Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2019 г. N Ф05-6239/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А40-105831/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Кораблевой М.С.,
судей Александровой Г.С., Валюшкиной В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года
по делу N А40-105831/18, принятое судьей Гамулиным А.А(23-774)
по иску ООО "НОТА-ДИЗАЙН 2000" (ИНН 7705205240, ОГРН1027700235672)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН
1037739510423)
о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору арендытретье лицо - Правительство Москвы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Медушевская Т.В. по доверенности от 15.01.2018 г.;
от ответчика: Аугулис Р.Р. по доверенности от 29.12.2018 г.;
от третьего лица: Аугулис Р.Р. по доверенности от 20.03.2018 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "НОТА-ДИЗАЙН 2000" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N 01-00818/07 от 30.07.2007 г. в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год за период с 21.03.2016 по 31.12.2016, в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2018, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2018 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Департаментом имущества города Москвы (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы N 1-818/07 от 30.07.2007, по условиям которого арендодатель обязался
передать, находящееся в собственности города Москвы, в аренду для использования под магазин нежилое помещение общей площадью 66,8 кв.м. в соответствии с планом БТИ, расположенное по адресу: г. Москва, Павелецкая пл., д. 1, подвал, пом. IV, комн. 9-12, а арендатор принять объект аренды и оплачивать арендную плату на условиях установленных указанным договором.
Согласно п. 2, 3 Постановления Правительства Москвы от 08.02.2013 г. N 49-ПП Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Департамента имущества города Москвы, прекратившего деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Департаменту земельных ресурсов города Москвы.
Факт передачи объекта аренды истцу не оспаривается сторонами.
Пунктом 2.1 договора аренды установлен срок действия договора с 01.05.2007 г. до начала реконструкции, но не более чем до 01.05.2012, в связи с чем, в соответствии со ст. 651 ГК РФ указанный договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается штампом регистрирующего органа на договоре.
Дополнительным соглашением от 19.06.2013 срок действия договора установлен до начала реконструкции, но не более чем по 30.06.2015.
Дополнительным соглашением от 21.03.2016 срок действия договора продлен до 30.06.2025.
Соглашения зарегистрированы в установленном порядке.
Согласно п. 2 дополнительного соглашения от 21.03.2016 с 21.03.2016 ставка арендной платы определена по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды нежилого фонда за 1 кв.м. в год в размере 17 145 руб., без учета НДС.
Согласно п. 6.1 договора, величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы.
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 19.06.2013 установлено, что в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное уведомление является обязательным для сторон и считается согласованным сторонами с даты, указанной в нормативном акте.
Как указывает истец в исковом заявление, истец имеет право на применение льготной ставки по арендной плате, однако ДГИ г. Москвы не применил льготную ставки при расчете арендной платы.
Претензия истцом, в порядке ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), была направлена в адрес ответчика 10.04.2018, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы N 809-ПП от 25.12.2012 утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях (приложение 1).
В соответствии с п. 5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 (в редакции постановления Правительства Москвы от 01.07.2014 N 364-ПП) с 1 января 2014 года предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1 постановления).
Пунктом 2.1 указанного постановления не установлена обязанность обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы в случае наличия оснований, предусмотренных п. 1.1 постановления.
Согласно выписке из Реестра получателей поддержки города Москвы от 30.07.2018, Департаментом имущества города Москвы принято решение от 22.04.2013 о предоставлении истцу имущественной поддержки в виде передачи в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Таким образом, истцу установлена льготная ставка в размере 3 500 руб. за кв.м. в год с 01.01.2014.
Статус микропредприятия не утрачен истцом до настоящего времени, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.03.2018.
Также в материалы дела представлены выписки, согласно которым решения о предоставлении имущественной поддержки принимались в отношении истца 31.12.2014, 01.01.2015, 16.10.2015, в том числе 31.12.2014 в том же виде что и 22.04.2013.
Следовательно, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв.м. на основании договора арены заключенного без проведения торгов, право на применение льготной ставки арендной платы истцом не утрачено.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.02.2015 N 71-ПП, всем субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью менее 300 кв.м. по договорам, заключенным без проведения торгов, минимальная ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год устанавливается на срок до 30.06.2016 без рассмотрения на Межведомственной комиссии.
В соответствии с п. 1, п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 02.12.2016) "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 1 января 2017 года устанавливается ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. При этом, абз. 2 п. 1.1, устанавливающий обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию утратил силу.
Пункты 1, 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в действующей редакции устанавливают действие п. 1 до 31.12.2018.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным, в том числе, в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, определений стоимости объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, в целях их передачи в аренду.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" право аренды является объектом оценки.
При этом согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", если размер арендной платы установлен в соответствии с другим федеральным законом в связи с передачей в аренду, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с Законом об оценочной деятельности не устанавливается.
Нормы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства имеют более специальный характер по отношению к нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся на всех хозяйствующих субъектов.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.
Принимая во внимание положения ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд исходит из того, что подписание дополнительного соглашения от 21.03.2016 не лишает истца права на имущественную поддержку, истец не оспаривает установление рыночной ставки арендной платы в определенном размере, такая ставка будет применяться при утрате права на льготу.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Пункты 6.1, 6.2 договора не утратили силу при заключении дополнительного соглашения от 21.03.2016.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец не соответствовал критериям, установленным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в спорный период.
Как установлено судом, истец является на протяжении срока действия договора субъектом малого предпринимательства, договор аренды заключен на помещения площадью менее 300 кв.м. без проведения торгов, в связи с чем, обладает правом на применение ставки арендной платы по договору аренды N 01-00818/07 от 30.07.2007 г. в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год с 21.03.2016 по 31.12.2016 и в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Условия п. 1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в совокупности с п. 2.1 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 1 июля 2013 г. N 424-ПП содержат необходимость подтверждения вида деятельности в соответствии с п. 1.2, п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, при том, что основания предоставления имущественной поддержки истцу установлены в п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в связи с чем, в отсутствие требований о предоставлении в межведомственную комиссию заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления данному субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться автоматически.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии оснований для применения к истцу льготной ставки арендной платы без обращения к Межведомственную комиссию не могут быть приняты судом во внимание.
Признание за обществом права на применение ставки арендной платы за 1 кв.м в год, в соответствии с положениями п. 1.1 и п. 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом городского имущества города Москвы в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод ответчика, что для применении льготной ставки необходимо обращение в межведомственную комиссию отклоняется на основании следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.02.2015 N 71-ПП, всем субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью менее 300 кв.м. по договорам, заключенным без проведения торгов, минимальная ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год устанавливается на срок до 30.06.2016 без рассмотрения на Межведомственной комиссии.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП не установлена обязанность обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы в случае наличия оснований, предусмотренных п. 1.1 данного Постановления.
В соответствии с п. 1, п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от N 800-ПП с 1 января 2017 года устанавливается ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. При этом, абз. 2 п. 1.1, устанавливающий обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию утратил силу.
Таким образом, доводы Ответчика об отсутствии оснований для применения к Истцу льготной ставки арендной платы без обращения в Межведомственную комиссию являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, установленная Дополнительным соглашением к Договору аренды от 30.07.2016 г. ставка арендной платы, равная 17 145 рублей за 1 кв.м. в год без учета НДС, применению не подлежит, как противоречащая п.1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП и нарушающая право истца, как субъекта малого предпринимательства, на применение льготной ставки, установленной данным Постановлением.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 25.10.2018 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2018 года по делу N А40-105831/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105831/2018
Истец: ООО "НОТА-ДИЗАЙН 2000"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