г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А56-82158/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Фукс А.Ю., по доверенности от 01.01.2018
от ответчика: Купянская А.А., по доверенности от 19.11.2018, Федорова Ю.В., по доверенности от 09.07.2018
от 3-х лиц: 1) Новикова Е.А., по доверенности от 01.02.2018; 2) Бабаев Ф.Р., по доверенности от 06.11.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29338/2018) ООО "ОМЗ-Спецсталь" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2018 по делу N А56-82158/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "ОМЗ-Спецсталь"
к Санкт-Петербургской таможне
3-и лица: 1) ООО "Эврика-Логистик"; 2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения прав
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОМЗ-Спецсталь" (далее - ООО "ОМЗ-Спецсталь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 15.06.2018 об отказе в выпуске товара N 2 по декларации на товары (далее - ДТ) N 10210100/070218/0003360 и об обязании Таможни устранить допущенные нарушения путем выпуска задекларированного товара N 2 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Эврика-Логистик" (далее - ООО "Эврика-Логистик") и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее- Служба, Росприроднадзор).
Решением суда от 25.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ОМЗ-Спецсталь" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что перед таможенным экспертом не ставился вопрос, обладает ли спорный товар признаками, позволяющими его отнести к опасным отходам, эксперт подтвердил, что товар представляет собой продукт на основе золы рисовой шелухи и используется в литейном производстве слитков из стали. Заявитель указывает, что зола рисовой шелухи (лузги) или продукты на основе последней в разделе 2.3 Перечня опасных отходов отсутствуют, зола от сжигания лузги рисовой имеет 5 класс опасности, между тем производный продукт может обладать разными физическими и химическими свойствами в зависимости от процесса изготовления продукта и его назначения и может не являться опасным отходом. По мнению заявителя, письмо Росприроднадзора от 20.01.2016 не может являться надлежащим доказательством по делу ввиду отсутствия у Росприроднадзора полномочий на выдачу заключений об отнесении товаров к опасным, тогда как в паспорте смеси указано на отсутствие опасных ингредиентов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "Эврика-Логистик" поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя.
Представители таможенного органа и Росприроднадзора против удовлетворения апелляционной жалобы возразили по основаниям письменных отзыва и пояснений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым контрактом от 30.10.2009 N 289/10/2009, заключенным между ООО "ОМЗ-Спецсталь" (покупатель, Россия) и "VESUVIUS GmbH" (продавец, Германия), по ДТ N 10210100/070218/0003360 на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с привлечением услуг таможенного представителя ООО "Эврика-Логистик" ввезены и задекларированы товары, в том числе товар N 2 "Продукт на основе золы из рисовой шелухи (cas:71630- 92-7), предназначен для использования в технологическом процессе литейного производства в качестве засыпки литейных форм и ковшей для теплоизоляции зеркала жидкого металла, не является отходами: противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370 5/PB+PC; состав: природный диоксид кремния (SIO2) - 90.0 %, углерод (С)- 5,0%, оксиды натрия и калия (NA2O+K2O) - 2.3%, вода (H2O) - менее 1.5 %, оксид железа (FE2O3) - менее 1.0 %, оксид кальция - менее 1.0 %; Производитель VESUVIUS GMBH Тов.знак VESUVIUS Торг. знак, марка SLAX Модель SLAX 1370 Артикул 989795 Кол-во 10506 кг. Страна происхождения - Германия. Вес брутто: 10876 кг., нетто - 10820/10506 кг.". Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2621 90 000 0. Ставка таможенной пошлины - 5%. НДС - 18%.
Товары поступили по следующим транспортным и коммерческим документам:
- книжка МДП от 04.02.2018 N XX81190761;
- CMR (ТТН) от 01.02.2018 N 18/1/12439;
- инвойс от 01.02.2018 N 32017232 RI;
- контракт от 30.10.2009 N 298/10/2009.
В рамках осуществления таможенного контроля с целью идентификации товара уполномоченным должностным лицом Южного таможенного поста принято решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы от 08.02.2018 N 10210100/080218/ДВ/000015.
Произведен отбор проб и образцов товара (Акт отбора проб и образцов N 10210100/090218/000005 от 09.02.2018). Пробы и образцы товара направлены в экспертное учреждение ЭКС ЦЭКТУ г. Санкт-Петербурга для проведения экспертизы.
19.03.2018 Южным таможенным постом получено заключение ЭКС ЦЭКТУ г. Санкт-Петербурга от 15.03.2018 N 12402003/0003774, сроки выпуска товара продлены на основании пункта 7 статьи 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) на срок проведения проверки (выпуск товаров не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 121 ТК ЕАЭС).
30.03.2018 декларанту направлен запрос о предоставлении до 16.04.2018 документов: лицензии или заключения (разрешительный документ) на импорт (экспорт) ввозимого товара.
