Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2019 г. N Ф05-5701/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А40-124925/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Филиала частной акционерной компании с ограниченной ответственностью Мериссаниа Холдинг Лимитед в Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2018 г. по делу N А40-124925/18
принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению частной акционерной компании с ограниченной ответственностью Мериссаниа Холдинг Лимитед в Москве
к ИФНС N 14 по г. Москве
о признании недействительным решений 16-14/1911, 16-14/1912, 16-14/1913, 16- 14/1914, 16-14/1915, 16-14/1916, 16-14/19117, 16-14/1918 от 14.12.2017 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и необходимости уплаты налога на имущество организации за 1 кв. 2015 года, полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, за 2015 год, 1 кв. 2016 года, 2 кв. 2016 года, 3 кв. 2016 года, 2016 год,
в присутствии:
от заявителя: |
Галкина А.О. по дов. от 09.01.2019; |
от заинтересованного лица: |
Орехова Н.Д. по дов. от 09.01.2019, Павлова И.Н. по дов. от 18.09.2018, Тухтаева Н.Р. по дов. от 16.10.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Филиал частной акционерной компании с ограниченной ответственностью МЕРИССАНИА ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД в Москве (далее - Заявитель, Общество, Филиал, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, Инспекция, ИФНС N 14 по г. Москве, налоговый орган) о признании недействительным решений 16-14/1911, 16-14/1912, 16-14/1913, 16- 14/1914, 16-14/1915, 16-14/1916, 16-14/19117, 16-14/1918 от 14.12.2017 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и необходимости уплаты налога на имущество организации за 1 кв. 2015 года, полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, за 2015 год, 1 кв. 2016 года, 2 кв. 2016 года, 3 кв. 2016 года, 2016 год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2018 г. в удовлетворении заявления Филиала частной акционерной компании с ограниченной ответственностью МЕРИССАНИА ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД в Москве отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Филиал частной акционерной компании с ограниченной ответственностью МЕРИССАНИА ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД в Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ИФНС N 14 по г. Москве возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленных Филиалом 19.05.2017 г., 23.05.2017 г. уточенных налоговым расчетов по авансовом платежам по налогу на имущество организации за 1 квартал 2015 года, полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 1 квартал 2016 года, 2 квартал 2016 года, 3 квартал 2016 года уточенных деклараций по налогу на имущество организаций за 2015, 2016 годы. По итогам проверок составлены акты от 04.09.2017 г. N 16-14/15062, 16-14/15072, 16-14/15073, 16-14/15075, 16-14/15079, 16-14/15087, 16-14/15088, от 06.09.2017 г. N 16-14/15090.
Акт, материалы камеральной налоговой проверки и представленные письменные возражения налогоплательщика, рассмотрены, вынесены решения от 14.12.2017 г. N 16-14/1911, 16-14/1912, 16-14/1913, 16- 14/1914, 16-14/1915, 16-14/1916, 16-14/19117, 16-14/1918 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 42 597 937 руб.
Заявитель, не согласившись с указанными решениями, обратился в порядке досудебного урегулирования спора в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по г. Москве от 27.02.2018 г. N 21-19/041487@, решения Инспекции оставлены без изменения апелляционная жалоба, без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, а именно, нежилые здания с кадастровыми номерами: 77:09:0005015:1088, расположенное по адресу: 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 1. Площадь объекта составляет 7786.70 кв.м. (далее - "Объект N 1"); 77:09:0005015:1089, расположенное по адресу: 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 2. Площадь объекта составляет 1384 кв.м. (далее - "Объект N 2"); 77:09:0005015:1090, расположенное по адресу: 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 3. Площадь объекта составляет 629.80 кв.м. (далее - "Объект N 3"); 77:09:0005015:1097, расположенное по адресу: 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 14. Площадь объекта составляет 9027.70 кв.м. (далее - "Объект N 4") (далее совместно - Объекты)
Основанием для доначисления Заявителю налога на имущество организаций послужил тот факт, что установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством не предусмотрено. Филиалом неправомерное заявление льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, в отношении спорных объектов, что повлекло занижение сумм налога на имущество организаций.
Налогоплательщиком 19.05.2017 г. и 23.05.2017 г. представлены уточненные расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2015 года, полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 1 квартал 2016 года, 2 квартал 2016 года, 3 квартал 2016 года; уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год, 2016 год, в которых заявлена налоговая льгота (код льготы 2010338), предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ.
