г. Саратов |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А12-24053/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 24.12.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 27.12.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичёва С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский водоканал"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 сентября 2018 года по делу N А12-24053/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский водоканал" (ОГРН 1153458010342, ИНН 3458001509, 404171, Волгоградская область, р. Светлоярский, р. п. Светлый яр, пер. Виноградный, д. 23)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области (ОГРН 1043400947017, ИНН 3426010758, 404171, Волгоградская область, р. Светлоярский, р. п. Светлый яр, ул. Спортивная, 16)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области - Кузнецова Ю.В., доверенность N 61 от 18.12.2017 (срок доверенности по 31.12.2018).
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский водоканал" (далее - МУП СМР "СВК", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области N 28891 от 11.01.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП СМР "СВК" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление МУП СМР "СВК" удовлетворить.
МУП СМР "СВК" в судебное заседание не явилось. Надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 15.11.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области (далее - МИФНС N 8 по Волгоградской области, налоговый орган) представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.08.2017 МУП СМР "СВК" представило в налоговый орган по месту учета уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года, в которой отражен счет-фактура от 01.04.2014 N 340/0000010082 на бездоговорное потребление электроэнергии на сумму 20 983 130,39 руб., в том числе НДС - 3 200 816,50 руб., выставленный от имени ОАО "МРСК Юга" в адрес муниципального унитарного предприятия Светлоярского городского поселения "Светлоярское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "СКХ").
Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года, представленной МУП СМР "СВК", по результатам которой составлен акт N 06-20/21991 от 15 ноября 2017 года и вынесено решение N 28891 от 11.01.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Проверкой установлена неполная уплата Обществом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2017 года в размере 1 707 395,50 руб., что явилось основанием привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 341 479,10 рублей.
Основанием начисления налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о неправомерном применении предприятием налоговых вычетов по НДС по причине пропуска предусмотренного п. 1.1 ст. 172 и п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) трехлетнего срока, с момента окончания налогового периода, в котором возникло право на их применение. Кроме того, налоговым органом сделан вывод о том, что поставленный товар (электроэнергия) лицу, находящемуся на специальном режиме налогообложения, правопреемником которого является МУП СМР "СВК", не мог быть использован в деятельности, облагаемой НДС.
МУП СМР "СВК", не согласившись с решением N 28891 от 11.01.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области, в порядке, предусмотренном ст.ст. 101.2, 138 - 139 НК РФ, обратилось с жалобой в УФНС России по Волгоградской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области N 476 от 12 апреля 2018 года апелляционная жалоба МУП СМР "СВК" на решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области N 28891 от 11.01.2018 частично удовлетворена, решение N 28891 от 11.01.2018 отменено в части начисления штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 170 739,55 рублей в связи с применением обстоятельств, смягчающих ответственность (т. 1 л.д. 21-26).
Заявитель, не согласившись с выводами налогового органа, обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у МУП СМР "СВК" пропущен трёхлетний срок для реализации права на предъявление к вычету налога на добавленную стоимость по предъявленной счёт-фактуре, доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий, не позволивших заявить вычет по НДС в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 173 Кодекса, не представлено.
Также, суд первой инстанции пришёл к выводу, что МУП "СКХ" с 29.08.2011 и до момента реорганизации применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", не являясь плательщиком НДС, поэтому электроэнергия не могла быть использована МУП "СКХ" в деятельности, облагаемой НДС, что дополнительно подтвердило нарушение норм п. 2 ст. 171 НК РФ и, соответственно, необоснованное применение вычета по НДС в оспариваемой сумме.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 01.08.2017 МУП СМР "СВК" представило в налоговый орган по месту учета уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2017года, в которой отражен счет-фактура от 01.04.2014 N 340/0000010082 на бездоговорное потребление электроэнергии на сумму 20 983 130,39 руб., в том числе НДС - 3 200 816,50 руб., выставленный от имени ОАО "МРСК Юга" в адрес Муниципального унитарного предприятия Светлоярского городского поселения "Светлоярское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "СКХ").
Предприятием во втором квартале 2017 года применен налоговый вычет по указанному счету-фактуре в размере 1 707 395,50 рублей (сумма покупок с НДС - 11 192 926,05 руб.).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП СМР "СВК" зарегистрировано в качестве юридического лица 6 августа 2015 года и является правопреемником МУП "СКХ", которое 6 августа 2015 года прекратило деятельность в результате реорганизации в форме слияния и в адрес которого выставлен счет-фактура (т.1, л.д. 29-36).