12.04.2018 от представителя декларанта поступило письмо с просьбой продлить срок выпуска товара N 2 до 21.05.2018 в связи с необходимостью получения ответа Росприроднадзора.
Сроки выпуска товара продлены в соответствии с пунктом 7 статьи 119 ТК ЕАЭС до 21.05.2018.
21.05.2018 от представителя декларанта поступило письмо с просьбой продлить срок выпуска товара N 2 до 21.05.2018 до получения ответа Росприроднадзора.
Сроки выпуска товара продлены до 07.06.2018 в соответствии с пунктом 7 статьи 119 ТК ЕАЭС.
09.06.2018 на Южный таможенный пост от таможенного представителя поступило письмо исх.N Эл-91/2018 от 09.06.2018 (вх. N 3844 от 09.06.2018) о том, что получение каких-либо лицензий или разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов не требуется. Запрашиваемые таможенным органом разрешительные документы не могут быть представлены, поскольку в силу закона не могут быть получены в соответствующих уполномоченных органах.
Таможенным органом повторно направлен запрос декларанту с указанием цели запроса: "окончательное решение может быть принято при условии предоставления декларантом в отношении задекларированного по ДТ товара N 2 разрешения на ввоз".
Ни декларантом, ни таможенным представителем разрешительные документы не представлены.
15.06.2018 должностным лицом Южного таможенного поста принято решение об отказе в выпуске товара N 2, задекларированного по ДТ N 10210100/070218/0003360, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с несоблюдением условий выпуска, не предоставлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ) экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающего лицензирование или иную форму их государственного регулирования.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под "перемещением товаров через таможенную границу Союза" понимается - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры, в том числе таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры, в том числе таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций. Таможенные органы вправе требовать от лиц, определенных ТК ЕАЭС, представления только тех документов и (или) сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом:
1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;
2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.
При невыполнении условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в соответствии с пунктом 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров.
Согласно пункту подпункту 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии с заключением таможенного эксперта N 12402003/0003774, идентифицирующего товар как золу из рисовой шелухи (информация об этом факте в 31 графе отсутствует), и подтвержденным кодом 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС, товар N 2, обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в раздел 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Перечень), а именно:
- Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп), в том числе: шлаки котельные, остатки твердые, солесодержащие и дымоулавливающих устройств топочных агрегатов с традиционным топливом (без реактивного гипса), летучие золы и пыль топочных установок (за исключением летучих зол и пыли установок по сжиганию отходов и пиролизных установок), нейтрализованная красная глина от производства глинозема, зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая) (код ТН ВЭД ЕАЭС - из 2620, из 2621, из 3825).
В заключении таможенного эксперта указано, что проба исследуемого товара представляет собой сыпучее вещество темно-серого цвета (похожее на золу), состоящее из порошка и хрупких обугленных игольчатых частиц, длиной до 2 мм, в пробе присутствуют не обуглившиеся плоские чешуйки коричневого цвета (лузга), исследуемая проба не растворяется в воде и в водных растворах минеральных кислот (азотной, серной, соляной).
Производитель товара - фирма VESUVIUS GMBH в письме от 24.08.2018 указал, что товар получен в результате технологического сжигания рисовой шелухи (основного материала для производства исходной продукции).
В паспорте безопасности товара указано на опасные ингредиенты (ashes (residues) (зола, остатки), rice husk (рисовая шелуха)) - 50-100 %, в качестве мер предосторожности необходимо избегать вдыхания пыли, надевать соответствующие индивидуальные средства защиты, избегать попадания в почву, водопровод, системы дренажа и канализации. В разделе 16 "Дополнительная информация" оговорено, что данная информация не является источником гарантии свойств поставленных материалов, каждый материал может содержать в себе неизвестные риски, ответственность за решение о том, соответствует ли какой-либо материал требованиям безопасности, несет исключительно пользователь.
Частью 11 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) установлено, что на период проведения дополнительной проверки выпуск товаров не осуществляется, если изменение кода товара и (или) его характеристик, указанных в таможенной декларации, влияет на применение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда декларантом представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, либо когда в соответствии со статьей 219 настоящего Федерального закона такие документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" в качестве единых мер нетарифного регулирования на таможенной территории ЕАЭС введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению N 2 (далее - Перечень товаров).
В разделе 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров приведены наименования и код ТН ВЭД ЕАЭС товаров - опасных отходов, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза.
К указанным товарам согласно пункту 23 раздела 2.3 Перечня товаров отнесены: "шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)", в том числе: шлаки котельные, остатки твердые, солесодержащие и дымоулавливающих устройств топочных агрегатов с традиционным топливом (без реактивного гипса), летучие золы и пыль топочных установок (за исключением летучих зол и пыли установок по сжиганию отходов и пиролизных установок), нейтрализованная красная глина от производства глинозема, зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая) (из товарных субпозиций 2620, 2621, 3825 ТН ВЭД ЕАЭС).
