г. Челябинск |
|
12 января 2024 г. |
Дело N А07-4020/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТР-Неруд" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2023 по делу N А07-4020/2023.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "СТР - Неруд" - Галиева А.И. (паспорт, доверенность от 03.05.2023, срок действия три года, диплом),
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Шайдуллин В.Ф. (паспорт, доверенность от 12.12.2023, срок действия до 31.12.2024, копия диплома).
Общество с ограниченной ответственностью "СТР-Неруд" (далее - заявитель, общество, ООО "СТР-Неруд" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, МЗИО РБ) о признании незаконным выраженного приказом N 3169 от 10.11.2022 решения МЗИО РБ об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, о признании незаконным решения МЗИО РБ по жалобе N 767393 от 11.01.2023, об обязании МЗИО РБ не позднее двухнедельного срока принять решения о переводе земельного участка в категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "СТР-Неруд" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными выраженного приказом N 3169 от 10.11.2022 решения Министерства об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, а также решения по жалобе N 767393 от 11.01.2023.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом первой инстанции процессуальных требований к мотивировочной части решения и срокам его изготовления. Указывает, что заключение межведомственной комиссии по итогам заседания, проведенного с нарушением срока, не может служить надлежащим основанием для решения об отказе в переводе земельного участка. Протокол заседания комиссии утвержден лицом, которое не является ее председателем. Оспариваемое решение также принято за пределами срока предоставления государственной услуги и подписано не министром, а заместителем министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
По мнению апеллянта, судом не дана оценка генеральному плану сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденному решением от 25.10.2022 N 30/240, которым наряду с генеральным планом, утвержденным решением от 12.02.2019 N 39/288 подтверждается отнесение спорного участка к категории земель промышленности. Указанное подтверждалось соответствующими письмами Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, а также согласованиями государственных органов при оформлении лицензии на недропользование. Также судом не дана оценка доказательствам отсутствия водного объекта на земельном участке.
Ссылаясь на противоречивость выводов суда первой инстанции о восстановлении нарушенных прав общества в связи с фактическим принятием решения о переводе земельного участка, податель жалобы утверждает о длительном нарушении прав общества, выраженном в недостижении целей недропользования, невозможности выполнить предусмотренные лицензией обязанности недропользователя по вводу месторождения в эксплуатацию не позднее 52 месяцев с момента государственной регистрации лицензии и выходу на проектную годовую добычу не позднее 2023 года. В такой ситуации суд должен был ограничиться признанием оспариваемых решений незаконными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
От МЗИО РБ поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно; представитель заявителя представил возражения на отзыв.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан 18.06.2018 года обществу "СТР-Неруд" выдана лицензия серии УФА N 03361 ТЭ на геологическое изучение, разведку и добычу песчано-гравийной смеси на участке Новотроевская площадь в муниципальном районе Стерлитамакский район Республики Башкортостан сроком до 01.07.2023 (л.д. 30 т. 1).
Участок недр Новотроевская площадь расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, площадью 352624 кв. м, по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: пастбища и относится к землям государственная собственность на которые не разграничена (т.2 л.д. 129)
Неотъемлемой частью, выданной лицензии является Приложение N 1N УФА03361ТЭ - условия пользования недрами в целых геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Новотроевская площадь в муниципальном районе Стерлитамакский район.
Пунктом 4.1 указанного соглашения закреплено право недропользователя на использование лицензионного участка для осуществления любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.
Пунктом 5 указанных условий закреплены обязанности недропользователя, включающие обязанность оформления отвода земельного участка до начала добычных работ.
07.09.2022 обществом "СТР-Неруд" посредством интернет портала предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан подано заявление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, площадью 352624 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях недропользования. К заявлению приложен проект рекультивации земель, согласованный 06.09.2022 года (т.1 л.д. 70-114).
09.11.2022 состоялось заседание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Башкортостан и перевода земель или земельных участков из одной категории в другую (протокол N 21, т.1 л.д. 41-49).
По ходатайству общества "СТР-Неруд" о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666 межведомственной комиссией, по рассмотрению вопросов реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Башкортостан и перевода земель или земельных участков из одной категории в другую (далее - межведомственная комиссия) принято отрицательное заключение, поскольку генеральный план сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предусматривающий отнесение названного земельного участка к планируемой производственной зоне по перечню предприятий и месторождений полезных ископаемых "Красноярское месторождение" не имеет статуса "действующий" и находится на рассмотрении в согласительной комиссии (т.1 л.д. 46).
