г. Челябинск |
|
12 января 2024 г. |
Дело N А07-9177/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иксанова Рината Кимовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2023 по делу N А07-9177/2023.
В судебном заседании, путем использования систем веб-конференции, принял участие представитель индивидуального предпринимателя Иксанова Рината Кимовича - Иткулов Ш.М. (паспорт, доверенность от 25.01.2023, срок действия 5 лет, диплом).
Индивидуальный предприниматель Иксанов Ринат Кимович (далее - ИП Иксанов Р.К., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившееся в нерассмотрении заявления от 17.02.2023 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020105:3080 в аренду без проведения торгов и обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020105:3080 без проведения торгов сроком на семь лет.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту также - Администрация), Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту также - УЗИО, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2023 (резолютивная часть от 19.10.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 103 - 112).
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Иксанов Р.К. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что ИП Иксанов Р.К. письменно не уведомил арендодателя о намерении продлить срок аренды земельного участка, поскольку им 15.02.2016, то есть более чем за три с половиной месяца до истечения срока договора аренды, направлено письменное обращение в адрес арендодателя (УЗИО) с просьбой возобновить действие договора аренды. В соответствии с ответом указанного ведомства, договор аренды не расторгнут.
Поскольку ИП Иксанов Р.К. в период действия договора обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, письмо Министерства от 07.03.2023 исх. N АМ-М04-06-3/2697-Г с разъяснением порядка размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках не имеет отношения к поданному заявлению.
По мнению апеллянта, выводы суда первой инстанции о невозможности заключения с заявителем договора аренды в связи с тем, что земельный участок был изначально предоставлен для размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) также являются несостоятельными. На момент рассмотрения заявления ИП Иксанова Р.К. действовала схема размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденная Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 N 4401, в которую не было включено место на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020105:3080, расположенное по адресному ориентиру: Октябрьский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. им. Города Галле - Рихарда Зорге.
Податель жалобы считает, что поскольку рассматриваемый земельный участок не входил (и не входит в настоящее время) в схему НТО, ИП Иксанов Р.К. не может претендовать на заключение договора на размещение НТО в соответствии с существующими муниципальными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, пересмотр мест размещения НТО заявителя недопустим, поскольку он эксплуатируется с 2013 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между УЗИО (арендодатель) и ИП Иксановым Р.К. (арендатор) 08.10.2013 был заключен договор аренды N 1426-13 земельного участка с кадастровым номером 02:55:020105:3080, площадью 5 кв.м. расположенного по адресу: Октябрьский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. им. города Галле - Рихарда Зорге.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020105:3080 предоставлен в аренду предпринимателю на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 3355 для размещения нестационарного объекта - платежного терминала.
Срок аренды установлен до 01.07.2016.
17.02.2023 заявитель обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020105:3080 в аренду без проведения торгов для размещения нестационарного объекта - платежного терминала, на основании подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 17). В заявлении содержалось указание на использование земельного участка на основании вышеназванного договора аренды, возобновленного на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ответ на заявление Министерство направило письмо N АМ-М04-06-3/2697 Г от 07.03.2023, в котором разъяснило предпринимателю порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках (л.д. 18 -19). В письме указано, что согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения НТО, может осуществляться без предоставления земельных участков. В соответствии с пунктом 1 статьи 36.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 10 названного закона, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такой порядок на территории Республики Башкортостан утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98 "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан". Принимая во внимание указанный порядок, Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22 утверждено Положение о порядке размещения НТО на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение). В соответствии с пунктом 3.1 Положения с 01.01.2021 договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается по результатам торгов за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 данного Положения. Министерство указало заявителю о необходимости обращения по вопросу оформления прав на нестационарный торговый объект с заявлением в МКУ "Управление наружной рекламы и информации".
