город Воронеж |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А14-14922/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЦентрУслугТранспорт": Бурдов С.П. - представитель по доверенности б/н от 28.12.2018; Меркулова В.И. - представитель по доверенности б/н от 16.01.2019;
от Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦентрУслугТранспорт" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2018 по делу N А14-14922/2018 (судья Домарева В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦентрУслугТранспорт" (ИНН 3663070777, ОГРН 1083668007257) к Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области (ИНН 3652008488, ОГРН 1053684539545) о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области по изъятию земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:75 для муниципальных нужд, об обязании Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области изъять земельный участок с кадастровым номером 36:14:0000000:75 для муниципальных нужд путем выкупа данного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЦентрУслугТранспорт" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЦентрУслугТранспорт") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области по изъятию земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:75, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное строительство, площадь 21 920 кв.м., расположенном по адресу: Воронежская обл., г. Лиски, район Порта, для муниципальных нужд незаконным, а также об обязании Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области изъять земельный участок с кадастровым номером 36:14:0000000:75, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное строительство, площадь 21 920 кв.м., расположенном по адресу: Воронежская обл., г. Лиски район Порта, для муниципальных нужд путем выкупа данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2018 отказано в удовлетворении заявленных ООО "ЦентрУслугТранспорт" требований ввиду пропуска трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд, установленного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ООО "ЦентрУслугТранспорт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что о бездействии Администрации г. Лиски по изъятию земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:75 для муниципальных нужд путем выкупа данного земельного участка ему стало известно спустя месяц после отправки 11.05.2018 письма в адрес Администрации г. Лиски, то есть 11.06.2018, в связи с чем срок для подачи соответствующего заявления начинается с 12.06.2018 и им не пропущен.
ООО "ЦентрУслугТранспорт" считает неверным вывод суда первой инстанции об осведомленности о предполагаемом нарушении прав Общества с момента получения ответа N 863 от 30.11.2017 на претензию N 367 от 13.11.2017, поскольку в указанном ответе Администрация не предоставила варианты земельных участков взамен земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:75, тогда как ответы, полученные проектной организацией, дают понять о невозможности использования данного земельного участка по его целевому назначению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился.
На основании статей 123, 156, 184, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.10.2012 на основании договора купли-продажи земельного участка N 1 (л.д. 11) ООО "ЦентрУслугТранспорт" приобретен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, район Порта, общей площадью 21 920 кв.м, кадастровый номер 36:14:000 00 00:0075, объект права: земельный участок, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное строительство.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок выдано Обществу 22.10.2012 (л.д.14).
В соответствии с Решением единственного участника N 3 ООО "ЦентрУслугТранспорт" от 16.08.2012 (л.д. 91) данный земельный участок был приобретен Обществом с целью строительства локомотивно-ремонтного ДЕПО со всей прилегающей инфраструктурой и хозяйственными сооружениями, в связи с чем Решением единственного участника N 4 ООО "ЦентрУслугТранспорт" от 31.10.2012 (л.д. 92) был утвержден план застройки (л.д. 93).
На основании Разрешения на строительство от 07.06.2013 N RU 36514000, выданного Отделом по работе с поселениями Администрации Лискинского муниципального района (л.д. 96), в период с июля 2013 года по декабрь 2017 Администрацией осуществлялось строительство объекта капитального строительства: "Водозаборные сооружения в х. Никольский с реконструкцией водопроводных сетей в г. Лиски", в том числе на земельном участке, принадлежащем на праве собственности заявителю.
В связи с этим ООО "ЦентрУслугТранспорт" 31.08.2017 обратилось с письмом N 258 к Главе Администрации Городского поселения города Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области с просьбой обосновать проведение работ по прокладке трубопровода на территории земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:0075, которое получено Администрацией 31.08.2017 (л.д.15).
06.09.2017 ООО "ЦентрУслугТранспорт" в адрес ОАО "ЦЧО Элеваторспецстрой" было направлено письмо исх. N 266/1 (л.д. 23) с просьбой сообщить о возможности оформления проектной документации и ведения строительства локомотиворемонтного депо силами ОАО "ЦЧО Элеваторспецстрой".
