Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2019 г. N Ф02-1872/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А78-8652/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2018 года по делу N А78-8652/2018 по заявлению Фонда поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" (ОГРН 1058080069080, ИНН 8001011218) к Прокуратуре Забайкальского края (ОГРН 1087536002905, ИНН 7536090055) о признании недействительными представления исполняющего обязаннсоти прокурора Агинского района Ж.Ж. Батомункуева от 13.03.2018 N 07-25а-2018 и письма заместителя прокурора Ж.Ж. Батомункуева от 19.04.2018 N 07-25а-2018, действий незаконными, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: индивидуальный предприниматель Жаргалова Надежда Баировна (ОГРНИП 313758025500021, ИНН 800102244590), уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, Администрация муниципального образования городского поселения "Агинское" (ОГРН 1028002324624, ИНН 8001003143),
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от Фонда поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" - Балдановой Д.Б. - директора, личность установлена по паспорту,
Базарова Б.Б. - представителя по доверенности от 06.12.2018,
от Прокуратуры Забайкальского края - Камратовой А.Г. - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Забайкальского края, служебное удостоверение от 06.09.2016 ТО N 182331,
установил:
Фонд поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" (далее также - Фонд или заявитель) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании представления исполняющего обязанности прокурора Агинского района Ж.Ж. Батомункуева от 13.03.2018 N 07-25а-2018 и письма заместителя прокурора Ж.Ж. Батомункуева от 19.04.2018 N 07-25а-2018 недействительными, действий незаконными, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определениями суда от 11.07.2018 и от 06.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Жаргалова Надежда Баировна (далее - ИП Жаргалова Н.Б. или предприниматель), уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае и Администрация муниципального образования городского поселения "Агинское".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых представления и письма действующему законодательству Российской Федерации и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Фонд поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как необоснованного и необоснованного, по доводам, изложенным в жалобе, дополнении к ней.
Прокуратура Забайкальского края в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему выразила согласие с решением суда первой инстанции.
ИП Жаргалова Н.Б. и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае в представленных отзывах на апелляционную жалобу также выразили согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 09 января 2018 года был объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 16 января 2018 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с поступлением 13.02.2018 от аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Бессоновой В.В. в прокуратуру Агинского района обращения ИП Жаргаловой Н.Б. на действия Фонда поддержки предпринимательства "Поселок Агинское" прокуратурой района проведена проверка.
По результатам проверки установлено, что в целях развития инфраструктуры поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" нежилое помещение по адресу п. Агинское, ул. Клименко, 15, находящееся в муниципальной собственности городского округа "Поселок Агинское", по договору о передаче в безвозмездное пользование имущества от 17.04.2014 передано сроком на 5 лет Фонду поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское".
Впоследствии Фонд и ИП Жаргалова Н.Б. 01.10.2014 заключили договор аренды нежилого помещения N 2-ТДК, в соответствии с условиями которого Фонд сдает в аренду нежилое помещение общей площадью 214,7 кв.м. по адресу п. Агинское, ул. Клименко, д. 15, для размещения Детского центра раннего развития и досуга "Жаргаленок", арендатор ИП Жаргалова Н.Б. обязуется своевременно вносить арендную плату и иные платежи, предусмотренные договором.
В соответствии с соглашением N 1 к договору аренды нежилого помещения N 2- ТДК от 01.10.2014 о компенсации расходов на проведением капитального ремонта и реконструкции помещения, в связи с тем, что арендуемое помещение требует капитального ремонта и реконструкции, Фонд принял на себя обязательство по зачету (или компенсации) ИП Жаргаловой Н.Б. стоимости капитального ремонта и реконструкции в счет оплаты за потребляемую тепловую энергию в соответствии с корректировками за отопительные сезоны и арендных платежей по договору аренды N 2- ТДК от 01.10.2014 при условии документального подтверждения ИП Жаргаловой Н.Б. расходов на капитальный ремонт и реконструкцию помещения в сумме, не превышающей 960 121 рублей в соответствии с имеющимся сводным сметным расчетом.
В соответствии с указанным соглашением для оформления проведенного ремонта по окончании ремонтных работ ИП Жаргалова Н.Б. подготавливает реестр расходов и согласовывает с Фондом, предоставляет финансово-бухгалтерские документы для подтверждения произведенных затрат (договор на выполнение подрядных работ с актом приема-сдачи выполненных работ, счета-фактуры, чеки и прочие платежные документы). На основании предоставленных документов между сторонами производится зачет или компенсация затрат на проведение капитального ремонта и реконструкции помещения ИП Жаргаловой Н.Б.
В соответствии с соглашениями N 1 и N 2 к договору аренды нежилого помещения N 2-ТДК от 01.10.2014 зачтена стоимость капитального ремонта и реконструкции в сумме 86 096,63 рублей в счет оплаты за тепловую энергию, 21 938,05 рублей в месяц в счет оплаты арендных платежей.
