г. Самара |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А65-28704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Сергеевой Н.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ликада плюс" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Заляева Д.Р. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2018 по делу N А65-28704/2018 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ликада плюс", Сабинский район, пгт.Богатые Сабы (ОГРН 1101675000602, ИНН 1635009054)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714)
о снижении размера штрафа до 50 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ликада плюс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - административный орган, антимонопольный орган, Татарстанский УФАС) о снижении размера штрафа, установленного постановлением административного органа о наложении штрафа по делу N А05-1242/2018 об административном правонарушении с 500 000 руб. до 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2018 заявление удовлетворено. Суд решил изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N А05 -1242/2018 от 29.08.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ликада Плюс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, в части наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 500 000 руб., снизив размер административного штрафа до 50 000 руб.
Не согласившись с выводами суда, Татарстанский УФАС подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части снижения административного штрафа на 450 000 руб., принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме, считая его необоснованным.
В апелляционной жалобе указывает, что факт неисполнения возложенных обязанностей является фактом причинения вреда публично-правовым отношениям, в котором государство выступает гарантом защиты прав и законных интересов участников хозяйственных правоотношений; судом не учтен факт отсутствия запрошенных сведений на дату составления протокола; судом необоснованно указано, что все запрошенные антимонопольным органом документы были надлежащим образом представлены в адрес Татарстанского УФАС позднее, указанное утверждение не основано на материалах дела, соответственно, не могло быть положено в основу обжалуемого судебного акта.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Татарстанского УФАС от 26.07.2018 N 02/352-пр в отношении ООО "Ликада Плюс" проводилась плановая выездная и документарная проверка, предметом которой явилось соблюдение ООО "Ликада Плюс" требований антимонопольного законодательства за период с 01.01.2015 до даты завершения контрольного мероприятия.
На основании приказа антимонопольного органа от 26.07.2018 N 02/352-пр "О проведении плановой выездной и документарной проверки" Татарстанским УФАС 07.08.2018 осуществлен выезд на место нахождения ООО "Ликада Плюс" для изучения документов Общества, однако необходимый перечень документов и информации в соответствии с п. 9 приказа Обществом представлены не были.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23, ст. 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о проведении плановой документарной и выездной проверки от 26.07.2018 N 02/352-пр представителю ООО "Ликада Плюс" 07.08.2018 вручено требование о предоставлении документов (информации) (исх. от 07.08.2018 N СП-05/12493).
Требование получено ООО "Ликада Плюс" 07.08.2018, о чем имеется соответствующая отметка на копии требования о предоставлении документов (информации).
В соответствии требованием о предоставлении документов (информации) (исх. N СП-05/12493) ООО "Ликада Плюс" в течение трех рабочих дней с даты получения требования надлежало представить в адрес Татарстанского УФАС документы, указанные в требовании (т.1 л.д. 15-16), то есть представить документы и информацию до 10.08.2018.
Общество представило часть запрашиваемых документов, а именно:
1.1. 07.08.2018 нарочно были представлены документы согласно перечню (т. 1 л.д. 57): приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2015 г., приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2016 г., приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2017 г., выписка/СБИС от 30.08.2016, выписка/СБИС от 12.01.2016, выписка/СБИС от 03.12.2014, выписка/СБИС от 30.07.2018, список участников общества с ограниченной ответственностью "Ликада Плюс", договор субаренды недвижимого имущества, устав ООО "Ликада Плюс", бухгалтерский баланс на 31.12.2017, бухгалтерский баланс на 31.12.2016, бухгалтерский баланс на 31.12.2015, решение N 1 единственного учредителя ООО "Ликада Плюс", свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ 1, свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ 2, свидетельство ОГРН, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, доверенность на представителя, перечень юридических лиц (круг лиц), отчет по исполнению сделок за период с 08.01.2015 по 06.08.2018, отчет по закупкам ООО "Ликада Плюс" через ЭТП Onlinecontract за период от 06.01.2015 по 06.08.2015, справка согласно п. 23 приказа на проверку, сведения о количестве заключенных договоров поставки товара на территории РФ;
1.2 14.08.2018 вх. N 12991 с сопроводительным письмом были представлены следующие документы (т. 1 л.д. 76): договор поставки от 05.02.2014 ОАО ТАИФ-НК, договор поставки от 05.12.2017 ОАО ТАИФ-НК, договор поставки от 27.11.2013 ОАО ТАИФ-НК, договор поставки N 380 от 26.09.2015 Ядран-Ойл, договор поставки от 31.10.2016 Ядран-Ойл, договор агентский N 269-1117 от 01.01.2017 Ядран - Ойл, договор поставки N 269.2016 от 11.01.2016 Ядран - Ойл, договор поставки N 280.2016 от 11.07.2016 Ядран - Ойл, акт сверки ТАИФ-НК с 01.01.15-30.06.18, акт сверки АО Ядран- Ойл часть I, акт сверки ЗАО Ядран Ойл часть 2.
В то же время в соответствии с приказом Татарстанского УФАС о проведении плановой документарной и выездной проверки от 26.07.2018 N 02/352-пр и требованием от 07.08.2018 N СП-05/12493 необходимо было представить:
1) копии всех договоров, соглашений, контрактов, заключенных с АО "Ядран-Ойл" (ИНН 1639038289), ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина (ИНН 1644003838), ОАО "ТАИФ-НК" (ИНН 1651025328), действующих в 2015-2018 гг.;
2) акт сверки взаимных расчетов с АО "Ядран-Ойл" (ИНН 1639038289), помесячно за 2015-2018 гг.;
3) акт сверки взаимных расчетов с ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина (ИНН 1644003838), помесячно за 2015-2018 гг.;
4) акт сверки взаимных расчетов с ОАО "ТАИФ-НК" (ИНН 1651025328), помесячно за 2015-2018 гг.;
5) сведения о поставщиках нефтепродуктов ООО "Ликада плюс", в табличной форме (предоставляется отдельно по 2015, 2016, 2017, 2018 гг.) с указанием следующих сведений: - хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки нефтепродуктов, ИНН, адрес, контактные данные, дата, номер, срок действия заключенного договора, действовавшего в период 2015 - 2018 гг.; объем поставки нефтепродуктов в суммовом (руб., с НДС и без НДС) и процентном (доля в общем объеме поставки) выражении по каждому поставщику (в разрезе каждого заключенного договора поставки, действовавшего в период 2015-2018 гг.) и всего (по всем поставщикам, в том числе из других субъектов Российской Федерации) за 2015, 2016, 2017, 2018 гг.; перечень поставляемых нефтепродуктов (в разрезе каждого заключенного договора поставки, действовавшего в период 2015-2018 гг.);
6) сведения о покупателях нефтепродуктов ООО "Ликада плюс", в табличной форме (предоставляется отдельно по 2015, 2016, 2017, 2018 гг.) с указанием следующих сведений: хозяйствующий субъект, осуществляющий покупку нефтепродуктов, ИНН, адрес, контактные данные, дата, номер, срок действия заключенного договора, действовавшего в период 2015 - 2018 гг.; объем покупки нефтепродуктов в суммовом (руб., с НДС и без НДС) и процентном (доля в общем объеме поставки) выражении по каждому покупателю (в разрезе каждого заключенного договора поставки, действовавшего в период 2015-2018 гг.) и всего (по всем покупателям, в том числе из других субъектов Российской Федерации) за 2015, 2016, 2017, 2018 гг.; перечень закупаемых нефтепродуктов (в разрезе каждого заключенного договора поставки, действовавшего в период 2015-2018 гг.).
Письмом (исх. от 09.08.2018 N 12777) ООО "Ликада Плюс" представило в адрес Татарстанского УФАС ходатайство о продлении срока представления информации до 31.08.2018, в обоснование которого указано на необходимость подготовки большого объема информации, в связи с чем возможность оперативно сформировать истребуемую документацию у Общества отсутствует.
По мнению антимонопольного органа, указанная в ходатайстве причина невозможности предоставления документов и информации в установленные приказом сроки не уважительна.
27.08.2018 в адрес Татарстанского УФАС поступили недостающие документы, запрошенные в требовании от 07.08.2018 N СП-05/12493, в то время, как согласно п. 3 ст. 25.4 Закона о защите конкуренции, документы и информация, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются в течение трех рабочих дней с даты вручения соответствующего требования.
Непредставление ООО "Ликада Плюс" в антимонопольный орган документов, необходимых Татарстанскому УФАС в целях осуществления функций антимонопольного органа в соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции, представление которых является обязательным в соответствии со ст.25 Закона N 135-ФЗ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного должностным лицом Татарстанского УФАС 16.08.2018 составлен протокол по делу N А05-1242/2017 в отношении ООО "Ликада Плюс" по факту совершения действий, недопустимых в соответствии с ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, а именно непредставления сведений (информации) по требованию антимонопольного органа.
