г. Владимир |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А79-8034/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 24.12.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Пенза" (ИНН 5837061167, ОГРН 1145837002794) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2018 по делу N А79-8034/2018, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Пенза" о признании недействительным предписания Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики от 25.04.2018 N 05-34/07.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики (далее - Госветслужба Чувашии, Служба, надзорный орган) от 02.04.2018 N 13вп в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Пенза" (далее - ООО "Альфа Пенза", Общество, заявитель) проведена проверка исполнения пункта 1 предписания от 31.01.2018 N 05-34/02 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, срок исполнения которого истек 01.04.2018.
В ходе проверки Госветслужбой Чувашии установлен факт неисполнения Обществом пункта 1 предписания от 31.01.2018 N 05-34/02 с требованием:
- прием животноводческой продукции для дальнейшей ее реализации в магазинах "Красное и Белое" осуществлять при наличии ветеринарных сопроводительных документов - до 01.04.2018, в последующем - постоянно.
Кроме того, на момент проведения внеплановой выездной проверки в магазинах "Красное и Белое" ООО "Альфа Пенза", расположенных по адресам: г. Чебоксары, ул. 50 лет Октября д. 18/45; ул. Ленинградская, д. 26, пом. 1; ул. Ленинского Комсомола, д. 16; ул. Матэ Залка. д. 13; ул. Хевешская, д. 31; пр. М. Горького, д. 47б, на реализации и хранении животноводческой продукции не имелось.
Вместе с тем в магазинах по адресам: г. Чебоксары, ул. Хавешская, д. 31, ул. 50 лет Октября, д. 18/45, ул. Ленинградская, д. 26, ул. М. Горького, д. 47 б, ул. Матэ Залка, д. 13, на основании представленных Обществом товарных накладных установлен факт поступления и приемки заявителем 09.04.2014, 10.04.2018, 13.04.2018, 10.04.2018, 16.04.2018, 19.04.2018, 20.04.2018 животноводческой продукции и кормов для непродуктивных животных от ООО "Прометей" в отсутствие ветеринарных сопроводительных документов.
Проверкой установлено, что поставщику продукции - ООО "Прометей" (Республика Татарстан, с. Столбище, ул. Советская, д. 271) ветеринарные сопроводительные документы на животноводческую продукцию и корма для непродуктивных животных Главным Управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан не оформлялись.
По итогам проведения внеплановой проверки, в связи с неисполнением законных требований пункта 1 предписания Службы от 31.01.2018 N 05-34/02, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) и повторно выдано предписание от 25.04.2018 N 05-34/07, сроком исполнения 01.08.2018.
Полагая, что предписание от 25.04.2018 N 05-34/07 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), Правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденными приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (далее - Правила N 589), суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество настаивает на том, что поскольку на момент проведения внеплановой выездной проверки в магазинах "Красное и белое" на хранении и реализации животноводческой продукции не имелось, товарно-транспортные накладные, представленные надзорным органом в качестве подтверждения ее приема и реализации, не могут являться допустимыми доказательствами по делу.
По мнению заявителя, в нарушение требований Федерального закона N 294-ФЗ, в ходе проверки запрашивались документы на всю поступившую продукцию, а поскольку животноводческой продукции в реализации на момент проверки не имелось, Служба не имела права запрашивать сопроводительные документы на нее.
Общество утверждает, что предписание N 05-34/02, выданное 31.01.2018 исполнено, животноводческая продукция без сопроводительных ветеринарных документов не принималась и не реализовывалась, вследствие чего повторно выданное предписание N 05-34/07 от 25.04.2018 является незаконным.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Госветслужба Чувашии в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Общества не согласилась, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2005 N 30 Госветслужба Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим региональный государственный ветеринарный надзор, государственную политику в области ветеринарии и руководство ветеринарным делом в Чувашской Республике и входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона о ветеринарии должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять организациям и гражданам требования об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
В случае, если при проведении проверки будут выявлены нарушения юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом.
Согласно статье 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучных по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 18 Закона о ветеринарии установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Пунктами 2 и 3 указанных Правил N 589 предусмотрено, что ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется в том числе при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Таким образом, требование об обязательном оформлении ветеринарных сопроводительных документов на товары, реализуемые ООО "Альфа Пенза" (продукцию животного происхождения) является обязательным.
Проверкой установлено, что ООО "Альфа Пенза" не исполнило в установленное пунктом 1 предписания от 31.01.2018 N 05-34/02 требование о приемке животноводческой продукции для дальнейшей ее реализации в магазинах "Красное и Белое" при наличии ветеринарных сопроводительных документов - до 01.04.2018, в последующем - постоянно.
Указанное нарушение установлено на основании представленных Обществом товарных накладных от ООО "Прометей" в соответствии с которыми осуществлялась поставка Обществу для реализации животноводческой продукции и кормов для непродуктивных животных (колбаса, яйцо куриное, корм Китекат, зельц, сервелат в нарезке, грудинка по домашнему и др.). Факт приема данной продукции должностными лицами Общества подтверждается их подписями, заверенными печатями заявителя.
Отсутствие указанной продукции в магазинах "Красное и белое" на момент проведения проверки свидетельствует о ее реализации без оформления ветеринарных сопроводительных документов, в связи с чем надзорный орган выдал заявителю оспариваемое предписание от 25.04.2018.
Доводу Общества о нарушении Госветслужбой Чувашии при проведении проверки требований Федерального закона N 294-ФЗ судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, Федеральным законом N 294-ФЗ определено, что предметом внеплановой проверки кроме выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, является и соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, что и указано в части 1 статьи 10 названного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (пункт 8).
В силу части 11 статьи 11 и пункта 3 статьи 15 указанного закона при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя документы, не относящиеся к предмету проверки.
Внеплановая проверка в отношении ООО "Альфа Пенза" проведена на основании статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, основанием для ее проведения явилось истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, поэтому со стороны Госветслужбы Чувашии отсутствует нарушение порядка проведения внеплановой проверки.
В соответствии с пунктом 13 приказа от 02.04.2018 N 13вп о проведении внеплановой выездной проверки в отношении заявителя для достижения целей и задач проверки у Общества запрашивались документы, подтверждающие выполнение ранее выданного предписания.
Служба не запрашивала дополнительных документов, не относящихся к предмету проверки. Доказательств, свидетельствующих об обратном, Общество не представило.
В данном случае запрошенные у Общества документы относятся к предмету внеплановой проверки, поскольку вывод об исполнении заявителем выданного ему предписания зависит от результатов их рассмотрения.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу, что надзорный орган провел в отношении Общества проверку с соблюдением положений Федерального закона N 294-ФЗ, грубых нарушений, являющихся основанием для признания ее результатов недействительными, судом не установлено.
Суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "Альфа Пенза" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению N 34933 от 25.10.2018, подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2018 по делу N А79-8034/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Пенза" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Пенза" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 34933 от 25.10.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.