г. Чита |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А58-784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 года по делу N А58-784/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания НОВА-С" (ИНН 7729411192, ОГРН 1027700133812) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905) о признании отказа от 22.12.2017 N 14480-ДИЗО/17 недействительным, о признании незаконным действия (бездействие), выразившееся в не заключении договора аренды - незаконным, об обязании в срок не позднее 30 дней принять решение о предоставлении ООО "Компания НОВА-С" земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного под административное учреждение различных предприятий, с кадастровым номером 14:36:105051:47, площадью 795 кв.м. и расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Октябрьский округ, квартал "61", улица Ярославского, дом 32; об обязании заключить с ООО "Компания НОВА-С" договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного под административное учреждение различных предприятий, с кадастровым номером 14:36:105051:47, площадью 795 кв.м. и расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Октябрьский округ, квартал "61", улица Ярославского, дом 32, сроком на три года со дня вступления решения по делу в законную силу,
(суд первой инстанции - Эверстова Р.И..),
при участии в судебном заседании:
от истца: Ефимова С.С. - представитель по доверенности N 51 от 01.12.2016,
от ответчика: не явились, извещены.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания НОВА-С" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с уточненным, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявлением о признании отказа Департамента (далее - ответчика) от 22.12.2017 N 14480-ДИЗО/17 недействительным, а действие (бездействие), выразившееся в незаключении договора аренды незаконным, а также в срок не позднее 30 дней обязать Департамент принять решение о предоставлении обществу земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного под административное учреждение различных предприятий, с кадастровым номером 14:36:105051:47, площадью 795 кв.м. и расположенного по адресу: РС (Я), город Якутск, Октябрьский округ, квартал 61, улица Ярославского, дом 32; обязать Департамент заключить с обществом договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного под административное учреждение различных предприятий с кадастровым номером 14:36:105051:47, площадью 795 кв.м., и расположенного по адресу: РС (Я), город Якутск, Октябрьский округ, квартал 61, улица Ярославского, дом 32, сроком на три года со дня вступления решения по делу в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 года по делу N А58-784/2018 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 22.12.2017 N 14480-ДИЗО/17 недействительным. Признано незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, выразившееся в не заключении договора аренды.
Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца. Ответчику в срок не позднее 30 дней принять решение о предоставлении истцу земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного под административное учреждение различных предприятий, с кадастровым номером 14:36:105051:47, площадью 795 кв.м. и расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Октябрьский округ, квартал "61", улица Ярославского, дом 32.
Суд обязал ответчика заключить с истцом договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного под административное учреждение различных предприятий, с кадастровым номером 14:36:105051:47, площадью 795 кв.м. и расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Октябрьский округ, квартал "61", улица Ярославского, дом 32, сроком на три года со дня вступления решения по делу в законную силу. Взысканы с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 года по делу N А58-784/2018. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты - обжалование ненормативного акта; с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка общество обратилось по истечении договора аренды земельного участка N 14480-ДИЗО/17 от 22.12.2017; предоставление спорного земельного участка без проведения торгов является неправомерным исходя из совокупности условий, установленных статьей 39.3 ЗК РФ.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество с выводами суда первой инстанции согласно, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.11.2018.
Ответчик представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель истца в судебном заседании дала пояснения согласно доводам отзыва на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителю на основании договора аренды земельного участка от 12.08.2014 N 09-1/2014-0808 (зарегистрирован 27.09.2014 за N регистрации 14-14-01/060/2014-949) и дополнительного соглашения от 16.12.2014 к договору аренды земельного участка от 12.08.2014 N 09-1/2014-0808 (зарегистрировано 02.03.2015 за N регистрации 14-14/001- 14/001/006/2015-6702/1) в аренду предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, под административное учреждение различных предприятий, с кадастровым номером 14:36:105051:47, площадью 795 кв.м., расположенный по адресу: РС (Я), город Якутск, Октябрьский округ, квартал 61, улица Ярославского, дом 32, со сроком аренды с 12.08.2014 по 12.08.2017.
На указанном земельном участке заявитель построил и оформил право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 14:36:105051:365, площадь 462, 4 кв.м., адрес объекта незавершенного строительства РС (Я), город Якутск, Октябрьский округ, квартал 61, улица Ярославского, 32, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 28.07.2017.
25.05.2017 общество известило Департамент о наличии намерения заключить договор аренды на новый срок и обратилось с соответствующим заявлением.
На обращение заявителя с заявлением заключить договор аренды на новый срок письмом от 25.05.2017 за исх.N 55п, Департамент письмом от 04.07.2017 исх. N 1113 разъяснил о необходимости обратиться в МФЦ с соответствующим заявлением в порядке, установленном Регламентом.
На обращение заявителя от 02.08.2017 с приложением технического условия на подключение объекта к ИТО, разрешения на строительство объекта, выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей наличие на спорном земельном участке объекта незавершенного строительства, принадлежащего обществу на праве собственности, проекта административного здания, Департамент письмом от 14.08.2017 N 9231-8430/17 уведомило об отказе в приеме документов на основании пункта 2.14 Административного регламента, утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска N 4 251п от 24.09.2015, в виду непредоставления учредительных документов и сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителя.
На обращение заявителя от 11.09.2017 о заключении нового договора аренды Департамент письмом от 14.09.2017 N 10690-ДИЗО/17 отказал по мотиву того, что не приложено к заявлению сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
На повторное обращение заявителя от 18.10.2017 исх.N 108п с приложением пакета документов согласно Регламенту Департамент ответил отказом от 22.12.2017 N 14480-ДИЗО/17 в предоставлении муниципальной услуги, который основан на пункте 2.16 Регламента, а именно:
- в соответствии с подпунктом 4 пункта 2.16 Регламента, заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, согласно дополнительному соглашению к договору аренды от 12.08.2014 N N 09-1/2014-0808 земельного участка, срок действия договора истек 12.08.2017;
- в соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16 Регламента на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, основания для предоставления без проведения торгов земельного участка с видом разрешенного использования - под административное учреждение различных предприятий.
