Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф05-4167/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А40-127813/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГСК "ГИРЕЙ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018 по делу N А40-127813/18, принятое судьей С.О. Ласкиной,
по заявлению ГСК "ГИРЕЙ" (ОГРН 1037739039810, ИНН 7720181427)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконным решения от 12.03.2018 N 33-5-17987/18(0)-1
при участии:
от заявителя: Тенищев А.П. по дов. от 25.09.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ГСК "ГИРЕЙ" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 12.03.2018 года N 33-5-17987/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" с адресными ориентирами город Москва, ул. Мартеновская вл.33 (кадастровый номер 77:03:0006015:22), об обязании Департамента городского имущества города Москвы направить копию Распоряжения об изменении видов разрешенного использования земельного участка и дополнительное соглашение о внесении изменений в пункт 1 договора аренды земельного участка от 29.09.1997 N М-03-501855 для строительства и эксплуатации многоэтажного гаража-стоянки, заключенного между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ГСК "ГИРЕЙ" с кадастровым номером 77:03:0006015:22 общей площадью 6200 кв.м., расположенного по адресу: гор. Москва ул. Мартеновская, вл. 33, включив в него (п.1 договора) дополнительные виды разрешенного использования: Размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей; Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса; об обязании Департамента городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГСК "ГИРЕЙ" в установленном законом порядке в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГСК "Гирей" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт о удовлетворении требования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент городского имущества г.Москвы и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Правительство г.Москвы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в отсутствие третьего лица в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, между ГСК "Гирей" и Департаментом заключен договор аренды земельного участка от 29.09.1997 N М-03-501855 с кадастровым номером 77:03:0006015:22, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Мартеновская, вл. 33, для строительства и эксплуатации многоэтажного гаража-стоянки.
ГСК "Гирей" обратился в Департамент городского имущества с заявлением о внесении изменений в пункт 1 договора аренды указанного земельного участка от 29.09.1997 N М-03-501855, включив в него (п.1 договора) дополнительные виды разрешенного использования, а именно: - Размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей; - Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса.
Письмом заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы Прусаковой Н.В.от 12.03.2018 за N 33-5-17987/18-(0)-1 "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги" было отказано в предоставлении государственной услуги о внесении изменений в пункт 1 договора аренды земельного участка.
Не согласившись с указанным решением об отказе от 12.03.2018 г. N 33-5-17987/18(0)-1, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы.
Решением суда от 30.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Отказывая в удовлетворении требований, Арбитражный суд г.Москвы обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжении земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", одни из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с Административными регламентами.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (далее - Положение о Департаменте), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (в том числе жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В целях соблюдения требований вышеуказанного Федерального закона, а также реализации возложенных на Департамент полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг (далее - Административный регламент).
Предоставление государственной услуги "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают; проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитальной строительства на земельном участке" регламентировано приложением 16 Административного регламента.
В пункте 2.2 Приложения 16 Административного регламента предоставлении государственной услуги города Москвы "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительств на земельном участке", указано, что предоставление данной государственно услуги осуществляется в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-П "О создании Градостроительно - земельной комиссии города Москвы" и другими нормативно - правовыми актами.
Согласно указанному Административному регламенту, изменение цели предоставления земельного участка на строительство (реконструкцию) объект осуществляется Департаментом в порядке и сроки, установлены Административным регламентом, при наличии утвержденного в установление порядке Градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).
Так, пунктом 2.5.1.2.6 Приложения 16 Административного регламент установлено, что одним из документов, необходимых для предоставления истребуемой Заявителем государственной услуги, является утвержденный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, содержащий вид разрешенного использования земельного участка, определенный в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Следовательно, как верно указал суд, внесению изменений в договор аренды земельного участка в части цели предоставления предшествует приведение вида разрешенного использования в соответствие с ГПЗУ.
Вместе с тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что вид разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с представленным в Департамент (в рамках оказания испрашиваемой государственной услуги) градостроительным планом земельного участка N RU77168000- 035042 - "Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.0 (4.9.0)", что полностью соответствует цели предоставления земельного участка в соответствии с договором аренды N М-03-501855.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка N М-03-501855 был заключен на срок до 01.09.2000 г. и в силу положений ст. 610, 621 ГК РФ был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Между тем, как верно указал суд, согласно действующему законодательству, вследствие заключения дополнительного соглашения, изменяющего существенные условия договора аренды земельного участка, возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.