Приказом от 10.11.2022 N 3169 Министерство отказало обществу в переводе земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, площадью 352624 кв. м, расположенного в административных границах муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях недропользования (л.д. 50-51 т. 1).
Причиной отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую явилось установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.
Поданная обществом жалоба на приказ от 10.11.2022 N 3169 оставлена Министерством без удовлетворения (т.1 л.д. 118).
Посчитав, что приказ от 10.11.2022 года N 3169 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В период рассмотрения дела судом первой инстанции межведомственной комиссией, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2015 N 21 принято решение о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, площадью 352624 кв. м, расположенного в административных границах муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях недропользования (геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийной смеси на участке Новотроевская площадь) при условии соблюдения запретов и ограничений в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, что подтверждается выпиской из протокола N 15 от 14.08.2023 заседания межведомственной комиссии (т.2 л.д. 153-154).
16.08.2023 Министерством издан приказ N 2007 о переводе вышеназванного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях недропользования (геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийной смеси на участке Новотроевская площадь) (т.2 л.д. 121).
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции, на основании сведений об издании Министерством приказа N 2007 от 16.08.2023, пришел к выводу о восстановлении нарушенных прав общества, в связи с чем отказал в их удовлетворении.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Такие земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (статьи 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правилами статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, нормой 7 Федерального закона N 172-ФЗ отнесена добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Анализ изложенных норм применительно к обстоятельствам настоящего спора позволяет сделать вывод о допустимости перевода земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666 из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых и при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2015 N 21 решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо отказе в переводе принимается Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на основании заключения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Башкортостан и перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. В свою очередь, заключение межведомственной комиссии основывается на заключениях профильных министерств Республики Башкортостан.
Обстоятельства обращения в Министерство общества "СТР-Неруд", как правообладателя лицензии на право пользования недрами обладателя с заявлением о переводе в переводе из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, с предоставлением проекта рекультивации нарушенных земель, не являются спорными.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В рассматриваемом случае единственным основанием для принятия Министерством оспариваемого приказа послужило несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков документам территориального планирования муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений.
В силу статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения в порядке, предусмотренном названной нормой.
Решением Совета сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан N 39/88 от 12.02.2019 были утверждены документы территориального планирования о внесении изменений в генеральный план поселения, предусматривающие перевод земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с разрешенным использованием недропользование (т.2 л.д. 17-59).
Решением Совета сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан N 30/40 от 25.10.2022 утвержден генеральный план сельского поселения (т.1 л.д. 38).
Протоколом нотариального осмотра доказательств подтвержден статус названного документа "действующий" (т. 2 л.д. 4-7).
Об утверждении генерального плана и переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения Администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан сообщила Министерству в ответе от 26.10.2022 на межведомственный запрос (т.1 л.д. 115).
Указанные документы подтверждают, что в отношении спорного земельного участка установлена производственная зона для дальнейшего перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с целью разработки Красноярского месторождения.
При этом заявитель, являясь правообладателем лицензии на право пользования недрами, вправе требовать перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами.
Действия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих те или иные полномочия, должны быть согласованными и непротиворечивыми, позволяющими осуществлять субъектам предпринимательской деятельности реализацию прав, которые им принадлежат в связи с получением лицензий. Соответственно общество, получившее лицензию на право пользования недрами, вправе рассчитывать на согласованность действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, выдавшего лицензию на право пользования недрами и вместе с тем, отозвавшего ранее согласованный проект внесения изменений в исследуемый генеральный план, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, уполномоченного на рассмотрение обращений о переводе земельных участков из одной категории в другую, их взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального района Стерлитамакский район по спорному вопросу.
Приведенные в ходе рассмотрения дела доводы о неактуальности согласований генерального плана поселения и расположения земельного участка в водоохранной зоне неустановленного водного объекта не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отказа в согласовании изменения категории земель. Названное подтверждают последующие заключения профильных министерств (т.2 л.д. 155-157), принятие положительного заключения межведомственной комиссией оформленное выпиской из протокола N 15 от 14.08.2023 (т.2 л.д.153) и издание Министерством приказа N2007 от 16.08.2023 о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях недропользования (геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийной смеси на участке Новотроевская площадь) (т.2 л.д. 121).
Таким образом, оспариваемый заявителем приказ Министерства N 3169 от 10.11.2022 не соответствует закону.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из восстановления прав общества изданием Министерством приказа N 2007 от 16.08.2023 об изменении категории земельного участка.
Между тем, оспариваемый заявителем ненормативный правовой акт подлежит правовой оценке на дату его издания, следовательно, оценка нарушенного права заинтересованного лица также должна осуществляться на дату издания такого акта.
Из материалов дела следует, что на дату издания приказа Министерства N 3169 от 10.11.2022 общество "СТР-Неруд" являлось обладателем действующей до 01.07.23 лицензии на пользование недрами.
Из приведенного выше обоснования следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивается его целевым назначением.
Таким образом, неправомерный отказ в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения нарушает права общества на пользование недрами.
В приложении к лицензии определены условия пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Новотроевская площадь в муниципальном районе Стерлитамакский район, обязанности недропользователя и сроки выполнения лицензионного соглашения. Указано, что лицензиат не позднее 52 месяцев с момента государственной регистрации лицензии обязан ввести в эксплуатацию месторождение полезных ископаемых на лицензионном участке с выходом на проектную годовую добычу общераспространенных полезных ископаемых не позднее 2023 года в объеме, установленном техническим проектом разработки полезных ископаемых (раздел 5).
С учетом названных обязанностей, даты окончания срока действия лицензии 01.07.2023 и ее последующего продления до 01.07.2033, принятие 16.08.2023 Министерством решения об изменении категории земельного участка, не исключает несоответствие оспариваемого акта закону и не свидетельствует об отсутствии нарушений прав заявителя на дату издания оспариваемого приказа - 10.11.2022.
Приведенные судом первой инстанции ссылки на пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 28.06.2022 N 21) являются необоснованными, поскольку фактическое восстановление прав заявителя изданием последующего решения Министерства к изменению правового регулирования во времени не относится.
Как разъяснено в пункте 25 постановления от 28.06.2022 N 21, суд вправе прекратить производство по делу об оспаривании решения органа или лица, наделенных публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено, совершены необходимые действия (прекращено оспариваемое бездействие) и перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса). Производство по делу не может быть прекращено при наличии оснований полагать, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), которые могут быть защищены посредством предъявления другого требования в рамках данного или иного дела, основанного на незаконности оспоренного решения, действий (бездействия).
Существо допущенного Министерством нарушения прав общества, выразившего в невозможности осуществления недропользования в период действия лицензии и приведенное подателем апелляционной жалобы обоснование о намерении дальнейшей защиты нарушенных прав (в том числе путем возмещения убытков), исключают прекращение производства по делу.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Вместе с тем, как разъяснено в абзацах 2, 5 пункта 26 постановления от 28.06.2022 N 21 суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований и ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (в том числе при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
С учетом состоявшегося перевода земельного участка заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в части недействительности приказа Министерства от 10.11.2022 N 3169.
Поскольку решение Министерства N 767393 от 11.01.2023 по жалобе общества на приказ от 10.11.2022 N 3169 не создает прав и обязанностей, не связанных с вышеназванным приказом и носит по отношению к нему производный характер, судебная коллегия оценивает требования заявителя в качестве единого, направленного на проверку законности решения об отказе в переводе земельного участка. Основания для признания недействительным решения Министерства по жалобе N 767393 от 11.01.2023 в самостоятельном порядке отсутствуют.
В связи с неправильным применением норм материального права и несоответствиям выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием судебного акта об удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 10.11.2022 N 3169.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины понесенные заявителем за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции (платежные поручения N 13 от 09.03.2023, N 21 от 20.11.2023) распределяются в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат возмещению за счет Министерства.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой уплата государственной пошлины ее подателем произведена в размере 3000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета основании подпункта 3, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2023 по делу N А07-4020/2023 отменить.
Признать недействительным приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 10.11.2022 N 3169 об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 02:44:110901:666, площадью 352624 кв. м, расположенного в административных границах муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях недропользования.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТР-Неруд" 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СТР-Неруд" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 21 от 20.11.2023 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4020/2023
Истец: ООО СТР-НЕРУД
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан