город Омск |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А81-4691/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13351/2018) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2018 по делу N А81-4691/2018 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" (ИНН 8905033649, ОГРН 1048900553206) о признании незаконными действий (бездействий) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу Пироговой К.В. по доверенности N 25 от 18.12.2018 сроком действия до 31.12.2018;
в отсутствие представителя акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск" (далее - заявитель, общество, АО "Энерго-Газ-Ноябрьск") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росприроднадзора, Управление, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- о признании незаконным бездействия Управления Росприроднадзора, выразившегося в нарушении срока установленного для предоставления уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений;
- о признании незаконными действий Управления Росприроднадзора по возврату заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- о возложении на Управление обязанности по рассмотрению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- о возложении на Управление обязанности по выдаче решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2018 по делу N А81-4691/2018 признаны незаконными действия Управления по несвоевременному направлению АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" уведомления от 13.03.2018 N 1254 о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов и по возврату обществу заявления на рассмотрение материалов для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На заинтересованное лицо возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" о рассмотрении материалов для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и вынесению соответствующего решения в сроки, установленные Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что представленные АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" материалы для установления нормативов были рассмотрены, в результате чего Управлением установлены неполнота и некомплектность поданных документов, а также иные нарушения, допущенные заявителем. По мнению подателя настоящей жалобы, требования, предъявленные Управлением, не могли быть исполнены обществом до истечения срока, установленного при подаче заявления на установление нормативов.
В письменном отзыве на жалобу АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Управления Росприроднадзора поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие его обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 06.03.2018 АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" обратилось в адрес Управления Росприроднадзора с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с описью соответствующих документов.
20.04.2018 в связи с отсутствием информации об утверждении, либо об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявитель повторно обратился в Управление Росприроднадзора с письменным обращением о предоставлении соответствующих сведений.
26.04.2018 от заинтересованного лица заявителю поступило уведомление от 13.03.2018 N 1254 о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов.
Письмом от 03.05.2018 N ЭГН-2018-1709 АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" в адрес Управления направлены соответствующие материалы с описью предоставляемых документов.
Письмом от 08.05.2018 N 2502 Управление на основании пункта 10 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" возвратило в адрес общества материалы ранее направленного заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Заявив о том, что бездействием Управления нарушены срок, установленный для предоставления уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений и возврату заявления, и права АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, с чем не согласилось заинтересованное лицо, реализовав право апелляционного обжалования решения по делу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется поименованным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Федеральным законом 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) устанавливаются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок N 50), которым установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В силу пунктов 4 и 5 Порядка N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются субъектами экономической деятельности (индивидуальными предпринимателями и организациями) на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пункта 7 Порядка N 50 индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие, территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
- полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
- фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.
В силу пунктов 9 и 10 Порядка N 50, в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
На основании пункта 10 Правил N 50 в случае, предусмотренном пунктом 9 Порядка N 50, срок принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
В случае непредставления индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Росприроднадзора возвращает индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу ранее представленное заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые направляется почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней.
В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Управление Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты получения указанного заявления должно было вручить уведомление об устранении выявленных неточностей и только в случае непредставления индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Росприроднадзора возвращает заявление.
В пункте 11 Порядка N 50 отражен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении ПНООЛР.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что Управление Росприроднадзора возвратило обществу документы на основании пункта 10 Порядка N 50 в связи с неустранением обществом в полном объеме нарушений, приведенных в уведомлении от 13.03.2018 N 1254.
Оценив действия заинтересованного лица, апелляционный суд поддерживает ту их оценку, которая была им дана судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что 06.03.2018 Управлением получено заявление АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).
Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов от 13.03.2018 N 1254 Управлением направлено в адрес общества только 20.04.2018 и получено последним 26.04.2018, что подтверждается представленными в дело копией конверта и отчетом об отслеживании почтового отправления.
Указанное свидетельствует о нарушении заинтересованным лицом требований пункта 9 Порядка N 50.
Далее, Управление могло возвратить заявление его подателю по истечении 10 рабочих дней с момента получения обществом уведомления (15.05.2018 - с учетом праздничного дня).
Между тем, заявление об утверждении НООЛР в нарушение требований пункта 10 поименованного Порядка возвращено 08.05.2018.
Таким образом, основания для вывода о рассмотрении и проверке Управлением представленных АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" документов в соответствии с установленным порядком отсутствуют, доказательств тому в деле не содержится.
Учитывая, что рассмотрение заявлений и материалов указанной категории входит в компетенцию территориальных органов Росприроднадзора, суд первой инстанции принял верное решение по делу, возложив на Управление Росприроднадзора обязанность по рассмотрению поданных заявителем материалов для утверждения НООЛР.
Удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял по делу обоснованное и законное решение. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о невозможности устранения обществом выявленных Управлением недостатков в установленный первоначально срок не основан на нормах права и объективных предпосылках, представляя собой лишь оценочное суждение заинтересованного лица. Позиция заинтересованного лица не основана на положениях правового регулирования, в том числе не мотивирована конкретными правилами Порядка N 50.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба Управления оставлена без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2018 по делу N А81-4691/2018 подлежит оставлению без изменения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины ввиду подачи жалобы, поскольку ее податель освобожден от обязанности по уплате таковой.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2018 по делу N А81-4691/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.