По результатам рассмотрения материалов дела антимонопольным органом 29.08.2018 вынесено постановление о наложении штрафа по делу N А05-1242/2018 об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Ликада Плюс" признано нарушившим ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. В отношении ООО "Ликада Плюс" применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. При этом срок на обращение с заявлением в суд, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, Обществом соблюден.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в сфере антимонопольного регулирования. Одним из способов осуществления контроля является право государственных органов на получение информации, ходатайств, уведомлений.
Объективную сторону составляют действия, бездействие, выразившиеся в непредставлении в установленный срок документов и сведений, истребованных антимонопольным органом, а также представлении недостоверных сведений (информации).
Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П).
Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Законом о защите конкуренции.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
На основании ч. 1 ст. 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Таким образом, в целях реализации возложенных на него полномочий антимонопольный орган вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимые документы и информацию. При этом объем запрашиваемых сведений определяется антимонопольным органом самостоятельно в зависимости от существенных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23, ст. 25.4 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о проведении плановой документарной и выездной проверки от 26.07.2018 N 02/352-пр представителю ООО "Ликада Плюс" 07.08.2018 вручено требование о предоставлении документов (информации) (исх. N СП-05/12493 от 07.08.2018).
Требование получено ООО "Ликада Плюс" 07.08.2018, что не оспаривается заявителем.
Из пояснений заявителя также следует, что ООО "Ликада Плюс" в отведенные сроки предоставило документацию по первым четырем пунктам указанной в требовании информации.
При этом заявитель признает факт непредставления документации по оставшимся пунктам требования, невозможность предоставления документации по п.п. 5 и 6 требования в отведенный трехдневный срок заявитель обосновал большим объемом запрашиваемой информации (более 600 поставщиков, более 1000 покупателей), а также отсутствием технической возможности сформировать запрашиваемые реестры в автоматическом режиме. Сложностью представления запрашиваемых сведений, как указал заявитель, является ручной отбор и свод информации в разрезе регионов РФ и по каждому юридическому лицу в отдельности. С учетом данного обстоятельства заявителем в антимонопольный орган было заявлено ходатайство о продлении сроков предоставления информации, однако в его удовлетворении Татарстанским УФАС отказано.
Антимонопольный орган не отрицает, что 07.08.2018 нарочно, 14.08.2018 письмом за вх. N 12991 была предоставлена часть запрашиваемых документов. Административный орган также указывает, что 27.08.2018 в адрес Татарстанского УФАС России поступили недостающие документы, запрошенные по требованию от 07.08.2018 N СП-05/12493.
Между тем согласно п. 3 ст. 25.4 Закона о защите конкуренции документы и информация, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются в течение трех рабочих дней с даты вручения соответствующего требования. Из этого следует, что недостающие документы, информация были предоставлены за пределами установленных сроков.
Также антимонопольным органом было установлено, что на момент рассмотрения протокола (29.08.2018) отсутствовали документы согласно списку приказа о проведении проверки N 02/352-пр от 26.07.2018, а именно:
журналы учета входящей и исходящей корреспонденции за период с 01.01.2015 до даты завершения контрольного мероприятия, с приложением самой переписки на любом носителе (бумажном или электронном);
локальные нормативные акты за период с 01.01.2015 до даты завершения контрольного мероприятия (приказы, распоряжения, за исключением кадровых);
сведения о группе лиц ООО "Ликада Плюс" по состоянию на 03.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018 и на 03.08.2018 в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной приказом ФАС России N 293 от 20.11.2006 "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" (с приложением документов, подтверждающих основания, по которым такие лица входят в группу лиц Общества);
сведения о суммарной балансовой стоимости активов группы лиц ООО "Ликада Плюс" по состоянию на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 и на 03.08.2018;
годовая бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2015, 31.12.2016, 31.12.2017 и приложения к нему, отчет о финансовых результатах за 2015, 2016, 2017 годы);
сведения обо всех заключенных договорах возмездного оказания услуг на 2015, 2016, 2017 год и на 03.08.2018 с указанием сумм выплат по данным договорам по видам оказанных услуг - в форме таблицы;
копии всех действующих договоров возмездного оказания услуг, заключенных ООО "Ликада Плюс" в 2015, 2016, 2017 годах по состоянию на 03.08.2018 (со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, протоколами разногласий и т.д.);
копии документов, подтверждающих факт оказания услуг по поставке товаров, предусмотренных договором возмездного оказания услуг, и факт оплаты полученных услуг за 2015, 2016, 2017 годы (акты сдачи-приемки оказанных услуг, акты выполненных услуг, платежные документы и т.д.) - по каждому договору возмездного оказания услуг, действующему в 2015, 2016, 2017 годах;
переписка ООО "Ликада Плюс" с контрагентами и поставщиками товаров по вопросу заключения (перезаключения) договоров поставки, об условиях договоров поставки, по вопросу заключения дополнительных соглашений к договорам поставки, договоров возмездного оказания услуг;