12.09.2017 ОАО "ЦЧО Элеваторспецстрой" в ответе исх. N 122/А на письмо (л.д. 24) сообщило о необходимости для рассмотрения возможности подготовки проектной документации на строительство локомотиворемонтного депо на земельном участке с кадастровым номером 36:14:0000000:0075 предоставления следующих документов: градостроительный план, кадастровый паспорт и документы, подтверждающие право собственности.
На основании заявления ООО "ЦентрУслугТранспорт" 23.05.2018 был изготовлен и утвержден Постановлением Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области N 275 от 01.06.2018 градостроительный план земельного участка кадастровый номер 36:14:0000000:75, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Лиски, район Порта. (л.д.28-44), в котором указано на наличие на земельном участке водовода (чертеж) и охранной зоны водовода, в связи с чем в охранной зоне запрещается осуществлять действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению.
09.06.2018 ООО "ЦентрУслугТранспорт" направило в адрес ОАО "ЦЧО Элеваторспецстрой" обращение исх. N 264/1 (л.д. 25) с просьбой сообщить о возможности оформления проектной документации и ведения строительства силами данной организации локомотиворемонтного депо, стоимости и сроках выполнения.
19.06.2018 ОАО "ЦЧО Элеваторспецстрой" в ответе исх. N 69 (л.д. 26) сообщило, что размещение локомотиворемонтного депо на земельном участке кадастровый номер 36:14:0000000:75 невозможно ввиду наличия на указанном земельном участке водовода и зоны санитарной охраны 10 метров по обе стороны от водовода.
16.11.2017 ООО "ЦентрУслугТранспорт" вручило Администрации претензию N 367 от 13.11.2017 (л.д. 99) с предложением выкупить у Общества земельный участок с кадастровым номером 36:14:0000000:0075, площадью 21920 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, г. Лиски, район Порта, по кадастровой стоимости. Также в претензии содержалось указание на обращения Общества N 301 от 06.10.2017 и N 344/1 от 30.10.2017 о заключении договора (соглашения) о наложении сервитута с условием соразмерной выплаты Обществу в сумме 25 000 руб., на которые не получен ответ Администрации.
В ответе N 863 от 30.11.2017 на претензию (л.д. 100) Администрация заявила отказ от заключения договора купли-продажи и предложила заключить соглашение о перераспределении земель и земельного участка, находящегося в собственности ООО "ЦентрУслугТранспорт", в результате чего произошло бы изменение конфигурации земельного участка с сохранением его общей площади. Также Администрация указала на невозможность рассмотрения вопроса об установлении сервитута ввиду отсутствия обоснования суммы ежемесячной выплаты.
08.02.2018 Администрацией в адрес заявителя было направлено письмо N 82 (л.д.17) с повторным предложением заключить соглашение о перераспределении земель и земельного участка, находящегося в собственности ООО "ЦентрУслугТранспорт", в результате чего произошло бы изменение конфигурации земельного участка с сохранением его общей площади.
03.05.2018 ООО "ЦентрУслугТранспорт" обратилось в Межрайонную прокуратуру Лискинского района с заявлением исх. N 219 (л.д. 18), в котором просило прекратить незаконную деятельность третьих лиц на принадлежащем ему земельном участке.
22.05.2018 Межрайонная прокуратура Лискинского района в ответе N 589ж-2018 на заявление уведомило Общество, что за защитой нарушенных прав необходимо обратиться в Арбитражный суд с соответствующим заявлением (л.д. 22).
11.05.2018 ООО "ЦентрУслугТранспорт" вновь обратилось с заявлением к Администрации N 222 (л.д.20) с предложением осуществить изъятие земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа земельного участка площадью 21920 кв.м. кадастровый номер 36:14:0000000:0075, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, район Порта, по кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
05.09.2018 ООО "ЦентрУслугТранспорт" направлено в адрес Администрации заявление (л.д. 94- 95) с просьбой о переносе водопровода за границы земельного участка площадью 21920кв.м., кадастровый номер 36:14:0000000:75, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, район Порта, в связи с невозможность использования данного земельного участка по назначению.