Предприниматель Иксанов Р.К., полагая, что его заявление не рассмотрено по существу, обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у уполномоченного органа оснований для отказа в заключении с предпринимателем договора аренды земельного участка без проведения торгов, поскольку заявление подано после истечения срока действия договора. Отклоняя доводы заявителя о продлении договора аренды земельного участка на неопределенный срок, суд исходил из условий договора, исключающих применение положений части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) и статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривалось, что по истечении срока договора аренды земельного участка арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации утратил силу с 01.03.2015 (пункт 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
На основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
С 13.02.2019 на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан действует Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденное решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22, в силу которого, размещение НТО осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан схемой размещения НТО на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Схема размещения) и на основании договора на размещение, заключенного с уполномоченным органом в порядке, установленном настоящим Положением (пункт 1.7).
Договор на размещение заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения (пункт 3.1).
Договор на размещение заключается на срок (период) в соответствии со Схемой размещения не менее 5 лет (пункт 3.7).
Из материалов дела и доводов апеллянта усматривается, что принадлежащий предпринимателю НТО не входил и не входит в актуальную схему размещения НТО. Право на предоставление земельного участка в аренду для его размещения предприниматель основывает на положениях подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 пункта 2 настоящей статьи), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу названного, обоснованность заявления предпринимателя связана с установлением факта подачи исследуемого заявления в период действия договора аренды N 1426-13 от 08.10.2013.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
По условиям договора аренды земельного участка N 1426-13 от 08.10.2013, по истечении срока аренды договор может быть продлен по соглашению сторон (пункт 3.2 договора). Арендатору, при намерении продлить договор необходимо не позднее, чем за три месяца до истечения срока уведомить об этом арендодателя в письменной форме. Арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора (пункты 3.3, 3.5 договора). В случае использования арендатором земельного участка по истечении срока действия договора (несвоевременный возврат земельного участка в соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации), он обязан вносить арендную плату.
Такие условия договора аренды позволяют сделать вывод о том, что стороны, уже при заключении договора, исключили применение положения части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с установлением порядка пролонгации договора, требующего заключения соглашения сторон на новый срок. При этом, продолжение использования земельного участка арендатором влечет применение положений статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации о платности фактического пользования, а продления договора аренды.
Обращение предпринимателя от 15.02.2016, полученное Управлением 17.02.2016 (л.д. 30), не может быть расценено в качестве уведомления о намерении продлить срок действия договора, поскольку в нем заявитель просил возобновить действие договоров на неопределенный срок, что условиями договора не предусмотрено.
Последовавший на указанное обращение ответ Управления о возможности возобновления договоров на неопределенный срок (л.д. 31) не заменяет соглашения о продлении срока действия договора, необходимость оформления которого предусмотрена пунктом 3.2 договора. Данное письмо носит разъяснительный характер применительно к случаю продолжения использования предпринимателем земельного участка.
Таким образом, договор аренды земельного участка не может быть признан возобновленным на неопределенный срок.
Так как в пункте 6.3 договора согласовано условие о том, что по истечении срока действия договора и неполучении от арендатора письменного уведомления о намерении продлить его, договор прекращает свое действие, действие исследуемого договора прекратилось 01.07.2016.
Соответственно, на основании заявления от 17.02.2023 предприниматель не вправе требовать от Министерства заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020105:3080 без проведения торгов сроком на семь лет.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для заключения с предпринимателем договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020105:3080 без проведения торгов сроком на семь лет.
Доводы апеллянта о добросовестном соблюдении условий договора аренды земельного участка со ссылкой на своевременную оплату арендных платежей, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку земельное законодательство не допускает возможность оценки добросовестности как основание для продления аренды без проведения торгов. Для продления договора должны быть выполнены все условия пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Незаконного бездействия по заключению договора аренды земельного участка для размещения НТО Министерством не допущено, а права ИП Иксанова Р.К. не нарушенными не являются. Напротив, его действия следует признать направленными на обход нормативно установленного порядка размещения нестационарных торговых объектов и общих конкурентных процедур предоставления земельных участков в аренду.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2023 по делу N А07-9177/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иксанова Рината Кимовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9177/2023
Истец: Иксанов Р К
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН