г. Киров |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А17-3819/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2018 по делу N А17-3819/2018, принятое судом в составе судьи Савельевой М.С.,
по заявлению акционерного коммерческого банка "Гринфилд" (акционерное общество) (ИНН: 7701000940, ОГРН: 1027700314113)
к Государственному учреждению - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134)
о признании недействительным решения,
установил:
акционерный коммерческий банк "Гринфилд" (акционерное общество) (далее - АО "Гринфилдбанк", Банк) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 01.02.2018 N 16314 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2018 требования, заявленные АО "Гринфилдбанк", удовлетворены.
Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что у представителя конкурсного управляющего АО "Гринфилдбанк" отсутствовали полномочия на обращение в региональное отделение Фонда с заявлением о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Гринфилдбанк" указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, АО "Гринфилдбанк" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.09.2017 АО "Гринфилдбанк" обратился в Фонд с заявлением о выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 83 118 рублей 62 копеек.
Фондом проведена камеральная проверка по вопросу правильности расходования средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию АО "Гринфилдбанк", результаты которой отражены в акте от 18.12.2017 N 16314. В ходе проверки Фонд пришел к выводу о том, что у представителя конкурсного управляющего Мащева А.Б. в доверенности не предусмотрены полномочия на обращение в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением от 01.02.2018 N 16314 Банку отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 83 118 рублей 62 копеек (л.д. 10-12).
Банк посчитал решение Фонда незаконным, и обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Банком требования, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что отказ Фонда в возмещении спорной суммы расходов является неправомерным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
Сумма страховых взносов, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Аналогичная норма, предусматривающая возможность уменьшения суммы страховых взносов, подлежащих перечислению организациями, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, предусмотрена пунктом 7 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ страхователь вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов в счет предстоящих платежей.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм страхователь самостоятельно осуществляет выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и размер выплаченного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию учитывается при определении суммы страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в Фонд.
В случае если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь согласно части 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ вправе обратиться за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения".
При этом данный перечень документов не содержит специальных правил по подтверждению полномочий страхователя на подписание соответствующего заявления в территориальный орган страховщика, в том числе по конкретизации права представителя на обращение за возмещением и получение выделенных средств Фонда социального страхования РФ, о чем указано в оспариваемом решении.
Особенности банкротства кредитных организаций определены § 4.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Часть 1 статьи 189.77 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" гласит, что конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов.
Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации (часть 1 статьи 189.78 Закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В части 13 статьи 189.77 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.
Согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункты 1 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, акционерный коммерческий банк "Гринфилд" (акционерное общество) зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН: 1027700314113).
АО "Гринфилдбанк" является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ.
Банк признан несостоятельным (банкротом), в отношении АО "Гринфилдбанк" решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2015 по делу N А40-208852/2015 открыто конкурсное производство, и функции конкурсного управляющего АО "Гринфилдбанк" возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (л.д. 44-45).
От имени Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в региональное отделение с заявлением на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обратился Мащев А.Б., предоставив доверенность N 1510 от 21.12.2015 (л.д. 51-55).
Требованием от 30.11.2017 N 11074/1 Фонд запросил у АО "Гринфилдбанк" необходимые для проверки документы: платежные документы, справки, приказы, расчеты, листки нетрудоспособности, документы, подтверждающие полномочия Куликова А.В., Силиной Л.Е.
Также в пункте 8 требования указано на необходимость представления доверенности, подтверждающей полномочия представителя конкурсного управляющего Мащева А.Б., а именно - право Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на обращение в государственное учреждение - Ивановское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения; право получать Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в региональном отделении возмещение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию путем зачисления денежных средств на расчетный счет Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
31.01.2018 состоялось рассмотрение материалов проверки совместно с представителем АО "Гринфилдбанк" - Бареевым О.Н., который представил на комиссию письменные возражения к акту камеральной проверки от 18.12.2017 N 16314.
Данные возражения зарегистрированы входящей датой от 31.01.2018. Поскольку страхователем нарушен срок для предъявления вышеуказанных возражений, установленный пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ (15 дней со дня получения акта проверки), письменные возражения страхователя не были рассмотрены. Бареев О.Н. устно сообщил, что не согласен с актом камеральной проверки, поскольку положениями действующего законодательства о страховых взносов не предусмотрено специальных правил определения полномочий представителя заявителя, считает, что полномочия Мащева А.Б. как представителя конкурсного управляющего АО "Гринфилдбанк" подтверждены надлежащим образом.
Из представленной в материалы дела доверенности от 21.12.2015 N 1510 серии 77 А Б 9466495 усматривается, что уполномоченное лицо Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) Мащев Александр Борисович наделен полномочиями на представление Агентства как конкурсного управляющего Банком, в том числе на осуществление полномочий руководителя и иных органов управления Банка, а также имеет право представлять Банк и (или) Агентство как конкурсного управляющего Банком в отношениях, в том числе с внебюджетными фондами (л.д. 51-55).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд приходит к выводу о том, что полномочия Мащева А.Б. на обращение в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения подтверждены надлежащим образом.
Довод Фонда о том, что в доверенности от 21.12.2015 не указано полномочие Мащева А.Б. на получение возмещения отклоняется апелляционным судом, поскольку перечисление денежных средств производится на расчетный счет страхователя - АО "Гринфилдбанк", указанный в заявлении о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено, что согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ Мащев Александр Борисович является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Акционерный коммерческий банк "Гринфилд" (акционерное общество), о чем 21.01.2016 в реестр внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2167700059470 (л.д. 18-29).
Согласно данным ЕГРЮЛ указанная запись о лице, имеющем право действовать от имени рассматриваемого юридического лица без доверенности, была внесена на основании копии решения суда от 23.12.2015 по делу N А40-208852/2015 и копии доверенности N 1510 от 21.12.2015, которая как указывалось выше, была представлена в Фонд вместе с заявлением от 19.09.2017.
Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации, включенные в единый государственный реестр юридических лиц, открыты для всеобщего ознакомления.
Довод Фонда о том, что Банком был представлен не полный пакет документов, отклоняется апелляционным судом, поскольку оспариваемое решение не содержит мотивированного обоснования о том, отсутствие каких именно документов, необходимых для подтверждения произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию, послужило основанием для отказа в выделении соответствующих средств.
Напротив, при рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель Фонда подтвердил поступление всех необходимых документов.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), т.е. на Фонд.
Довод Фонда о том, что страхователем нарушен срок для предъявления возражений, установленный пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы (информация), ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы (информация), представленные в территориальный орган страховщика при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы (информация), имеющиеся у территориального органа страховщика.
Из анализа вышеуказанных положений статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ следует, что даже отсутствие письменных возражений не лишает лицо, в отношении которого проводилась проверка, давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
При этом на уполномоченный орган возложена обязанность при рассмотрении материалов проверки исследовать все представленные доказательства, имеющиеся у территориального органа.
Факт поступления возражений страхователя в день рассмотрения материалов проверки не освобождает Фонд от обязанности исследовать представленные возражения.
Неисполнение указанной обязанности уполномоченным органом по существу лишит страхователя возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 125-ФЗ и приведет к существенному нарушению процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Фонда от 01.02.2018 N 16314.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2018 по делу N А17-3819/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.