережении предусмотрено установление классов их энергетической эффективности.
Так, статьей 10 Закона об энергосбережении определение классов энергетической эффективности прямо предусмотрено для товаров, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а статьей 12 указанного Закона - для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору.
При этом в статье 11 Закона об энергосбережении, в которой говорится о соответствии зданий, строений, сооружений, требованиям энергетической эффективности, не предусмотрено определение классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, а также не содержится никаких отсылок к подзаконным нормативно-правовым актам, которыми могли бы быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к таким объектам.
В свою очередь, Постановление N 18 утверждено в соответствии с положениями ст.ст.11, 12 Закона об энергосбережении N 261-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.01.2011 N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" Минстрою России (как правопреемнику Министерства регионального развития Российской Федерации) необходимо:
* по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации утвердить требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
* по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердить правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.
Таким образом, пункт 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, относится к сфере ведения Минстроя России.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 3 и статье 31 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования энергетической эффективности зданий и сооружений.
В статье 13 Технического регламента указано, что здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Следовательно, Техническим регламентом устанавливаются минимальные стандарты, которым должны соответствовать вводимые в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, в то время как порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует.
В пункте 3 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (утв. Постановлением Правительства от 25 января 2011 года N 18) указано, что требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04 отмечено: в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
Разъяснения относительно возможности определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, даны также Министерством энергетики Российской Федерации в письмах от 17.04.2017 N ИА-4031/04 и от 08.08.2017 N 04-1133.
Так, из вышеуказанных разъяснений следует, что в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством не предусмотрена. Принципы, порядок, правила определения энергетической эффективности для таких зданий, а также полномочия по их установлению нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не определены.
Законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности маркировка зданий, не являющихся многоквартирными домами, по классам энергетической эффективности не предусмотрена.
Кроме того, Минэнерго России в указанных письмах обратило внимание на то, что вопрос определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не входит в область регулирования Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.04.2018 N 305-КГ18-501 (дело N А41-90181/2016), а также правовым позициям нижестоящих арбитражных судов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 и Законом об энергосбережении N 261-ФЗ установлено определение классов энергетической эффективности исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено. Кроме того, в названном Законе, отсутствуют какие-либо отсылки к подзаконным нормативным правовым актам, которыми могли бы быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к таким объектам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 по делу N А41-90181/2016, Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2017 по делу N А65-30815/2016 (оставлено без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 и Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2017), Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2018 по делу N А19-6209/2017).
Вместе с тем, налогоплательщик, полагая, что имеет право на применение льготы на основании п. 21 ст. 381 НК РФ представил энергетический паспорт от 2015, составленный на основании проектной документации, который, по мнению Заявителя, подтверждает наличие у объекта, расположенного по адресу г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18, высокого класса энергетической эффективности на момент принятия к учету.
Вместе с тем, наличие энергетических паспортов как 2015 так и 2017 г.г., не подтверждают наличие у налогоплательщика права на применение льготы, поскольку налогоплательщик не учитывает одно из условий применения льготы, а именно, в отношении такого объекта законодательством должно быть предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Применение приказа Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" по аналогии является недопустимым в связи со следующим.
Использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, указанных в положениях данного Приказа, для определения класса энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, является некорректным в связи с особенностями энергопотребления данных объектов.
Так, Правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр установлены значения базовых уровней удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, включающие суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, в расчете на 1 кв.м. площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, используемые при установлении класса энергетической эффективности многоквартирного дома.
Однако, структура расхода энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, так же, как и требования к температурному режиму в жилых и нежилых зданиях (помещениях) различны и по величинам, и по структуре, в связи с чем, использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме для определения класса энергетической эффективности нежилого здания или сооружения необоснованно.
Налогоплательщик указывает, что установление классов энергетической эффективности зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, предполагают нормы пункта 4.5 раздела 4 СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", введенные в действие с 1 октября 2003 года Постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. N 113 (далее - СНиП 23-02-2003).
Представленные Энергетические паспорта 2013 и 2016 года не являются документами, подтверждающими высокий класс энергетической эффективности по следующим основаниям:
Энергетический паспорт не соответствует требованиям законодательства.
В Федеральном Законе об энергосбережении N 261-ФЗ и СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" класс энергетической эффективности трактуется по-разному:
- согласно п. 4, 5 ст. 2 Закона об энергосбережении:
Класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
- согласно п. 4.5 приложения Б СНиП 23-02-2003:
Класс энергетической эффективности - это обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период. Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий.
В п. 7 ч. 6 ст. 3 и ст. 31 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее -Федеральный закон N 384-ФЗ) установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования энергетической эффективности зданий и сооружений. В ст. 13 Федерального закона N 384-ФЗ указано, что здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
В соответствии с п. 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, СНиП 23-02-2003 являлись обязательными для всех типов зданий, чья проектная документация прошла экспертизу до 30 июня 2015 года.
Однако в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона об энергосбережении N 261-ФЗ, класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона об энергосбережении N 261-ФЗ, энергетическая эффективность -характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, Федеральным законом N 384-ФЗ устанавливаются минимальные стандарты, которым должны соответствовать вводимые в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, в то время как порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует.
Указанный вывод корреспондирует положениям статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
С целью устранения данного противоречия был принят СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003 и предусматривающий установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности.
Кроме того, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 30 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521.
Таким образом, в СП 50.13330.2012 также не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения Закона об энергосбережении.
Кроме того, СНиП по своей правовой природе являются техническими документами, призванными обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, а потому не могут противоречить последним.
Как указано выше, Заявителю на праве собственности принадлежат именно нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18, в связи с чем, под второе условие, предусмотренное п. 21 ст. 381 НК РФ и необходимое для применения льготы по налогу на имущество организаций, налогоплательщик также не подпадает.
Таким образом, Заявителем не соблюдены положения п. 21 ст. 381 НК РФ, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.08.2018 по делу N А40-128607/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.