Согласно предоставленным документам (договор на выполнение подрядных работ, акт приема-сдачи выполненных работ, платежные поручения, сводный сметный расчет стоимости строительства, договор на монтаж пожарно-охранной сигнализации, товарные чеки на приобретение строительно-монтажных и отделочных материалов) ИП Жаргаловой Н.Б. затрачено 846 096,25 рублей.
18.11.2017 Фонд направил претензию ИП Жаргаловой Н.Б. о невозможности зачета в счет оплаты арендных платежей и тепловой энергии расходов на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемого помещения, в связи с тем, что представленные в обоснование расходов на капитальный ремонт и реконструкцию платежные документы не подтверждают фактически понесенные расходы.
ИП Жаргалова Н.Б. полагала, что понесенные ею расходы должны были быть учтены, так как ранее никаких претензий по поводу неверно составленных договоров подряда, чеков, сметы от Фонда не поступало, требования об оплате аренды, задолженности по теплоснабжению он не выставлял.
20.12.2017 в соответствии с передаточным актом нежилое помещение по указанному адресу освобождено ИП Жаргаловой Н.Б. и передано Фонду, фактически деятельность ИП Жаргаловой Н.Б. прекращена с июня 2017 года.
По результатам проверки прокуратурой Агинского района 13.03.2018 в адрес правления Фонда внесено представление об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях (т. 1 л.д. 15-16, 83-85).
19.04.2018 заместителем прокурора Агинского района в адрес Фонда было направлено письмо N 07-25а-2018 о том, что в связи с неустранении выявленных нарушений решается вопрос о привлечении к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, потребовано вернуться к рассмотрению представления прокурора, принять меры по устранению выявленных нарушений, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности, уведомить прокурора о дате и времени рассмотрения представления, о принятых мерах и их результатах сообщить в срок до 30.04.2018 (т. 1, л.д. 19, 86-87).
Заявитель, полагая, что указанные представление и письмо, а также действия не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемых представления и письма ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых представления, письма и действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими актами и действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Данное положение не лишает возможности прокурора проверять исполнение указанными субъектами требований подзаконных нормативных правовых актов при наличии в законе соответствующих бланкетных (отсылочных) норм, предоставляющих возможность правового регулирования тех или вопросов на ином (не законодательном), в том числе ведомственном уровне.
В пункте 2 статьи 1 Закона о прокуратуре указано, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона. Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Согласно положениям пункта 1 статьи 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Обжалуемое письмо прокуратуры от 19.04.2018 также носит характер требований, выдвинутых прокурором к заявителю, налагает на него определенные обязанности. Данное письмо издано в ходе проводимой прокуратурой проверки, в силу части 15 статьи 21 Закона о прокуратуре действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, рассмотрение настоящего дела подведомственно арбитражному суду.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства). Данный закон также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).
Статьей 2 указанного закона установлено, что нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ (пункт 5 статьи 3).
Статьей 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства установлены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки (часть 1 статьи 15).
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства (часть 2).
Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям, установленным в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, и включенных в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2).
Согласно части 1 статьи 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В оспариваемом представлении указано на несоответствие действий Фонда статье 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), в силу которой Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (пункт 2 статьи 7).
В соответствии с пунктом 1 Устава Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной на основе имущественных взносов для поддержки малого и среднего предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" и реализации иных общественно полезных целей, указанных в настоящем Уставе.
Согласно пункту 2.1 Устава Фонда целью его деятельности является поддержка малого и среднего предпринимательства городского округа "Поселок Агинское", развитие инфраструктуры предпринимательства, а также реализация инвестиционных и иных общественно полезных проектов.
Предмет деятельности Фонда составляет, в том числе привлечение из различных источников имущества для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, оказание содействия субъектам предпринимательства в получении ими в аренду нежилых помещений и основных средств, находящейся в государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава в соответствии с целями и направлениями деятельности Фонд вправе, в том числе предоставлять имущественную поддержку на возмездной и безвозмездной основе, в том числе путем сдачи в аренду помещений, зданий, сооружений и земельных участков.
Согласно пункту 1.1 договора о передаче имущества от 17 марта 2014 года Комитетом экономического развития и имущественных отношений администрации городского округа "Поселок Агинское" - ссудодателем Фонду - ссудополучателю передано муниципальное имущество согласно приложению N 1 (нежилое помещение по адресу п. Агинское, ул. Клименко, 15,) с 17 марта 2014 года на условиях безвозмездного временного пользования, предусмотренных настоящим договором, в целях развития инфраструктуры поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское.
01.10.2014 Фонд и ИП Жаргалова Н.Б. заключили договор аренды нежилого помещения N 2-ТДК, в соответствии с условиями которого Фонд сдает в аренду нежилое помещение общей площадью 214,7 кв.м. по адресу п. Агинское, ул. Клименко, д. 15, для размещения Детского центра раннего развития и досуга "Жаргаленок", арендатор ИП Жаргалова обязуется своевременно вносить арендную плату и иные платежи, предусмотренные договором (т. 1, л.д. 63-64).