Статья 171 Налогового кодекса предусматривает право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса, на установленные статьей 171 Налогового кодекса налоговые вычеты, которые по общему правилу производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Статья 172 Налогового кодекса, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможность применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) получены, после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов, в том числе счетов-фактур.
Пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Как следует из положений пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
Пунктами 27, 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
Таким образом, из совокупности указанных положений Кодекса следует, что налогоплательщик вправе претендовать на вычет налога, заявленного в налоговой декларации, в том числе уточненной, в течение трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для использования вычетов.
Согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.
При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года (пункт 4 статьи 6.1 НК РФ).
В данном случае счет-фактура от 01.04.2014 N 340/0000010082 выставлен ОАО "МРСК Юга" в адрес МУП "СКХ" на основании акта N 001108 от 31 марта 2014 года о неучтенном потреблении электроэнергии.
Все условия для предъявления налога на добавленную стоимость к вычету соблюдены во 2 квартале 2014 года.
Как указал Конституционный Суд РФ в п. 2.2 Определения от 24.03.2015 N 540-0, датой возникновения обязанности по уплате НДС, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов, является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации.
Таким образом, течение трехлетнего срока для реализации права на предъявление к вычету налога на добавленную стоимость по указанному счету-фактуре начинается с 30.06.2014 и заканчивается 30.06.2017.
Поскольку налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017 года подана 01.08.2017, то есть за пределами срока, предусмотренного приведенной нормой Кодекса, у предприятия отсутствует право на применение вычета по спорной счет-фактуре.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 4 сентября 2018 г. N 308-КГ18-12631.
При этом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что налогоплательщик не представил доказательства, подтверждающие наличие объективных препятствий, не позволивших заявить вычет НДС в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 173 Кодекса.
Довод заявителя о необходимости продления трехлетнего срока на 25 дней, предусмотренных пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса для представления налоговой декларации, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку не соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 540-О, согласно которой датой возникновения обязанности по уплате налога, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов, является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что при применении налоговых вычетов заявителем не соблюдены условия, предусмотренные для реорганизованного юридического лица.
Согласно п. 5 ст. 162.1 НК РФ в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом настоящего пункта, производятся правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником (правопреемниками) этой организации.
Таким образом, только при оплате НДС реорганизованной (реорганизуемой) организацией или правопреемником этой организации продавцам товаров (работ, услуг) правопреемник имеет право принять к вычету сумму фактически уплаченного налога.
Судом первой инстанции установлено, что решением арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2015 года по делу N А12-34567/2014 с Муниципального унитарного предприятия Светлоярского городского поселения "Светлоярское коммунальное хозяйство" (ИНН 3426014248, ОГРН 113458001161) в пользу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала ОАО "МРСК ЮГА" - Волгоградэнерго" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) взыскана стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии в размере 20983130,39 руб. на основании акта серии ЮЛ N 001108 от 31.03.2014 о неучтенном потреблении электроэнергии.
Заявителем в суд представлена справка, что на основании исполнительного листа по делу N А12-34567/2014 с расчетного счета МУП СМР "СВК" взыскано только 278 695,53 рублей.
Таким образом, доказательств оплаты по счету-фактуре от 01.04.2014 N 340/0000010082 предъявленного к вычету НДС предприятием не представлено.
Также судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что МУП "СКХ" с 29.08.2011 и до момента реорганизации применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", не являясь плательщиком НДС.
Следовательно, электроэнергия не могла быть использована МУП "СКХ" в деятельности, облагаемой НДС, что дополнительно свидетельствует о нарушении норм п. 2 ст. 171 НК РФ и, соответственно, о необоснованном применении вычета по НДС в оспариваемой сумме.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, пришёл к обоснованному выводу о неправомерном заявлении МУП СМР "СВК" вычетов по НДС.
В отношении довода заявителя о необходимости применения налоговым органом обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, судом первой инстанции также правомерно отмечено, что обстоятельство в виде признания МУП СМР "СВК" несостоятельным (банкротом) было признано решением Управления от 11.04.2018 N 476 в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 статьи 112 НК РФ, пункта 3 статьи 114 НК РФ размер штрафных санкций, наложенных по решению инспекции от 11.01.2018 N 28891, был уменьшен в два раза.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал МУП СМР "СВК" в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы налогоплательщика, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба МУП СМР "СВК" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 сентября 2018 года по делу N А12-24053/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.