Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2019 г. N Ф08-2790/19 настоящее постановление изменено
город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2019 г. |
дело N А32-9981/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заинтересованного лица Мин А.И. по доверенности от 14.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Авангард"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 по делу N А32-9981/2017, принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным решения и обязании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - заявитель, общество, ООО "Авангард") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконными изложенного в письме от 12.01.2017 N 02-35/00589 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/250314/0007974, изложенного в письме от 12.01.2017 N 02-35/00591 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/110314/0006435; изложенного в письме от 12.01.2017 N 02-35/00595 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/010314/0005396; изложенного в письме от 12.01.2017 N 02-35/00594 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/250314/0007975; изложенного в письме от 12.01.2017 N 02-35/00592 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/210314/0007640; обязании произвести возврат таможенных платежей в размере 1 479 604 рублей 38 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ЭДТ является допустимым и достоверным доказательством цены товара. Также апеллянт указывает, что таможня не доказала обоснованность применения резервного метода, заявитель полагает возможным применить первый метод определения таможенной стоимости товара.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К судебному заседанию от общества поступили пояснения N 1, 2, 3, ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а также ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Суд удовлетворил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел безусловных оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель таможни поддержал правовую позицию по делу, доводы поступивших к настоящему судебному заседанию дополнительных пояснений и дополнения к отзыву.
В судебное заседание не явился представитель общества, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Авангард" является правопреемником ООО "Альтернатива" (ранее - ООО "БСГрупп").
ООО "БСГрупп" во исполнение контракта от 20.07.2010 N 20072010, заключенного с фирмой "WINNER DIS TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция), в 2014 г. на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз товаров "плиты (слябы) полированные", страна происхождения Турция.
Доставка товаров осуществлялись из Турции на условиях поставки CFR- Новороссийск (в соответствии с Инкотермс 2000).
Указанный товар оформлен в таможенном отношении по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975.
По ДТ N 10317110/250314/0007975 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 11.03.2014 N 856329, приложения от 11.03.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 77900/75540 кг, на общую сумму 41 548,62 долл. США.
По ДТ N 10317110/210314/0007640 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 07.03.2014 N 856328, приложения от 07.03.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 77850/75490 кг, на общую сумму 41 520,1 долл. США.
По ДТ N 10317110/110314/0006435 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 19.02.2014 N 856323, приложения от 19.02.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 51450/50170 кг, на общую сумму 27 593,16 долл. США.
По ДТ N 10317110/010314/0005396 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 20.02.2014 N 856324, приложения от 20.02.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 25900/25180 кг, на общую сумму 13 847,7 долл. США.
По ДТ N 10317110/250314/0007974 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 20.02.2014 N 856326, приложения от 25.02.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 19780/19300 кг, на общую сумму 10615,27 долл. США.
При определении таможенной стоимости товаров обществом применялся первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара общество представило в таможенный орган документы, в том числе: контракт от 20.07.2010 N 20072010 с приложениями от 11.03.2014 б/н, от 07.03.2014 б/н, от 19.02.2014 б/н, от 20.02.2014 б/н, от 25.02.2014 б/н, инвойсы от 11.03.2014 N 856329, от 07.03.2014 N 856328, от 20.02.2014 N 856326, от 20.02.2014 N 856324, от 19.02.2014 N 856323.
Таможенный орган не согласился с заявленным обществом первым методом определения таможенной стоимости товара по спорным ДТ, обосновав это тем, что при использовании системы управления рисков (далее - СУР) выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес общества решений о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975 с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, в том числе: прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; экспортная декларация с переводом, заверенным в установленном порядке; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; информацию о стоимости однородных товаров; платежные поручения по оплате настоящих и предыдущих поставок, заявления на перевод, выписки из лицевых счетов; ведомость банковского контроля; бухгалтерские документы об оприходовании товара; пояснения по условиям продаж; пояснения по форме и способе заказа покупателя; лицензионное соглашение по данной поставке; сведения о размере, наличии/отсутствии лицензионных платежей за использование товарного знака "WINNER DIS TICARET", а также их влияние на стоимость товара; сведения о лице осуществляющем лицензионные платежи за использование товарного знака "WINNER DIS TICARET"; документы, подтверждающие включение лицензионных платежей за использование товарного знака "WINNER DIS TICARET" в стоимость товарного знака; документы, подтверждающие наличие (отсутствие) платежей по страхованию товара. Заявитель дополнительно запрошенные документы не предоставил.