Указанные действия Фонда по сдаче в аренду спорного нежилого помещения осуществлены им в соответствии вышеприведенными положениями Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в виде имущественной поддержки, соответствует целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, установленным статьей 6 данного закона, положениям статьи 7 Закона о некоммерческих организациях и статей 123.17 и 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации и целям и направлениям деятельности Фонда, определенным Уставом (пункт 2.3).
Несоблюдение Фондом Конституции Российской Федерации и неисполнение иных положений законов и подзаконных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, оспариваемым представлением не установлено.
Как указывалось выше, в соответствии с соглашением N 1 к договору аренды нежилого помещения о компенсации расходов на проведением капитального ремонта и реконструкции помещения Фонд принял на себя обязательство по зачету (или компенсации) ИП Жаргаловой Н.Б. стоимости капитального ремонта и реконструкции в счет оплаты за потребляемую тепловую энергию в соответствии с корректировками за отопительные сезоны и арендных платежей в сумме, не превышающей 960 121 рублей.
18.11.2017 Фонд направил претензию ИП Жаргаловой Н.Б. о невозможности зачета в счет оплаты арендных платежей и тепловой энергии расходов на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемого помещения, в связи с тем, что представленные в обоснование расходов на капитальный ремонт и реконструкцию платежные документы не подтверждают фактически понесенные расходы.
20.12.2017 в соответствии с передаточным актом нежилое помещение по указанному адресу освобождено ИП Жаргаловой Н.Б. и передано Фонду, фактически деятельность ИП Жаргаловой Н.Б. прекращена с июня 2017 года.
Согласно оспариваемому представлению к выводу о негативных последствиях, повлекших прекращение деятельности предпринимателя, связанной с оказанием социально ориентированных образовательных услуг, привели действия Фонда по взысканию задолженности по арендной плате и теплоснабжению, неустойки вопреки соглашениям N 1 и N 2 от 01.10.2014, несоответствующие целям Фонда, закрепленным в Уставе, и Закону о некоммерческих организациях и противоречащие целевому использованию имущества, установленному договором передачи в безвозмездное пользование.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае споры о наличии задолженности по арендной плате и теплоснабжению, неустойки с учетом правомерности (неправомерности) зачета в счет оплаты арендных платежей и тепловой энергии расходов на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемого помещения вытекают только из договора аренды, носят гражданско-правовой характер и подлежат рассмотрению судом.
Данный вывод суда апелляционной инстанции подтверждается наличием соответствующего спора в Арбитражном суде Забайкальского края - дело N А78-9819/2017 по исковому заявлению Фонда к предпринимателю о взыскании задолженности в размере 6 515 889,89 рублей и по встречному исковому заявлению предпринимателя к Фонду о взыскании 906 697,30 рублей - стоимости капитального ремонта и реконструкции арендуемого помещения по соглашениям к договору N 2-ТДК от 01.10.2017, N 2-ТДК от 01.08.2015, N 2ВА от 22.03.2016.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 АПК РФ защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере является одной из задач судопроизводства в арбитражных судах.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что реализация данного права не свидетельствует о несоответствии целям Фонда, закрепленным в Уставе, и Закону о некоммерческих организациях и не противоречит целевому использованию имущества, установленному договором передачи в безвозмездное пользование, а вытекает из хозяйственной деятельности Фонда, связанной со сдачей в аренду спорного нежилого помещения в виде имущественной поддержки.
Иное не установлено и не следует ни из Устава Фонда, ни из Закона о некоммерческих организациях, ни из договора передачи имущества в безвозмездное пользование.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
В данном случае внесение рассматриваемого акта прокурорского реагирования в отсутствие фактов неисполнения Фондом законов и подзаконных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, оспариваемые представление Прокуратуры Агинского района от 13.03.2018 N 07-25а-2018 и письмо от 19.04.2018 N 07-25а-2018 не соответствуют закону и нарушают права заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решение суда первой инстанции как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Фондом требований.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В части требований о признании действий Прокуратуры Агинского района незаконными суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий.
Вместе с тем, в Фонд, заявляя требование о признании действий Прокуратуры Агинского района незаконными, не указывает на конкретные действия и на время их совершения.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения указанных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2018 года по делу N А78-8652/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представление Прокуратуры Агинского района от 13.03.2018 N 07-25а-2018 и письмо от 19.04.2018 N 07-25а-2018 признать недействительными, как несоответствующие Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Взыскать за счет средств казны Российской Федерации в пользу Фонда поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" (ОГРН 1058080069080, ИНН 8001011218) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 500 рублей.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Возвратить Фонду поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское" (ОГРН 1058080069080, ИНН 8001011218) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.11.2018 N 220 при подаче апелляционной жалобы.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8652/2018
Истец: Фонд поддержки предпринимательства городского округа "Поселок Агинское"
Ответчик: ПРОКУРАТУРА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Проокуратура Агинского района Забайкальского края
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ "АГИНСКОЕ", ИП Жаргалова Надежда Баировна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае