город Ростов-на-Дону |
|
10 января 2019 г. |
дело N А53-22650/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от ИП Чумак А.К. - Ширшова К.А. по доверенности от 06.06.2018, паспорт;
от Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону - Андриенко М.В. по доверенности от 16.10.2018, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чумак Андрея Константиновича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.10.2018 по делу N А53-22650/2018, принятое судьей Великородовой И.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Чумак Андрея Константиновича
к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону
о признании недействительным решения комиссии о перемещении оборудования; о признании незаконными действий, выраженных в изъятии оборудования,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чумак Андрей Константинович (далее - заявитель, ИП Чумак А.К., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии от 16.07.2018; о признании незаконными действий по изъятию имущества; об обязании возвратить оборудование для реализации прохладительных напитков (4 стол-стакана) (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что торговые объекты установлены самовольно, при отсутствии между предпринимателем и уполномоченным органом договорных отношений. Доказательств их размещения в соответствии со схемой размещения НТО суду не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Чумак Андрей Константинович обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что проверка в рамках муниципального земельного контроля в отношении ИП Чумака А.К. администрацией района не проводилась. При таких обстоятельствах, администрацией района нарушен порядок выявления признаков самовольного занятия земельных участков, по результатам чего приняты ненормативные правовые акты - решения Комиссии которыми установлены признаки самовольного занятия ИП Чумак А.К. земельных участков.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель администрации в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.05.2018 Комиссией по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольно установленных временных строений (сооружений) при Администрации Советского района города Ростова-на-Дону индивидуальному предпринимателю Чумаку Андрею Константиновичу предложено произвести демонтаж самовольно установленных торговых объектов и освободить занятые им земельные участки в срок до 24.06.2018 (протоколы N N 10, 11, 12, 13, 14 от 25.05.2018).
25.06.2018 выходом на место сотрудниками Администрации Советского района города Ростова-на-Дону установлено, что решение Комиссии не исполнено, торговые объекты используются в предпринимательской деятельности.
16.07.2018 проведено заседание Комиссии, на котором принято решение об их изъятии (место расположения: город Ростов-на-Дону, улица Зорге, 31, улица Малиновского, 23, улица Еременко, 78 (89б), улица Еременко, 78 (87а)).
17.07.2018 сотрудником Администрации Советского района города Ростова-на-Дону проведены мероприятия по перемещению объектов в место, предназначенное для размещения самовольно установленных временных сооружений.
Обращаясь с заявленным требованием в суд, предприниматель заявляет, что оспариваемое решение и последующие за ним действия Администрации Советского района города Ростова-на-Дону являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, арбитражный суд устанавливает соответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
В соответствии со статьей 53 Устава города Ростова-на-Дону администрация района как территориальный орган осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, закрепленные за районной администрацией Уставом города, нормативно-правовыми актами городской Думы и Администрации города, Положением об администрации района.
Согласно положению об администрации Советского района города Ростова-на-Дону утвержденному Решением Ростовской-на-Дону городской думы от 22.02.2011 N 72 "Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону" к компетенции администрации района относится осуществление на территории района муниципального земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городского округа - муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" требований законодательства: о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка временными объектами (нестационарные торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, индивидуальные временные гаражи), автостоянками, автопарковками; о недопущении использования земельного участка под временными объектами (нестационарные торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, индивидуальные временные гаражи), автостоянками, автопарковками, земель, эксплуатируемых под индивидуальную жилую застройку, садовые, огородные, дачные участки, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (п. 8.7).
В установленном порядке освобождение земельных участков от автостоянок, автопарковок, временных объектов (нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, в том числе летних площадок кафе, баров, ресторанов и объектов бытового обслуживания, индивидуальных временных гаражей), используемых без оформления правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов (п. 8.8).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации N 772 от 29.09.2010 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Согласно пунктам 4 - 7 постановления Правительства Российской Федерации N 772 для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (далее - заявление). В заявлении указываются следующие сведения: а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования; б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения; в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения; г) планируемые сроки размещения объектов. Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании. О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Ростовской области N 663 от 19.07.2012 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по поселениям, входящим в его состав с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Правительством Ростовской области, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
Определенный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления осуществляет планирование по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов и обеспечения населения товарами первой необходимости.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утверждена постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379.
Постановлением Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583 "О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта.
Договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов, Определены случаи, когда договоры о размещении заключаются без проведения торгов. Это случай размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному договору о размещении, а также случай предоставления компенсационного (свободного) места при досрочном прекращении действия договора о размещении при принятии органом местного самоуправления решений о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог или об использовании территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест, иных элементов благоустройства.
Установлено, что заключение договора о размещении осуществляется на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более чем на 10 лет. За размещение нестационарного торгового объекта взимается плата.
Утверждены типовые формы "Договор о размещении нестационарного торгового объекта", "Заявка об участии в торгах по приобретению права о размещении нестационарного торгового объекта", "Заявление о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов".
Из материалов дела, следует, что торговые объекты установлены самовольно, при отсутствии между предпринимателем и уполномоченным органом договорных отношений. Доказательств их размещения в соответствии со схемой размещения НТО в материалы дела не представлено.