Посчитав, что заявленные обществом сведения о таможенной стоимости товара документально не подтверждены, таможня приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 18.04.2014 по ДТ N 10317110/110314/0006435, от 30.04.2014 по ДТ N 10317110/210314/0007640, N 10317110/250314/0007974, N 10317110/250314/0007975, от 03.04.2014 по ДТ N 10317110/010314/0005396.
На основании КТС-1 таможенным органом 02.06.2014 произведена корректировка таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/210314/0007640, N 10317110/250314/0007974, N 10317110/250314/0007975, 22.04.2014 - по ДТ N 10317110/010314/0005396, 15.05.2014 - по ДТ N 10317110/110314/0006435, по 6 методу на основе 3 метода определения таможенной стоимости товаров.
В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/210314/0007640, обществу доначислены таможенные пошлины и налоги в сумме 618 917,81 руб., по ДТ N 10317110/110314/0006435 - 410 290,87 рублей, по ДТ N 10317110/250314/0007974 - в размере 158 024,81 рублей, по ДТ N 10317110/250314/0007975 - в размере 618 500,59 рублей, по ДТ N 10317110/010314/0005396 - в размере 205 834,95 рублей.
Таможней в период с 17.06.2014 по 31.03.2015 проведена камеральная таможенная проверка после выпуска товара в отношении ООО "БСГрупп", в том числе, по ДТ N N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975 (Акт камеральной таможенной проверки N 103170000/400/310315/А0035).
В ходе проведения камеральной таможенной проверки, письмом (исх. от 28.11.2014 N 10-21/12225) Южной оперативной таможней предоставлены копии документов, полученных из таможенной службы Турции в рамках Соглашения о взаимной административной помощи в таможенных делах между Турцией и РФ, в отношении товаров, ввезенных на территорию РФ.
На основании документов и сведений, представленных таможенной службой Турции, произведена идентификация товара, вывезенного из Турции по экспортным декларациям N 14160400ЕХ019369, N 14160400ЕХ018624, N 14160400ЕХ012864, N 14160400ЕХ020180, N 14160400ЕХ013562, с товаром, ввезенным на территорию РФ и задекларированным ООО "БСГрупп" по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975, по результатам которой установлено, что сведения, указанные в полученных из таможенных органов Турецкой Республики экспортных декларациях, не соответствуют сведениям, заявленным обществом при таможенном декларировании.
Полагая, что экспортными декларациями подтверждена ценовая информация, необходимая для применения первого метода определения таможенной стоимости спорного товара, общество обратилось в таможню с письмами о внесении изменений в ДТ исх. от 09.11.2016 N 30, N 31, N 32, N 33, N 34, в которых просило внести изменения ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975, путем включения в графы 44 указанных ДТ сведений о таможенной стоимости товара, указанных в экспортных декларациях, а также указать первый метод определения таможенной стоимости и исчислить таможенные платежи исходя из таможенной стоимости, определенной первым методом.
К указанным письмам приложены формы (КДТ1) и ДТС-2, копия акта камеральной таможенной проверки N 103170000/400/310315/А0035 от 31.03.2015, флеш-носитель с заполненной декларацией таможенной стоимости, форма корректировки таможенной стоимости по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975.
Общество также обратилось в таможню с заявлением от 09.11.2016 N 40 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Письмом от 15.11.2016 3 13-13/37630 данное заявление возвращено обществу без рассмотрения на основании ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации).
Таможенный орган указал, что представленные декларантом корректировки ДТ не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Письмами Новороссийской таможни от 12.01.2017 N 02-35/00589, 12.01.2017 N 02-35/00591, 12.01.2017 N 02-35/00595, 12.01.2017 N 02-35/00594, 12.01.2017 N 02-35/00592 во внесении изменений в ДТ отказано.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государствачленов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ (ч. 4 ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Порядок определения и контроля таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен ТК ТС, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) и Решением Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 г. "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" (далее - Порядок N 376).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, пунктом 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, пунктом 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 111 ТК ТС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом.
Полный перечень таких документов указан в статье 183 Кодекса.