Согласно указанной норме, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Судом установлено, что Заявитель в подтверждение права применения льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, во исполнение требования о предоставлении документов (информации) N 16-13/026615 от 23.05.2017 г. представил следующие документы: Положение о Филиале; Свидетельства о государственной регистрации права N 77-АР 744075 от 31.07.2014 г. (Объект N 1), N77-АР 744076 от 31.07.2014 г. (Объект N 2), N77-АР 744073 от 31.07.2014 г. (Объект N 3), N77-АР 744074 от 31.07.2014 г. (Объект N 4); Кадастровые паспорта в отношении зданий с кадастровыми номерами 77:09:0005015:1088 (Объект N 1), 77:09:0005015:1089 (Объект N 2), 77:09:0005015:1090 (Объект N 3), 77:09:0005015:1097 (Объект N 4); Поэтажный план и Экспликация зданий, расположенных по адресам Ленинградский просп., 15, стр. 1, стр. 2, стр. 3, стр. 14, выданные МосГорБТИ (Объект N1), (Объект N2), (Объект N3), (Объект N4); ОСВ по счетам бухгалтерского учета 01, 02, 03, 91 за 2015 г., 2016 г.; Инвентарные карточки учета объектов основных средств форма NОС-6 NМЕР000003 (Объект N1), N МЕР000014 (Объект N2); NМЕР000016 (Объект N3); NМЕР000015 (Объект N4); Акты о приеме-передаче здания (сооружения) форма NОС-1 NМЕР00000003 от 01.09.2014 г. (Объект N 1), NМЕР00000001 от 01.01.2015 г. (Объект N 2), NМЕР00000003 от 01.03.2015 г. (Объект N 3), NМЕР00000002 от 01.02.2015 г. (Объект N4); Приказы о вводе основных средств в эксплуатацию N 09-14/1 от 01.09.2014 г. (Объект N 1),N 01-15/2 от 01.01.2015 г. (Объект N 2), N 03-15 от 01.03.2015 г. (Объект N 3), N 02-15/1 от 01.02.2015 г. (Объект N 4); Ведомости амортизации основных средств по счету 02 за 2015 и 2016 гг.; Энергетический паспорт N ЭП/ДО-СРО-Э-028-011/1 от августа 2014 г. и Энергетический паспорт N ЭП.4645/0051-05/2017 от марта 2017 г. в отношении Объекта N1; Энергетический паспорт N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014 от декабря 2014 г. и Энергетический паспорт N ЭП.4646/0051-05/2017 от марта 2017 г. в отношении Объекта N2; Энергетический паспорт N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014/2 от февраля 2015 г. и Энергетический паспорт N ЭП.4647/0051-05/2017 от марта 2017 г. в отношении Объекта N3; Энергетический паспорт N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014/1 от января 2015 г. и Энергетический паспорт N ЭП.4648/0051-05/2017 от марта 2017 г. в отношении Объекта N4; Отчет об энергетическом обследовании. Пояснительная записка к энергетическому паспорту N ЭП/ДО-СРО-Э-028-011/1 и Отчет по энергетическому обследованию N МЕР/ЭТ-130217/1 в отношении Объекта N1; Отчет об энергетическом обследовании. Пояснительная записка к энергетическому паспорту N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014 и Отчет по энергетическому обследованию N МЕР/ЭТ-130217/2 в отношении Объекта N2; Отчет об энергетическом обследовании. Пояснительная записка к энергетическому паспорту N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014/2 и Отчет по энергетическому обследованию NМЕР/ЭТ-130217/3 в отношении Объекта N3; Отчет об энергетическом обследовании. Пояснительная записка к энергетическому паспорту NЭП/ДО-СРО-Э-028-014/1 и Отчет по энергетическому обследованию N МЕР/ЭТ-130217/4 в отношении Объекта N4.
Суд первой инстанции, исследовав материалы, пришел к правильному выводу, что применение Филиалом налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, является неправомерным и документально не подтвержденным, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.
В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных по адресам: 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 1; 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 2; 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 3; 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 14., Суд отмечает, что в соответствии с приказом о вводе в эксплуатацию от 01.09.2014 г. N 09-14/1 здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1088 (строение 1) введено в эксплуатацию 01.09.2014. Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) N МЕР00000003 от 01.09.2014 года здание принято к бухгалтерском учету 01.09.2014 г.
Здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1089 (строение 2), в соответствии с приказом о вводе в эксплуатацию от 01.01.2015 г. N 01-15/2, введено в эксплуатацию 01.01.2015 г. Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) N МЕР00000001 от 01.01.2015 г. здание принято к бухгалтерском учету 01.01.2015 г.
Здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1090 (строение 3) в соответствии с приказом о вводе в эксплуатацию от 01.03.2015 г. N 03-15, введено в эксплуатацию 01.03.2015 г. Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) N МЕР00000003 от 01.03.2015 г. здание принято к бухгалтерском учету 01.03.2015 г.
Здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1097 (строение 14) в соответствии с приказом о вводе в эксплуатацию от 01.02.2015 г. N 02-15/1, введено в эксплуатацию 01.02.2015 г. Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) N МЕР00000002 от 01.02.2015 г. здание принято к бухгалтерском учету 01.02.2015 г.
По данным инвентарной карточки учета объекта основных средств N МЕР000003 от 31.12.2016 Объект N 1 принят к учету 01.09.2014 г., N МЕР000014 от 31.12.2016 г. Объект N 2 принят к учету 01.01.2015, N МЕР000016 от 31.12.2016 г. Объект N 3 принят к учету 01.03.2015 г., N МЕР000015 от 31.12.2016 г. Объект N 4 принят к учету 01.02.2015 г.
Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в отношении вышеуказанных зданий Филиалом не представлены.
Согласно сведениям официального портала Росреестра ("Справочная информация по объектам недвижимости в режиме on-line": www.rosreestr.ru), выгрузка в который осуществляется в соответствии с "Порядком ведения публичной кадастровой карты", утвержденным Приказом Росреестра от 18.02.2013 г. N П/51, здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1088 (строение 1) введено в эксплуатацию в 1883 году; здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1089 (строение 2) - в 1897 году; здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1090 (строение 3) - в 1897 году; здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1097 (строение 14) - в 1895 году. Сведения о реконструкции зданий отсутствуют.
Льгота, примененная налогоплательщиком, введена в НК РФ Федеральным законом от 07.06.2011 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4 указанного закона, предусмотренная им льгота по налогу на имущество организаций вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку согласно п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, указанная норма вступает в силу с 01.01.2012 г., соответственно, ввод объекта в эксплуатацию для применения заявленной налогоплательщиком льготы должен быть осуществлен не ранее этой даты.
В соответствии с пунктом 3 требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 г. N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов", класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.
Таким образом, применительно к объектам недвижимости, в отношении которых может быть установлен класс энергетической эффективности, правовое значение имеет момент ввода объекта в эксплуатацию в значении, используемом в градостроительном законодательстве.
Применительно к объектам капитального строительства ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно частям 2 и 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо
Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений, в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Как следует и материалов дела, спорные объекты введены в эксплуатацию в 1883, 1895, 1897 годах, следовательно, здания, в отношении которых налогоплательщиком заявлена льгота, не являются вновь введенными объектами по смыслу пункта 21 статьи 381 НК РФ.
В 2014 году (2017 году) проведены энергетические обследования, по результатам которых на здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1088 (строение 1) получены: энергетический паспорт потребителя топливно - энергетических ресурсов Рег.ЖЭП/ДО-СРО-Э-028-011/1 от августа 2014 года с указанием класса энергетической эффективности "А"; энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов Рег.N ЭП.4645/0051-05/2017 от марта 2017 года с указанием класса энергетической эффективности "В+".
В 2014 году (2017 году) проведены энергетические обследования, на здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1089 (строение 2) получены: энергетический паспорт потребителя топливно - энергетических ресурсов Рег.N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014 от декабря 2014 года с указанием класса энергетической эффективности "А"; энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов Рег.N ЭП.4646/0051-05/2017 от марта 2017 года с указанием класса энергетической эффективности "А".
В 2015 году (2017 году) проведены энергетические обследования, на здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1090 (строение 3) получены: энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов Рег.N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014/2 от февраля 2015 года с указанием класса энергетической эффективности "А"; энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов Рег.N ЭП.4647/0051-05/2017 от марта 2017 года с указанием класса энергетической эффективности "А".
В 2015 году (2017 году) проведены энергетические обследования, на здание с кадастровым номером 77:09:0005015:1097 (строение 14) получены энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов Рег.N ЭП/ДО-СРО-Э-028-014/1 от января 2015 года с указанием класса энергетической эффективности "А"; энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов Рег.N ЭП.4648/0051-05/2017 от марта 2017 года с указанием класса энергетической эффективности "А".
Все вышеуказанные паспорта составлены по результатам добровольного энергетического обследования.
На основании представленных документов, Филиал считает, что им правомерно применена льгота в отношении зданий как вновь введенные объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности.
Письмом ФНС России от 25.03.2015 г. N БС-4-11/4821@ разъяснен порядок применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Согласно указанным разъяснениям, класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов.
В отношении иных объектов недвижимого имущества законодательством не предусмотрено определение классов энергетической эффективности.
Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ, Закон об энергосбережении).