В связи с чем, Департамент рекомендовал обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка без торгов в рамках оказания муниципальной услуги "Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением администрации от 27.07.2015 N 50п, в Государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС (Я)".
Заявитель полагая, что земельный участок ранее предоставлен обществу в аренду без проведения торгов по договору аренды, заключенному до 01.03.2015, и на таком земельном участке в собственности общества имеется объект незавершенного строительства, поэтому сложившиеся между сторонами отношения подпадают под действие подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, согласно которой в этом случае арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов на три года для завершения строительства, не согласившись с отказом Департамента о заключении нового договора аренды, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 N РЯГД-8-6 (ред. от 19.06.2017), Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Удовлетворяя требования истца и признавая оспариваемый отказ незаконным, суд первой инстанции правильно исходил из того, что положениями статьи 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).
На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
На основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона N 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения названного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществу земельный участок был предоставлен без проведения торгов.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ заявитель имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 ЗК РФ.
Земельный участок фактически находится в пользовании у заявителя, который осуществляет строительство, имеет объект незавершенного строительства.
В подтверждение указанного обстоятельства заявитель представил копию Выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105051:47 на 27.08.2018, копию Выписки из ЕГРН на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 14:36:105051:365 на 31.08.2018, копию разрешения на строительство N 14-RU14301000-81-2016 от 10.06.2016, копию счета на оплату арендных платежей на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105051:47 от 20.08.2018, копию платежного поручения N 400 от 12.09.2018 об оплате арендной по сентябрь 2018 года, копию письма в адрес Департамента от 30.08.2018, копию договора N 40-К/ЮЛ о подключении (технологическом присоединении) центральной системе водоотведения от 02.09.2015, копию договора N 40-В/ЮЛ о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения от 15.10.2015, копию Технических условий для присоединения к электрическим сетям от 10.06.2015, копию Технических условий на благоустройство территории объекта "Административное учреждение по улице Ярославского, в квартале 61" от 16.02.2015, копию Технических условий МУП "Теплоэнергия" от 24.09.2015, копию проекта "Административное учреждение по улице Ярославского, в квартале 61, альбом ГП, ООО "НПО Стройтехнология", копию проекта "Административное учреждение по улице Ярославского в квартале 61, ООО ПБ "Гопроект".
С учетом представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ заявитель имеет право на реализацию возможности предоставления ему земельного участка в аренду для завершения строительства объекта.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Следовательно, последующие эксплуатация и обслуживание указанного объекта недвижимости возможны только на едином земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 10661/10, принятие публичными органами распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства, следует расценивать как согласие публичного образования, от имени которого они действуют, с размещением на принадлежащем ему земельном участке объекта недвижимого имущества, в то время как возвращение участка предполагает его освобождение от находящегося на нем недвижимого имущества, что нарушает права и законные интересы арендатора.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно разрешению на строительство от 10.06.2016 N 14-RU14301000-81-2016, земельный участок был предоставлен истцу для строительства объекта "Административное учреждение по улице Ярославского в квартале 61 города Якутска".
Согласно подпункту 10 пункта 2 и пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства. Указанная норма является императивной.
Подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 названного Кодекса предусмотрено, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу.
Заявитель в материалы дела представил доказательство государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы о незаконности предоставления обществу спорного земельного участка без проведения торгов, не соответствует изложенному правовому регулированию, в связи с чем, отклоняется апелляционным судом.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о пропуске обществом срока для обращения с заявлением о заключении нового договора, в связи со следующим.
Апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что поданные обществом заявления о заключении договора аренды земельного участка на новый срок, в том числе и заявление от 20.10.2017 г., в любом случае поданы в пределах срока действия договора аренды. Поскольку договор не расторгнут и считается возобновлённым на тех же условиях на неопределённый срок на основании ст. ст. 610, 621 ГК РФ.
Такой вывод суда основан на законодательстве и подтверждается фактическими обстоятельствами дела и представленными документами.
Согласно абз. 3 пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.
Согласно п. 4.2. указанного постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 по смыслу части 10 статьи 17.1 Закона о конкуренции, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом. В этом случае договор аренды в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора аренды на новый срок.
Как следует из материалов дела арендодатель - Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска не только не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, но предоставил обществу письмо о том, что договор аренды продолжает действовать, выставляет арендатору счета и получает арендную плату.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о выборе заявителем ненадлежащего способа восстановления нарушенного права, в связи со следующим.
Согласно материалам дела, обществом оспорен отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, изложенный в письме от 22.12.2017 N 14480-ДИЗО/17, и оспорены действия Департамента, выразившиеся в отказе заключения с обществом на новый срок договора аренды земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
На основании изложенных норм АПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд полагает ошибочным довод ответчика о выборе заявителем ненадлежащего способа восстановления нарушенного права.
Апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции, который, установив наличие оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства, принимая во внимание неоднократное обращение заявителя, а также цели обращения заявителя в суд по настоящему делу с указанными требованиями, признал надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества, в виде возложения на Департамент обязанность принять решение о предоставлении обществу земельного участка в аренду сроком на 3 года со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу и заключения с обществом договора аренды земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 года по делу N А58-784/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-784/2018
Истец: ООО "Компания НОВА-С"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска