Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 июня 2019 г. N Ф10-1636/19 настоящее постановление оставлено без изменения
24 января 2019 г. |
Дело N А83-9209/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 24 января 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Малышевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.
при участии: представителя ООО "Управление гостиниц" - Белова Сергея Владимировича, доверенность от 09.01.2019 N 001-03/01;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года по делу N А83-9209/2017 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц" (ул. Пятницкая, дом 9/28, строение 2, г. Москва, 115184; ул. Авроры, 111, пгт. Восход, г. Ялта, Республика Крым, 298652; ОГРН 1167746430191, ИНН 9103016168) к Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600, ОГРН 1149102101609; ИНН 9103012029), Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600; ОГРН 1149102130264; ИНН 9103015492), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым (ул. Свердлова, 21, г. Ялта, Республика Крым, 298600; ОГРН 1149102130275; ИНН 9103015502) о признании недействительным постановления и понуждении совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц" (далее - ООО "Управление гостиниц", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент), согласно которого просил: 1) признать недействительным постановление Администрации города Ялты Республики Крым "О рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц", о предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления права по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, ул. Мориса Тореза, 5-А" от 02 мая 2017 года N 1985-п об отказе ООО "Управление гостиниц" в предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления права на земельный участок общей площадью 5018 кв. м., категория земель - "Земли населенных пунктов", с кадастровым номером 90:25:060301:245, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, ул. Мориса Тореза, 5 А.; 2) обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в течение месяца, с момента вступления решения суда в законную силу, подготовить и подписать со своей стороны и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц" (298652, Республика Крым г. Ялта, пгт Восход, ул. Авроры, д. 111) проект договора аренды земельного участка, общей площадью 5018 кв. м., с кадастровым номером: 90:25:060301:245, из категории земель "Земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, ул. Мориса Тореза, 5 А, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в трех экземплярах.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2018, в удовлетворении требований ООО "Управление гостиниц" было отказано в полном объеме; ООО "Управление гостиниц" из федерального бюджета была возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Управление гостиниц" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям: имеет место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; решение основано на неправильном применении норм материального права; при рассмотрении дела были допущены нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения; суд первой инстанции посчитал установленными обстоятельства, имеющие значение для дела, которые не подтверждены соответствующими доказательствами.
Представитель ООО "Управление гостиниц" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Администрация города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 20 марта 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 19.05.2006 между Массандровским поселковым советом и открытым акционерным обществом "Управление гостиниц" был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 0,5556 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, ул. Мориса Тореза, 5-А, кадастровый номер в Украине: 0111948100:02:001:0209, с целевым назначением "Для обустройства и обслуживания пляжной зоны", сроком на 50 лет (далее - Договор), который был зарегистрирован в Ялтинском городском управлении земельных ресурсов, регистрационный номер 040602100010.
В дальнейшем, в результате реорганизации акционерного общества "Управление гостиниц", 27.05.2016 было создано общество с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц", которое является его правопреемником по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, согласно пункта 1.2 Устава Общества.
В целях приведения договора аренды земельного участка от 19.05.2006 в соответствие с требованиями Российского законодательства, ООО "Управление гостиниц" обеспечило кадастровый учет арендуемого земельного участка, в результате которого, его откорректированная площадь составила 5018 кв. м.
В дальнейшем, 29.11.2016 ООО "Управление гостиниц" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5018 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Отрадное, ул. Мориса Тореза, 5 А, кадастровый номер 90:25:060301:245, категория земель "Земли населенных пунктов" с целевым назначением "Для обустройства и обслуживания пляжной зоны", с видом разрешенного использования "Природно-познавательный туризм", в порядке переоформления ранее возникшего права.
Рассмотрев обращение Общества, Администрация города Ялты Республики Крым 02.05.2017 приняла постановление N 1985-п "О рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц", о предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления права по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, ул. Мориса Тореза, 5-А", которым ООО "Управление гостиниц" было отказано в предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления права на земельный участок общей площадью 5018 кв.м., категория земель "Земли населенных пунктов", с кадастровым номером 90:25:060301:245, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, ул. Мориса Тореза, 5-А, в границах указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Не согласившись с вышеназванным постановлением Администрации города Ялты Республики Крым, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Общества суд первой инстанции, исходил из того, что обжалованное постановление Администрации города Ялты Республики Крым является законным и обоснованным, поскольку Обществом испрашивался земельный участок, место расположения которого не соответствует градостроительной документации.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 6-ФКЗ, местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Частью 2 статьи 19 Закона N 6-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Учитывая, что предоставленный заявителем в дело договор аренды земельного участка был заключен в 2006 году, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при правовой квалификации данного договора аренды, подлежит применению, в том числе, законодательство, действующее в период возникновения соответствующих правоотношений, а именно нормы материального права Украины.
При этом, согласно статье 20 Земельного кодекса Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе владельцев земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
В соответствии со ст. 21 Земельного кодекса Украины, нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для: а) признание недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; б) признания недействительными соглашений относительно земельных участков; в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признании регистрации недействительной; г) привлечение к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.
Из акта обследования земельного участка от 10.11.2005 следует, что общая площадь земельного участка составляет 0,5556 га, в том числе, набережная - 0,4176 га, пляж галечный - 0,1380 га. При этом, функциональное назначение земельного участка заявлено как "обслуживание пляжной зоны", что в соответствии с заключением главного архитектора города от 25.02.2005 N 05/346, соответствует генеральному плану Большой Ялты.
Кроме того, из содержания пункта 4 раздела 3 Заключения государственной экспертизы от 17.03.2006 N 433-06 17.03.2006 следует, что установлено ограничение (сервитут) на право свободного прохода по земельному участку площадью 0,5556 га к водоему (то есть, к морю) для обеспечения общего водопользования населения.
В свою очередь, согласно представленного в дело письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты от 29.12.2016 N 02-08/13128, земельный участок, предоставленный ООО "Управление гостиниц", не соответствует виду функционального использования. В соответствии с генеральным планом пгт. Отрадное, утвержденным решением от 29.04.2013 N 37 33-й сессии 06-го созыва Массандровского поселкового совета, видом функционального использования земельного участка является "территория общего пользования".
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в том числе относится и генеральный план городского округа (ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Территориями общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Соответственно, следует признать факт того, что оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования, невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования подтверждена выводами Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в определении от 13.03.2017 по делу N А51-4820/2016, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 308-ЭС18-8200, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10.
Таким образом, анализируя положения пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о недопустимости предоставления в аренду земельного участка (переоформление ранее возникшего права аренды) на территории общего пользования, поскольку такое предоставление исключает возможность реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное пользование таким участком.
Кроме того, в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции, представитель Общества мотивировал свое обращение в Администрацию намерением переоформить право на аренду земельного участка, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с пунктом 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
В свою очередь, согласно пункту 12 ст. 3 Закона N 38-ЗРК, положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Основываясь на вышеизложенном, учитывая то, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 4-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 30 марта 2015 N 37, основанием для отказа в предоставлении земельного участка (в том числе и в порядке переоформления прав) является несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории, следует признать решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года по делу N А83-9209/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Управление гостиниц"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9209/2017
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЦ"
Ответчик: Администрация города Ялты, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1636/19
29.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9209/17
24.01.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1027/18
20.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9209/17