Полагая бездействие Администрации, выразившееся в не совершении указанных Обществом действий в отношении земельного участка незаконным, ООО "ЦентрУслугТранспорт" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о значительном пропуске срока на обращение в суд с заявленными требованиями и указал данное основание в качестве самостоятельного для отказа в удовлетворении требований. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не было заявлено.
Апелляционная инстанция полагает принятый судебный акт не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов установлен главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Установлением сроков для обращения в суд обеспечивается как реальная возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений. Обеспечивая эффективное и своевременное разрешение вопросов, связанных с предполагаемым нарушением прав и законных интересов, судебно-юрисдикционные механизмы должны исключать их использование с единственной целью причинения вреда интересам других лиц (в том числе путем возбуждения судебной процедуры спустя чрезмерно длительный после наступления обстоятельств период).
Законодательное установление срока на обжалование действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления призвано сохранить стабильность экономических и административных правоотношений.
Таким образом, как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 18.11.04 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
В силу статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что об оспариваемом бездействии общество узнало 07.12.2018, получив ответ Администрации на претензию общества от 13.11.2017 N 367. В данном ответе Администрация указала на отсутствие намерений на изъятие земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:75 для муниципальных нужд путем выкупа (ответ от 30.11.2017 N863 (л.д.100-101).
Исходя из содержания претензии от 13.11.2017 N 367 следует, что Общество на момент обращения к Администрации (до получения ответа ОАО "ЦЧО Элеваторспецстрой" о невозможности размещения локомотиворемонтного депо на земельном участке кадастровый номер 36:14:0000000:75 ввиду наличия на указанном земельном участке водовода и зоны санитарной охраны 10 метров по обе стороны от водовода) знало, что расположенный на земельном участке водопровод полностью исключает возможность его пользования, в связи с чем обратилось в своей претензии с предложением именно выкупа данного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции отмечая, что указанной позиции при разрешении данного вопроса Администрация придерживалась и в ответе от 08.02.2018 N 82 на письмо Общества, соглашается с выводом суда первой инстанции об осведомленности заявителя об отсутствии у Администрации намерений на изъятие земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:75 для муниципальных нужд путем выкупа 07.12.2017 (вышеуказанный ответ был получен Обществом 07.12.2017, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением о вручении почтового уведомления (л.д.101).
Апелляционная коллегия также обращает внимание на довод апелляционной жалобы об обращении 11.05.2018 с повторным письмом к Администрации, в котором было предложено изъятие земельного участка путем выкупа, с целью восстановления пропущенных сроков и исчисления процессуальных сроков заново, что подтверждает факт осведомленности Общества о нарушении им предусмотренного законом процессуального срока.
Довод ООО "ЦентрУслугТранспорт" о непредоставлении Администрацией вариантов земельных участок взамен земельного участка с кадастровым номером 36:14:0000000:75 отклоняется судом апелляционной инстанции за несостоятельностью.
Таким образом, в силу ч.4 ст.198 АПК РФ заявитель вправе был обратиться в арбитражный суд с настоящим требованием в срок до 09.03.2018.
Заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд 18.07.2018, т.е. со значительным пропуском процессуального срока на обращение с требованием в порядке главы 24 АПК РФ, не заявив ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока
Пропуск срока на обжалование действий (бездействия) является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2015 N 303-КГ15-14803, от 30.06.2016 N 308-КГ16-7469). Соответственно, фактические обстоятельства и материально-правовые основания заявленного требования не подлежат исследованию и рассмотрению.
Фактические обстоятельства дела в части срока на обращение в суд судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2018 по делу N А14-14922/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ЦентрУслугТранспорт" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для юридических лиц составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ЦентрУслугТранспорт" по платежному поручению от 29.11.2018 N 1113 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2018 по делу N А14-14922/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦентрУслугТранспорт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрУслугТранспорт" (ИНН 3663070777, ОГРН 1083668007257) излишне уплаченную по платежному поручению от 29.11.2018 N 1113 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14922/2018
Истец: ООО "ЦентрУслугТранспорт"
Ответчик: Администрация ГП г. Лиски Лискинского МР ВО