г. Тула |
|
10 января 2019 г. |
Дело N А54-6024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.01.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лемонджавой С.Н., при участии представителя заинтересованного лица - прокуратуры Пронского района Рязанской области (г. Новомичуринск) - Епихиной Т.С. (доверенность от 29.12.2018 N 3), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Техэнерго" (г. Новомичуринск, ОГРН 1136214000042, ИНН 6211007831) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (г. Новомичуринск, ОГРН 1066214000192, ИНН 6211005915), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Пронского района Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.10.2018 по делу N А54-6024/2018 (судья Шишков Ю.М.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к прокуратуре Пронского района Рязанской области (далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 03.05.2018 N 04ж-2015 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Определением суда первой инстанции от 05.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.10.2018 заявление удовлетворено. Представление прокуратуры от 03.05.2018 N 04ж-2015 признано недействительным. Прокуратура обязана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что оспариваемое предписание направлено на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Считает, что вывод суда первой инстанции о противоречии нормам законодательства требования предписания о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц является неверным, а отказ суда в удовлетворении ходатайства о замене ненадлежащего ответчика - неправомерным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между администрацией и обществом по результатам аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт от 04.09.2017 N 0159300017817000054-0052816-02 на выполнение работ по ремонту городской бани со сроком выполнения работ по 10.11.2017 (т. 1, л. 71).
Контракт обществом исполнен 21.12.2017, что подтверждается актом о приемке выполненных работ "КС-2", подписанным сторонами (т. 1, л. 165).
В прокуратуру 05.04.2018 поступило обращение депутата Новомичуринского городского Совета депутатов относительно выявленных недостатков при осуществлении ремонта городской бани (т. 1, л. 66).
Письмом от 28.04.2018 N 04ж-2015 в связи с проводимой проверкой обществу предложено представить в прокуратуру документы, подтверждающие стоимость 1 кв. м кассетного потолка и стоимость затрат по установке ливневой канализации (т. 1, л. 135).
Письмом от 28.04.2018 N 04ж-2015 администрации также предложено представить необходимые для проверки обращения документы (т. 1, л. 139).
По результатам представленных сторонами муниципального контракта документов прокуратурой обществу 03.05.2018 выдано представление N 04ж-2015, согласно которому ему предложено принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и недопущению их впредь. Также обществу предложено принять меры по оплате неустойки и штрафа за неисполнение условий муниципального контракта и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности (т. 1, л. 9).
Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Представления прокурора вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 Закона N 2202-1.
В соответствии со статьей 24 указанного закона прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Статья 28 Закона N 2202-1 устанавливает, что представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что оспариваемое представление вынесено прокурором в рамках предоставленных полномочий.
Согласно Закону N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего закона; представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
С учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона N 2202-1), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения прежде всего в добровольном порядке.
Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Из совокупности статей 21, 24 и 28 Закона N 2202-1 следует, что представление может быть выдано только в случае нарушения законодательства, влекущего нарушение прав и свобод человека и гражданина. Закон не предусматривает возможности вмешиваться органам прокуратуры в гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов при исполнении ими договорных обязательств, в том числе и при осуществлении подрядных работ по контракту, заключенному в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно указаниям Прокуратуры Российской Федерации от 10.11.2009 N 355/7 одной из важнейших задач органов прокуратуры в сфере размещения заказов является обеспечение законодательства в указанной сфере, направленного на создание условий для добросовестной конкуренции и равенства прав участников торгов, эффективное использование бюджетных средств, предотвращение коррупции.
Следовательно, прокуратура действительно должна контролировать исполнение Закона N 44-ФЗ.
В связи с этим суд первой инстанции правильно указал, что в рамках проверки обращения прокуратурой не установлено нарушения порядка конкурсной процедуры по отбору подрядчика на осуществление ремонта городской бани, нарушение прав участников торгов, неэффективного использования бюджетных средств и каких либо коррупционных составляющих, что свидетельствовало бы о нарушении исполнения Закона N 44-ФЗ.
Как видно из оспариваемого представления, обществу вменяется нарушение сроков исполнения контракта, несоответствие установленных в помещениях бани дверей из ПВХ размерам, определяемым проектно-сметной документации, а также обязанность по оплате неустоек (штрафов, пеней), т. е. нарушение исполнения условий договора.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, вменяемые обществу нарушения при выполнении работ на спорном объекте и наличие обязательств по оплате неустойки находятся вне рамок прокурорского реагирования применительно к подрядчику, поскольку находятся в гражданско-правовых обязательствах хозяйствующих субъектов.
Обязанность администрации по эффективному использованию бюджетных средств реализуется в рамках Закона N 44-ФЗ путем предъявления к ненадлежащим образом исполнившим сторонам обязательств по контракту мер гражданской ответственности.
В спорной ситуации, как обосновано отмечено судом первой инстанции, администрация как муниципальный заказчик реализовала свое право на взыскание с общества неустойки в размере 188 864 рублей 83 копеек путем обращения в Арбитражный суд Рязанской области с соответствующим иском (дело N А54-3676/2018).
При этом не имеет правового значения факт того, когда администрация воспользовалась своим правом на предъявление в суд таких требований (до момента выставления в ее адрес представления, в период или после).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, выдавая обществу оспариваемое представление, прокуратура вышла за пределы прокурорского надзора, предоставленного Законом N 2202-1.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что предписание прокуратуры направлено на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод прокуратуры о том, что вывод суда первой инстанции о противоречии нормам законодательства требования предписания о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц является неверным, признан апелляционным судом несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что содержащееся в оспариваемом представлении прокуратуры императивное требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит нормам Закона N 2202-1 и ТК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно отказал прокуратуре в удовлетворении ходатайства о замене ненадлежащего ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку органом, издавшим оспариваемое представление, является прокуратура, а факт наличия либо отсутствия у соответствующего органа статуса юридического лица не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса заинтересованного лица.
С учетом всего изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление прокурора от 03.05.2018 N 04ж-2015 подлежит признанию недействительным.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.10.2018 по делу N А54-6024/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6024/2018
Истец: ООО "ТЕХЭНЕРГО"
Ответчик: Прокуратура Пронского района Рязанской области
Третье лицо: Администрацию муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, Прокуратура Рязанской области