сведения обо всех объектах электро-, тепло- и водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатацию которых осуществляет ООО "Ликада Плюс", с указанием о наличии/отсутствии технологического присоединения к данным объектам физических и юридических лиц, в случае наличия такого присоединения указать наименование лица (ФИО физического лица), его почтового адреса и контактного номера телефона, а также с указанием всех тарифов (цен) на все поставляемые ресурсы и услуги, применяемых ООО "Ликада Плюс" по отношению к юридическим и физическим лицам (с приложением имеющихся договоров). Информацию необходимо представить в виде таблиц N 1, N 2 и N 3 в Приложении N 1;
входящая и исходящая переписка ООО "Ликада Плюс" с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления за период с 01.01.2015 до даты завершения контрольного мероприятия;
перечень нежилых объектов и земельных участков, арендуемых и находящихся в собственности ООО "Ликада Плюс" за период с 01.01.2015 до даты завершения контрольного мероприятия, с приложением копии договоров аренды, купли-продажи со всеми приложениями;
сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ООО "Ликада Плюс" за период с 01.01.2015 до даты завершения контрольного мероприятия (перечень с указанием адресов, свидетельство о регистрации);
сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в ведении ООО "Ликада Плюс" за период с 01.01.2015 до даты завершения контрольного мероприятия (в оперативном управлении, если иное основание - указать);
информацию в форме справки за подписью руководителя организации о фактически осуществляемых видах деятельности с указанием размера выручки, полученного от каждого вида деятельности (в стоимостном и процентном выражении), за 2015, 2016, 2017 годы;
положение о закупках для нужд ООО "Ликада Плюс" (при наличии);
реестр заключенных договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, согласно ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с 2015 года по настоящее время с приложением заверенных копий вышеуказанных договоров и письменным пояснением оснований заключения данных договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
При этом, как указал антимонопольный орган, даже получив информацию в последний день срока проверки, Татарстанскому УФАС необходимо время для ее изучения и составления акта проверки, и, как указал антимонопольный орган, указанные действия заявителя привели к препятствию для антимонопольного органа в проведении проверочных мероприятий, что привело к необходимости в продлении срока проведения проверки.
В силу вышеуказанных правовых норм Закона о защите конкуренции антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимую информацию, при этом у получателя запроса возникает обязанность представлять запрашиваемую информацию в установленный срок.
В данном случае документы поступили в антимонопольный орган с нарушением установленного срока, при этом факт непредставления в полном объеме в установленный срок документов заявитель признал, таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения заявителя к ответственности административным органом соблюдена, нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным суд первой инстанции не установил.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п.18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности, но в силу ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает, что ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает только при доказанности затруднительности деятельности антимонопольного органа или его должностного лица, невозможности проведения проверки или наступления иных негативных последствий.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ наступает за сам факт неисполнения требования к определенному сроку. Допущенное нарушение посягает на установленный порядок управления, препятствует территориальному антимонопольному органу в осуществлении его функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, признаками исключительности не обладает, следовательно, в качестве малозначительного квалифицировано быть не может.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности вмененного Обществу административного правонарушения.
Таким образом, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении с учетом названных обстоятельств.
В соответствии с оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб., что на 450 000 руб. выше минимального размера штрафа, при этом отягчающие административную ответственность Общества обстоятельства административным органом не установлены.
В связи с изложенным, как правильно указал суд первой инстанции, размер административного штрафа в данной части не является обоснованным.
Суд первой инстанции посчитал возможным изменить принятое постановление в части избрания в отношении Общества меры ответственности и назначить последнему административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что размер административного штрафа, накладываемого на юридических лиц за совершение правонарушения, установленного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, определен в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как правильно указал суд первой инстанции, при принятии оспариваемого постановления антимонопольный орган не в полной мере учел характер совершенного административного правонарушения, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства, например то, что совершенное заявителем административное правонарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку фактически заявитель свои обязанности по предоставлению информации выполнил, но с нарушением установленного срока, то есть антимонопольным органом не обеспечено назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии со ст.ст. 208, 211 АПК РФ уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование судебных актов по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2018 по делу N А65-28704/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.