Как указано в примечании к разделу 2.3 Перечня товаров, для целей использования настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Таким образом, товары, соответствующие описанию товаров, классифицируемых в товарной позиции 2621 ТН ВЭД ЕАЭС "шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)", включены в раздел 2.3 Перечня товаров как опасные отходы.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов (приложение N 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования") (далее - Положение) понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных Базельской конвенцией, Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) и международными договорами, входящими в право ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 2 Базельской конвенции отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
"Удаление" означает любую операцию, определенную в приложении IV к Базельской конвенции (пункт 4 статьи 2 Базельской конвенции). Одной из операций по удалению отходов в соответствии с приложением IV к Базельской конвенции является их утилизация.
Согласно понятию, определенному в статье 1 Закона N 89-ФЗ, "утилизация отходов" - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Вопреки доводам заявителя, поскольку вышеуказанными международными правовыми актами и законодательством Российской Федерации предусмотрено использование отходов в целях производства товаров, отнесение товара к продукции для использования в литейном и строительном производстве само по себе не подтверждает, что данный товар не относится к опасным отходам.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1567-р Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" полномочия по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов отнесены исключительно к компетенции центрального аппарата Росприроднадзора.
Для руководства в работе таможенным органам ФТС России 10.02.2016 направлено письмо Росприроднадзора от 20.01.2016 N ОД-08-00-29/678 "О трансграничном перемещении золы рисовой лузги", из которого следует, что трансграничное перемещение отходов регулируется:
- Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
- Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 (далее - Постановление);
- приложениями N 1, N 2, N 7 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение);
- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 179 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.09.2012 N 25459).
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденными приказом Росприроднадзора о 28.04.2015 N 360 "О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.05.2015 N 37321), зола от сжигания лузги рисовой (код по ФККО 6 11 910 02 49 5), отнесена к отходам производства и потребления.
Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов из кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие, из товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 2620 и 2621 (в том числе и золы рисовой лузги с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 262190000), поименованы в Перечнях отходов, регулируемых Постановлением и Решением, то есть, на трансграничное перемещение таких отходов требуется разрешение Росприроднадзора.
В процессе таможенного декларирования декларанту был направлен запрос о предоставлении лицензии или разрешения Росприроднадзора на ввоз вышеуказанного товара.
04.04.2018 декларант обратился в Росприроднадзор с просьбой о выдаче заключения.
17.05.2018 поступил ответ Росприроднадзора о том, что для принятия решения о возможности (не возможности) выдачи разрешения на трансграничное перемещение отходов (в том числе и золы рисовой шелухи) заявителю необходимо представить в Росприроднадзор материалы, перечень и содержание которых должны соответствовать требованиям, предусмотренным п.8 Правил, п.15 приложения N 7 к Решению и п.13 Административного регламента.
Между тем предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов осуществляется в соответствии с Административным регламентом. В соответствии с абзацем 8 пункта 25 Административного регламента в случае, если в результате рассмотрения материалов заявителя будет установлено, что трансграничное перемещение отходов не подлежит государственному регулированию в соответствии с требованиями Базельской конвенции, заявитель информируется об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов.
Между тем заявитель не реализовал указанное право, приводимые им письма в адрес Росприроднадзора фактически касались обращений за дачей разъяснений, а не обращением с пакетом необходимых документов для принятия решения о возможности (не возможности) выдачи разрешения на трансграничное перемещение отходов в строго регламентированном порядке.
09.06.2018 на Южный таможенный пост от таможенного представителя поступило письмо исх.N Эл-91/2018 от 09.06.2018 (вх. N 3844 от 09.06.2018) о том, что получение каких-либо лицензий или разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов не требуется. Запрашиваемые таможенным органом разрешительные документы не могут быть представлены, поскольку в силу закона не могут быть получены в соответствующих уполномоченных органах. Ни декларантом, ни таможенным представителем разрешительные документы не представлены.
15.06.2018 на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенным органом отказано в выпуске товара N 2, задекларированного по ДТ N10210100/070218/0003360.
В соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Таким образом, при принятии решений в пределах своих полномочий (выпуск товаров, отказ в выпуске товаров) таможенный орган обязан руководствоваться, в том числе позицией уполномоченного органа, которым, с учетом вышеизложенного является Росприроднадзор.
Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, осуществляя коммерческую деятельность на свой риск, осуществляя перевозку товара, содержащего вещество, опасное для окружающей среды, должно было знать требования действующего законодательства (в том числе положений, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования"), могло заранее позаботиться, собрать и представить в таможенный орган документы, подтверждающие отсутствие запретов и ограничений в отношении вывозимого Обществом товара (в том числе провести независимую экспертизу товара, представить письмо Росприроднадзора об отсутствии в отношении вывозимого товара запретов и ограничений).
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Заявителю следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2018 по делу N А56-82158/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ОМЗ-Спецсталь" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 19.10.2018 N 56230.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.