Как указано в пункте 1 статьи 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Положениями таможенного законодательства необходимость представления дополнительных документов обусловлена наличием признаков недостоверности заявленных сведений либо документальной неподтвержденностью таможенной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 9 Постановления N 18, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающийся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Кодекса разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене, и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Как указано в пункте 5 Постановления N 18, одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
При сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (пункт 10 Постановления N 18).
Рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 Кодекса решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для проведения дополнительной проверки послужило наличие признаков, указывающих на недостоверность либо документальную неподтвержденность заявленных сведений.
Вместе с тем, общество не только не воспользовалось предоставленным ему правом, а напротив, проигнорировало требования таможни о представлении дополнительных документов.
Уплатив таможенные платежи, общество выразило согласие осуществления в установленном порядке корректировки таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10317110/070214/0002760, исходя из указанной таможенным органом величины таможенной стоимости.
В силу пункта 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок) и пункта 20 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 14.02.2011 N 272, если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Следовательно, основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости не устранены, что в соответствии с пунктом 21 Порядка является основанием для принятия должностным лицом таможенного органа решения о корректировке заявленной таможенной стоимости исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
В связи с неподтверждением декларантом сведений о таможенной стоимости товара, задекларированным по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975, Новороссийская таможня приняла решения о корректировке таможенной стоимости по указанным ДТ.
В результате корректировки таможенная стоимость товара по спорным ДТ принята резервным методом в соответствии со статьей 10 Соглашения на основании информации о стоимости сделки с однородными товарами, проданными в сопоставимый период на том же коммерческом уровне, что и оцениваемые (ввозимые) товары.
Кроме того, на основании ст.131 Таможенного кодекса Российской Федерации таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "БСГрупп" по вопросам достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости товаров, в том числе по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975. В ходе проведения камеральной таможенной проверки, письмом (исх. от 28.11.2014 N 10-21/12225) Южной оперативной таможней предоставлены копии документов полученных из таможенной службы Турции в рамках Соглашения о взаимной административной помощи в таможенных делах между Турцией и РФ, в отношении товаров, ввезенных на территорию РФ.
На основании документов и сведений, представленных таможенной службой Турции, произведена идентификация товара, вывезенного из Турции по экспортным декларациям с товаром, ввезенным на территорию РФ и задекларированным ООО "БСГрупп" по ДТN 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975.
Сведения, указанные в экспортных декларациях, идентифицируются со сведениями, заявленными ООО "БСГрупп" в вышеуказанных ДТ по следующим основаниям:
- идентифицируются получатель товара (ООО "БСГрупп");
- идентифицируются отправитель товара "WINNER DIS TICARET LIMITED SIRKETI", Турция);
- идентифицируется количество товара и весовые характеристики (вес брутто, вес нетто, количество грузовых мест);
- идентифицируются наименование товара ("плиты (слябы)");
- идентифицируются номер инвойса, в рамках которого поставлялся товар;
- сопоставимы дата оформления экспортных деклараций и дата отправления товаров из Турции по коносаментам;
- сопоставимы номера инвойсов, на основании которых ввезен и задекларирован товар.
В ходе проверки установлено, что сведения, указанные в полученных из таможенных органов Турецкой Республики экспортных декларациях, не соответствуют сведениям, заявленным обществом при таможенном декларировании.
Согласно инвойса N 856329 от 11.03.2014, приложению N б/н от 11.03.2014 года к контракту представленных декларантом ООО "БСГрупп" при декларировании товаров по ДТ N10317110/250314/0007975, стоимость товара составила 41 548,62 долл. США.
Указанные сведения заявлены обществом также в графе 22 указанной ДТ. Однако, общая сумма поставки, указанная в гр.22 экспортной декларации от 11.03.2014 N 14160400ЕХ019369, составила 57111,73 долл. США.
Таким образом, расхождение между сведениями о стоимости товара, указанной в ДТ N 10317110/250314/0007975 и экспортной декларации от 11.03.2014 N 14160400ЕХ019369, составило 15 563,11 долл. США.
Согласно инвойса N 856328 от 07.03.2014, приложению N б/н от 07.03.2014 года к контракту, представленных обществом при декларировании товаров по ДТ N10317110/210314/0007640, а также согласно графе 22 ДТ N 10317110/210314/0007640, стоимость товара составила 41 520,1 долл. США. Однако, общая сумма поставки, указанная в гр.22 экспортной декларации от 07.03.2014 N 14160400ЕХ018624, составила 57617,05 долл. США.
Таким образом, расхождение между сведениями о стоимости товара, указанной в ДТ N 10317110/210314/0007640 и экспортной декларации от 07.03.2014 N 14160400ЕХ018624, составило 16 096,95 долл. США.
Согласно инвойса N 856326 от 25.02.2014, приложению N б/н от 25.02.2014 года к контракту, представленных обществом при декларировании товаров по ДТ N 10317110/250314/0007974, а также согласно графе 22 ДТ N 10317110/250314/0007974, стоимость товара составила 10 615,27 долл. США. Однако, общая сумма поставки, указанная в гр.22 экспортной декларации от 25.02.2014 N 14160400ЕХ012864, составила 15 605,08 долл. США.
Таким образом, расхождение между сведениями о стоимости товара, указанной в ДТ N 10317110/250314/0007974 и экспортной декларации от 07.03.2014 N 14160400ЕХ012864, составило 4 989,81 долл. США.
Согласно инвойса N 856323 от 19.02.2014, приложению N б/н от 19.02.2014 года к контракту, представленных обществом при декларировании товаров по ДТ N 10317110/110314/0006435, а также согласно графе 22 ДТ N 10317110/110314/0006435, стоимость товара составила 27 563,16 долл. США. Однако, общая сумма поставки, указанная в гр.22 экспортной декларации от 19.02.2014 N 14160400ЕХ020180, составила 28 922,17 долл. США.
Таким образом, расхождение между сведениями о стоимости товара, указанной в ДТ N 10317110/110314/0006435и экспортной декларации от 19.02.2014 N 14160400ЕХ020180, составило 1 359,01 долл. США.
Согласно инвойса N 856324 от 20.02.2014, приложению N б/н от 20.02.2014 года к контракту, представленных обществом при декларировании товаров по ДТ N 10317110/010314/0005396, а также согласно графе 22 ДТ N 10317110/010314/0005396, стоимость товара составила 13 847,7 долл. США. Однако, общая сумма поставки, указанная в гр.22 экспортной декларации от 20.02.2014 N 14160400ЕХ013562, составила 18 640,61 долл. США.
Таким образом, расхождение между сведениями о стоимости товара, указанной в ДТ N 10317110/010314/0005396 и экспортной декларации от 19.02.2014 N 14160400ЕХ013562, составило 4 792,91 долл. США.
В связи с тем, что отправитель и получатель товаров, вес товара, номер контейнера в экспортных декларациях идентичны сведениям, заявленным при декларировании товаров, сами экспортные декларации получены официальным путем, основания полагать, что сведения, содержащиеся в экспортных декларациях не относятся к рассматриваемой ДТ, отсутствуют.
Совокупность этих обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что таможня доказала наличие у нее оснований для определения таможенной стоимости ввозимого обществом по спорной ДТ товара на основе ценовой информации на однородные товары. У производителя товаров отсутствуют основания заявлять недостоверные сведения о цене товаров, так как искусственное завышение привело бы к увеличению экспортных пошлин, налогов, которые уплачиваются именно отправителем.
Таким образом, камеральной проверкой после выпуска товара в свободное обращение подтверждена обоснованность действий должностных лиц Новороссийского юго-восточного поста по корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ, а сведения, содержащиеся в экспортных декларациях страны отправления, подтверждают факт заявления декларантом недостоверных сведений о цене товара.
Необходимо также отметить, что законность решений Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ N 10317110/250314/0007974 подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-32126/2015, по ДТ N 10317110/210314/0007640 - вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-32132/2015, имеющими преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что в рамках указанных дел предметом исследования суда являлись иные обстоятельства, в связи с чем данные судебные акты не имеют преюдициального значения.
Данный довод является несостоятельным и направлен на переоценку выводов, сделанных судами в рамках ранее рассмотренных судебных дел, ввиду того, что в рамках указанных дел суд устанавливал, в том числе, вопросы, связанные с законностью применения выбранного таможней метода определения таможенной стоимости.
По делам N А32-31735/2015, N А32-38096/2015, N А32-32128/2015 по заявлениям общества о признании незаконными решений об оставлении без рассмотрения заявлений общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей ДТ N 10317110/2503014/0007975по ДТ N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, производство по делу прекращено в связи с отказом от иска, что свидетельствует о согласии с решениями о корректировке таможенной стоимости и с расчетом скорректированной таможенной стоимости, а также с источниками ценовой информации.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей. Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Из материалов дела следует, что заявитель, полагая, что экспортными декларациями подтверждена ценовая информация, необходимая для применения первого метода определения таможенной стоимости спорного товара, обратился в таможню с письмами о внесении изменений в ДТ исх. от 09.11.2016 N 30, N 31, N 32, N 33, N 34, в которых просило внести изменения ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975, путем включения в графы 44 указанных ДТ сведений о таможенной стоимости товара, указанных в экспортных декларациях, а также указать первый метод определения таможенной стоимости и исчислить таможенные платежи исходя из таможенной стоимости, определенной первым методом.
Общество также обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением от 09.11.2016 N 40 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 1 479 604,38 рублей.
Письмом от 15.11.2016 3 13-13/37630 данное заявление возвращено обществу без рассмотрения на основании ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации).
Таможенный орган указал, что представленные декларантом корректировки ДТ не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В соответствии с письмами Новороссийской таможни от 12.01.2017 N 02-35/00589, 12.01.2017 N 02-35/00591, 12.01.2017 N 02-35/00595, 12.01.2017 N 02-35/00594, 12.01.2017 N 02-35/00592 во внесении изменений в ДТ отказано.
В пункте 2 статьи 191 ТК ТС (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) указано, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 ТК ТС и пункт 11 Порядка N 289).
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, регламентируется Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
Как следует из материалов дела, к обращениям общества о внесении изменений в ДТ исх. от 09.11.2016 N 30, N 31, N 32, N 33, N 34 приложены формы КДТ, ДТС-1 на бумажном и электронном носителе, копия акта камеральной таможенной проверки N 103170000/400/310315/А0035 от 31.03.2015, флеш-носитель с заполненной декларацией таможенной стоимости, форма корректировки таможенной стоимости по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975.
Вместе с тем, указанные документы не подтверждают необходимость внесения изменений в декларации; иных документов, подтверждающих необходимость внесения таких изменений, в нарушение требований п. 14 Порядка N 289, не представлено.
В свою очередь, отказывая во внесении изменений в ДТ, таможня в письмах от 12.01.2017 N 02-35/00589, 12.01.2017 N 02-35/00591, 12.01.2017 N 02-35/00595, 12.01.2017 N 02-35/00594, 12.01.2017 N 02-35/00592 указала на факт недостоверности заявленных сведений о товаре, установленной в ходе дополнительной проверки, а также в ходе камеральной проверки.
При заполнении декларации представитель общества мог и должен был принять все меры, направленные на проверку полноты и достоверности сведений, заявляемых в декларациях, сопоставить внесенные сведения с имеющимися в товаросопроводительных документах.
Являясь стороной внешнеэкономического контракта, во исполнение которого планировались многочисленных поставки, декларант должен был знать реальную стоимость приобретаемого товара, мог и должен был принять исчерпывающие меры, направленные а получение от контрагента полной, достоверной и документально подтвержденной информации о цене товара.
С момента подачи декларации декларант несет ответственность за достоверность указанных в ней сведений и последующее внесение в декларацию изменений, в том числе в части таможенной стоимости о товаре, не исключает ответственности за заявление недостоверных сведений о товаре (его стоимости), повлекшее занижение таможенных платежей.
При этом, недостоверное заявление обществом сведений о таможенной стоимости товара, задекларированного по спорным ДТ, в соответствии с пунктом 1 статьи 68 ТК ТС, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" исключает применение первого метода определения таможенной стоимости товаров.
Таким образом, отказы Новороссийской таможни во внесении изменений в ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975, являются правомерными.
В связи с изложенным, поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей не подтвержден, оснований для возврата таможенных платежей также не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования ООО "Авангард" не подлежат удовлетворению.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 по делу N А32-9981/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9981/2017
Истец: ООО "Авангард"
Ответчик: Новороссийская таможня