Изменение существенных условий договора аренды при продлении его на неопределенный срок при отсутствии на то установленных законом оснований положениям гражданского законодательства не предусмотрено.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
На основании указанных норм, принимая во внимание, что срок действия Договора истек, письмом Департамента от 12.03.2018 N 33-5-17987/18-(0)-1, ГСК "ГИРЕЙ" были даны обоснованные разъяснения об отсутствии оснований для предоставления государственной услуги.
При этом судом первой инстанции также учтено, что в соответствии с пунктом 4.2.2 Положения о Департаменте, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, Закона города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент наделен правом принимать решения о внесении изменений в действующие договоры аренды земельных участков, договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, действующей на основании Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП.
Между тем, в рассматриваемом случае соответствующее решение Комиссии о рассмотрении вопроса предоставления земельного участка в целях проектирования и строительства автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, размещения мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного хозяйства, отсутствует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при указанных таких обстоятельствах оснований для внесения изменений в пункт 1 заключенного договора у Департамента не имелось.
Кроме того, принимая во внимание заявленный Кооперативом способ восстановления нарушенного права, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на указанные в данном пункте категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ определены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 4 статьи 37 указанного ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ).
Правила землепользования и застройки г.Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы 28.03.2017 N 120.
Согласно ПЗЗ г.Москвы, земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006015:22 отнесен к территориальной зоне под номером 1686789, основным видом разрешенного использования которого (пункт 242) является "размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.0" (4.9.0), что также отражено в Градостроительном плане земельного участка N RU77168000-035042.
Вспомогательные и условно разрешенные виды использования указанной территориальной зоны ПЗЗ не установлены.
Между тем, в пункте 2.2 Градостроительного плана земельного участка N RU77168000-035042 указано, что вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются и применяются в соответствии с разделом 3.3 общей части ПЗЗ.
В пункте 3.3.4 раздела 3.3 общей части ПЗЗ указаны коды видов разрешенного использования, являющихся вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон.
Как верно указал суд, исходя из содержания пункта 3.3.4 раздела 3.3 общей части ПЗЗ, вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка применительно к основному виду разрешенного использования "размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.7.0 является только вид разрешенного использования с кодом 4.9.1.4 (N 67) -"размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса" (п. 67).
Вид разрешенного использования "Размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей" код 4.9.1.3 (п. 66) ПЗЗ в числе вспомогательных видов разрешенного использования не указан.
Согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным 120-1111, если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а разрешенное использование входит в основную группу видов разрешенного использования территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава видов разрешенного использования функциональной зоны какие - либо дополнительные согласования не потребуются.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что в силу действующего законодательства решения о выборе основного и вспомогательного вида разрешенного использования не требуется. Заявитель в силу закона может сам установить те виды разрешенного использования (основного и вспомогательного), которые предусмотрены ПЗЗ в соответствии с Приказом N 540 об утверждении Классификатора, обратившись в соответствующий орган кадастрового учета.
Вместе с тем, установление к основному виду разрешенного использования вида разрешенного использования, не являющегося по отношению к нему вспомогательным, действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с тем, что вид разрешенного использования - "размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей" код 4.9.1.3 ПЗЗ (п.66) не является в соответствии с разделом 3.3 общей части ПЗЗ вспомогательным по отношению к основному виду "размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных", для установления указанного вида разрешенного использования, необходимо внести изменения в ПЗЗ.
С учетом вышеизложенного, Арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы Кооператива, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, сделанными относительно заявленного Кооперативом способа восстановления нарушенного права. Однако указанные доводы жалобы заявлены без учета того, что оснований для удовлетворения основного заявленного требования не имеется.
Апелляционным судом рассмотрены все заявленные в жалобе доводы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении требования заявителя о признании недействительным решения Департамента об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка; не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения, принятого с учетом рассмотренных возражений заявителя. В этой связи следует признать, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2018 по делу N А40-127813/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127813/2018
Истец: ГАРАЖНО-СТОЯНОЧНЫЙ КООПЕРАТИВ "ГИРЕЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