Согласно пункту 21 статьи 381 НК РФ гоплательщики освобождаются от налога на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", Минэнерго России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Из письма Минэнерго России от 17.04.2017 г. N ИА-4031/04 "Об определении классов энергетической эффективности зданий, строений, сооружений" следует, что Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено определение класса энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов. Класс энергетической эффективности многоквартирных домов определяется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр "Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (далее - Приказ от 06.06.2016 г. N 399/пр).
Установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, законом не предусмотрено.
Пунктом 5 статьи 15 Закона N 261-ФЗ установлено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с данным Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
Так, согласно пункту 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 г. N 18 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности" (далее -Постановление N 18), класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению собственника или застройщика.
Дополнительно в письме от 08.08.2017 г. N 04-1133 Минэнерго России разъясняет следующее: "Пункт 3 Постановления N 18 содержит упоминание о классах энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, прямых указаний на что не содержится в Законе N 261-ФЗ. Также обращаем внимание, что вопрос определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не входит в область регулирования Постановления N 18.
Таким образом, в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не предусмотрена. Принципы, порядок (правила) определения класса энергетической эффективности для таких зданий, а также полномочия по их установлению нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не определены.
Законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности маркировка зданий, не являющихся многоквартирными домами, по классам энергетической эффективности не предусмотрена. Правила определения классов энергетической эффективности для зданий, не являющихся многоквартирными домами, не утверждены.
Параметры энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не определены как в части присвоения класса энергетической эффективности, так и в части требований энергетической эффективности.
Следовательно, отличие многоквартирных домов от иных зданий в части параметров энергетической эффективности в том, что для многоквартирных домов вопрос определения классов энергетической эффективности предусмотрен Законом N 261-ФЗ и урегулирован, а для иных зданий вопрос определения классов энергетической эффективности не предусмотрен Законом N 261-ФЗ и не урегулирован".
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) в письме от 08.08.2017 г. N 28098-ЕС/04 разъяснило, что Приказ от 06.06.2016 г. N 399/пр принят в целях реализации положений пункта 2 Постановления N18. Применение положений указанного Приказа для целей определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не представляется возможным.
Минстрой России разъяснил, что установление классов энергетической эффективности зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложений Б и Д СНиП 23-02-2003.
В соответствии с приложением Б СНиП 23-02-2003 класс энергетической эффективности - это обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период.
Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий (пункт 4.5 СНиП 20-02-2003).
При этом, согласно пункту 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ N 1047-р, СНиП 23-02-2003 являлись обязательными для всех типов зданий, чья проектная документация прошла экспертизу до 30.06.2015 г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 261-ФЗ, класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам этих ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (пункт 4 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, содержание понятия "класс энергетической эффективности", используемое в Законе N 261-ФЗ не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003, где положения указанного СНиП в части определения класса энергетической эффективности неприменимы в периоде действия Закона N 261-ФЗ.
СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности. Кроме того, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 35 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства России от 26.12.2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"".
Следовательно, в СП 50.13330.2012 не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения Закона N 261-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в письме Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгорстройнадзор) от 02.08.2017 г. N 09-5596/17-1 и в письме Минстроя России от 11.10.2017 г. N 36657-ХМ/08.
В частности, Мосгорстройнадзор сообщает, что возможность использования указанных в Правилах базовых значений показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме для определения класса энергетической эффективности нежилого здания или сооружения представляется неверным как с нормативно-правовой, так и с методологической точек зрения, так как структура расхода энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, так же как и требования к температурному режиму в жилых и нежилых зданиях (помещениях) принципиально различны. Соответственно, базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов для нежилых зданий и сооружений необходимо рассчитывать исходя из структуры и объема энергопотребления на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение с учетом требований санитарных норм, требований к отоплению, вентиляции, кондиционированию и горячему водоснабжению нежилых зданий и сооружений.
При этом из-за отсутствия нормативных документов, устанавливающих требования и критерии определения классов энергетической эффективности нежилых зданий и сооружений, Мосгорстройнадзор не определяет и не указывает класс энергетической эффективности данных объектов в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Утверждение Заявителя о том, что классы энергетической эффективности устанавливаются в соответствии с требованиями Технического регламента правильно отклонены судом первой инстанции.
Так, согласно пункту 7 части 6 статьи 3 и статье 31 Технического регламента данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования энергетической эффективности зданий и сооружений. В статье 13 Технического регламента указано, что здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Так, Техническим регламентом устанавливаются минимальные стандарты, которым должны соответствовать вводимые в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, в то время как порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует.
Таким образом, обязательными для применения данной льготы являются следующие условия: объект должен быть вновь введенным; данный объект на момент его ввода в эксплуатацию должен иметь высокий класс энергетической эффективности; в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
При принятии решения судом первой инстанции верно было принято во внимание Определение Верховного суда Российской Федерации от 03.08.2018 г. N 309-КГ18-5076, в котором указано следующее.
Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия "класс энергетической эффективности", которое бы раскрывало состав объектов основных средств, в отношении которых оно употребим для целей применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким.
В связи с этим на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при уяснении значения названного понятия для целей налогообложения следует применять положения соответствующей отрасли законодательства, в котором оно используется.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом об энергосбережении.
Из взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 2, пункта 6 статьи 6, пункта 4 статьи 10 и пункта 1 статьи 12 Закона об энергосбережении следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.
При этом Закон об энергосбережении, содержащий положения о соответствии зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности (статья 11), не предусмотрел определение классов энергетической эффективности в отношении указанных объектов, и не содержит никаких отсылок к подзаконным нормативным правовым актам, которыми должны быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к нежилым объектам недвижимости.
Таким образом, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.
Само по себе упоминание в пункте 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 г. N 18) о возможности установления класса энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, по решению застройщика или собственника, не означает, что на такие объекты может быть распространена налоговая льгота.
Установление классов энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложений Б и Д СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", введенного в действие с 01.10.2003 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. N 113 (далее - СНиП 23-02-2003).
Однако критерием для определения классов энергетической эффективности зданий в СНиП 23-02-2003 является величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии на отопление здания от нормативного.
В то время как энергетическая эффективность зданий, строений и сооружений определятся более широкой совокупностью показателей, отражающих удельные расходы энергетических ресурсов на отопление, освещение помещений, вентиляцию и охлаждение, включая кондиционирование (пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 г. N 18).
Действующий в настоящее время Свод правил "Тепловая защита зданий" СП 50.13330.2012, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 г. N 265, и являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые также не эквивалентны классам энергетической эффективности.
Применение для целей налогообложения энергетических паспортов, составленных самим налогоплательщиком в ситуации, когда законодательством не установлены критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений свидетельствует о предоставлении индивидуальных налоговых льгот, что в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 56 НК РФ недопустимо.
Федеральный закон от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений (статья 1). Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (статья 3).
Как указал ВС РФ, Правительством Российской Федерации в постановлении от 25.01.2011 г. N 18 определено, что правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, причем в отношении многоквартирных домов подлежат обязательному установлению.
Таким образом, параметры энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не определены как в части присвоения класса энергетической эффективности, так и в части требований энергетической эффективности.
С учетом вышеизложенного, установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, законом не предусмотрено.
Установление классов энергетической эффективности в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами, в период действия Закона N 261-ФЗ противоречит законодательству.
Энергетические паспорта зданий на основании проектной документации Объектов не являются документами, подтверждающими вышеуказанную льготу в рамках Закона N 261-ФЗ.
Таким образом, применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы, в отсутствие критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений, является неправомерным. Заявителю на праве собственности принадлежат именно нежилые здания, расположенные по адресу: 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 1; 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 2; 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 3; 125040, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 15, стр. 14, в связи с чем, под второе условие, предусмотренное п. 21 ст. 381 НК РФ и необходимое для применения льготы по налогу на имущество организаций, Налогоплательщик не подпадает.
В письмах Министерства Финансов России от 02.02.2017 г. N 03-05-04-01/5599; от 29.05.2017 г. N 03-05-04-01/32877; от 22.06.2017 г. N 03-05-04-01/39279, на которые ссылается Заявитель, разъясняется порядок применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых зданий, тогда как Объекты Заявителя, таковыми не являются.
Ссылки Заявителя на обстоятельства дел, изложенные в Определении Верховного суда РФ от 06.02.2015 г. N 307-КГ14-7982, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8071/17 по делу N А60-7484/2017 не применимы, поскольку они не являются аналогичными рассматриваемому спору и, соответственно, не могут подтверждать правомерность позиции налогоплательщика.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления Филиал частной акционерной компании с ограниченной ответственностью МЕРИССАНИА ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД в Москве.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.10.18 по делу N А40-124925/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить филиалу частной акционерной компании с ограниченной ответственностью Мериссаниа Холдинг Лимитед в Москве из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 10500 (десять тысяч пятьсот) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124925/2018
Истец: ФИЛИАЛ ЧАСТНОЙ АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ МЕРИССАНИА ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД В МОСКВЕ, РОССИЯ
Ответчик: ИФНС России N 14 по г. Москве