Довод предпринимателя о том, что администрацией района нарушен порядок выявления признаков самовольного занятия земельных участков, по результатам чего приняты ненормативные правовые акты - решения Комиссии которыми установлены признаки самовольного занятия ИП Чумак А.К. земельных участков отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Действия должностных лиц администрации Советского района, по перемещению самовольно установленных объектов регламентированы Положением о порядке выявления и сноса (демонтажа) самовольно установленных временных строений (сооружений) на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 03.04.2013 N 350.
Основанием для принятия администрации района мер в пределах компетенции, по перемещению самовольно установленных НТО, размещенных на земельном участке с адресными ориентирами: ул. Зорге, 31, ул. Малиновского, 23, ул. Еременко, 87, ул. Еременко, 896, в место размещения перемещаемых самовольно установленных временных строений (сооружений) по адресу:
ул. Шаповалова, 4, являлось следующее:
В мае 2018 года ИП Чумак А.К. допущена самовольная установка НТО по реализации безалкогольных напитков по следующим адресным ориентирам:
ул. Зорге, 31; ул. Зорге, 33; ул. Малиновского, 23; ул. Еременко, 87 а; ул. Еременко, 89 б.
Поскольку ИП Чумак А.К. участие в конкурсах на право размещения НТО не принимал и соответствующие договоры на право размещения НТО не имеет, в отношении последнего, допустившего самовольное размещение НТО, были приняты меры административного воздействия в соответствии с Областным законом Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", п. 8.8. Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 N 72 "Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону" и Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 03.04.2013 N 350 "Об утверждении Положения о порядке выявления и сноса (демонтажа) самовольно установленных временных строений (сооружений) на территории города Ростова-на-Дону".
25.05.2018 Комиссией по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольно установленных временных строений (сооружений) при администрации Советского района города Ростова-на-Дону принято решение в отношении ИП Чумак А.К. и в присутствии последнего о наличии признаков самовольного занятия земельного участка и добровольного сноса (демонтажа) самовольно установленного временного строения (сооружения) и освобождения земельного участка в срок до 24.06.2018 (Протоколы N N 10, 11, 12, 13, 14 от 25.05.2018), а также составлены протоколы об административных правонарушении.
29.05.2018 в адрес администрации района поступило заявление ИП Чумак А.К., где указано, что самовольно установленные НТО, по которым были составлены протоколы об административных правонарушениях, действительно находятся в его пользовании на праве аренды и эксплуатируются для осуществления предпринимательской деятельности (вх. СР-Ю-59 от 31.05.2018). К заявлению приложена справка об инвалидности.
30.05.2018 на заседании административной комиссии вышеуказанные протоколы об административных правонарушениях были рассмотрены, где по одному из протоколов назначено административное наказание в виде предупреждения, так как объект был перемещен собственником на территорию хозяйствующего субъекта ОАО "Уникум" (ул. Зорге, 33), по остальным протоколам назначено административное наказание в виде минимального штрафа 8 000 рублей на общую сумму 32 000 рублей.
Вышеуказанные протоколы были обжалованы в Арбитражном суде Ростовской области. Решениями Арбитражного суда Ростовской области по делам: N А53-18054/2018, N А53-18055/2018, N А53-18056/2018, N А53-18057/2018 установлено наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", мера административного наказания в виде штрафа 8 000 рублей заменена на предупреждение.
21.06.2018 администрацией района в адрес начальника отдела полиции N 8 Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону (далее - ОП-8) направлено письмо с просьбой провести проверочные мероприятия в рамках имеющихся полномочий и компетенции и привлечь к административной ответственности по ст. 14.1 КОАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" лиц, осуществляющих торговую деятельность в самовольно размещенных НТО по реализации безалкогольных напитков (квас, лимонад и т.д.)" принадлежащих Чумак А.К., в случае отсутствия у указанных лиц государственной регистрации или специального разрешения (лицензии) на осуществление предпринимательской деятельности (исх. N 59-28-2156 от 21.06.2018).
25.06.2018 выходом на место сотрудниками администрации района установлено, что решение Комиссии не исполнено, самовольно установленные объекты не перемещены, деятельность в них осуществляется.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правомерность существования исключений из принципа платности землепользования подтверждается правовой Позицией Конституционного суда Российской Федерации, выказанной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 436-0.
Таким образом, реализуя свои полномочия в области правовой регламентации земельных отношений, федеральный законодатель установил в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; порядок исчисления и уплата земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 и пункты 1, 2 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), при этом в пункте 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земель, земельные участки из которых могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование."
Договоры на размещение НТО по адресам: ул. Зорге, 31; ул. Малиновского, 23; ул. Еременко, 87 А; ул. Еременко, 89 Б у заявителя отсутствуют. Земельные участки в схему не включены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что со стороны должностных лиц администрации Советского района не было допущено нарушения норм действующего законодательства и законных прав и интересов заявителя. Решение комиссии по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольно установленных временных строений (сооружений) на территории Советского района города Ростова-на-Дону от 16.07.2018 является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2018 по делу N А53-22650/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22650/2018
Истец: ЧУМАК АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, Чумака Андрей Константинович
Ответчик: Администрация Совесткого района г. Ростова-на-Дону, АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