Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2019 г. N Ф05-3554/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А40-97666/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Савенкова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской НН., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 октября 2018 г.
по делу N А40-97666/18, принятое судьей Орловой Н.В. (61-581)
по иску Администрации г. Сочи (ОГРН 1022302934367, ИНН 2320037148)
к ООО Горный кластер (ОГРН 1147746536387, ИНН 7709953969)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Беспалов В.М. по доверенности от 19.01.2019;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Горный кластер" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 02.11.2015 по 28.05.2017 в размере 8 048 119 руб. 67 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 016 721 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 октября 2018 г. по делу N А40-97666/18 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 21 января 2008 года между Муниципальным образованием город-курорт Сочи (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Эдази" (Арендатор) был заключен Договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды N 4900004459, по условиям которого Арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а Арендатор принять на условиях договора земельный участок общей площадью 11 000 кв.м, в том числе 1638 кв.м в границах придорожной полосы федеральной автодороги "Адлер - Красная Поляна", с кадастровым номером 23:49:04 20 022:0002, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок, ул. Таммсааре, предназначенный для строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительного комплекса. Участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне К-1.
В соответствии с п. 2.1 Договора, срок действия договора аренды устанавливается с момента его государственной регистрации по 01.11.2015 года. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно п. 3.2 Договора, расчет размера арендной платы за участок изложен в приложении к Договору.
Внесение арендной платы в бюджет осуществляется по договору отдельным платежным документом за каждый квартал до истечения десятого числа последнего месяца квартала, отдельно по арендной плате и отдельно по пени (п. 3.3 договора).
Согласно п. 3.5 договора, размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных п. 5.2.17. Изменения размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к договору и подписывается сторонами. В случае уклонения арендатора от его подписания, приложением подписывается только арендодателем.
02.06.2014 между ООО "Эдази" и ООО "Горный кластер" заключен договор купли-продажи недивжимого имущества - спортивно-оздоровительного комплекса, процент готовности 70% площадь застройки 3 135,2 кв.м, литер А, этажность 5, расположенного по адресу: г. Сочи, с. Эсто-Садок, ул. Таммасааре. Право собственности зарегистрировано за Ответчиком 17.06.2014.
Пунктом 1 статьи 552 ГК РФ также предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу пункта 1 статьи 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно пункту 2 указанной нормы, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В данном случае в результате отчуждения объекта недвижимости в собственность ответчика, произошла перемена лиц в обязательстве на стороне арендатора по договору аренды от 21.01.2008 N 4900004459 в силу закона.
Истец в обоснование заявленных требований указывает, что Ответчик в период с 02.11.2015 года по 28.05.2017 года не произвел оплату денежных средств за фактическое пользование земельным участком, в результате чего образовалась задолженность на сумму 8 048 119 руб. 67 коп.
Направленная ответчику претензия от 17.03.2017 г. N 4451/0205-16 с требованием оплаты неосновательного обогащения за пользование земельным участком оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дав оценку представленным в материалы доказательствам, пришел к выводу об отсутствии задолженности за пользование земельным участком на стороне ответчика.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и частью 2 статьи 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, поэтому обязательство землепользователя по внесению платежей возникает в силу закона. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
К субъектам, к которым участок мог быть передан в постоянное (бессрочное) пользование (статья 20 Земельного кодекса РФ), ответчик не относится. Плательщиком земельного налога он не являлся до момента приобретения спорного земельного участка в собственность.
Поскольку ответчику объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке принадлежит на праве собственности, то он приобрел право пользования земельным участком, а с ним обязательство по внесению платежей.
Материалами дела подтверждено, что ответчик с момента регистрации права собственности на объект недвижимости и получения в пользование земельный участок, вносил платежи за пользование участком.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из названной нормы неосновательное обогащение может выражаться в двух формах: в форме неосновательного приобретения имущества без наличия к тому законных оснований, либо в форме неосновательного сбережения своего имущества, когда лицо обязано его передать, но не передало или обязано потратить свои денежные средства, но их не потратило.
При применении статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, помимо того, что истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имело место приобретение денежных средств без должного правового основания, также доказать размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ размер неосновательного обогащения должен определяться исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относится принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вопросы определения арендной платы за землю применительно к спорным правоотношениям сторон в соответствующий период регламентировались:
- постановлением главы города Сочи N 791 от 15.06.2007 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности в городе Сочи" (далее - Постановление N 791) - действовало с 01.07.2007 по 01.08.2016;
- Постановлением главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" (далее - постановление N 210) -действовало с 04.07.2009 по 01.08.2016;
- Постановлением администрации города Сочи от 03.06.2011 N 1061 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" - действовало с 09.06.2011 по 17.11.2015;
- Постановлением администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699, вступило в силу со дня официального опубликования в газете "Новости Сочи", N 128-129 02.08.2016.
Постановление N 791 в качестве общего правила предполагало определение размера арендной платы исходя из установленной базовой ставки арендной платы с применением ряда коэффициентов, а для отдельных категорий арендаторов арендная плата устанавливалась исходя из кадастровой стоимости участка.
Постановлением N 210 был изменен порядок определения размера арендной платы. Общим правилом стало определение размера годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, на основании отчета о их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт 2 постановления). Для отдельных категорий арендаторов были сохранены расчеты от кадастровой стоимости и по формуле постановления N 791 (от базовой ставки).
В соответствии с пунктом 2 постановления N 210 размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В пунктах 5.1 - 5.5 постановления N 210 установлены специальные случаи установления арендной платы, к которым спорный земельный участок не относится.
Согласно пункту 5.7 постановления N 210 с 01.03.2010 при заключении договоров аренды по всем категориям арендаторов и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 5.1- 5.5 настоящего постановления, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 постановления.
В пункте 8 названного постановления закреплено, что для установления размера годовой арендной платы в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления применяются расчеты рыночной стоимости размера годовой арендной платы, проведенные в соответствии с подпунктами 4.1, 4.2 настоящего постановления.
Пунктом 3.2 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 02.11.2010 к договору аренды определен размер годовой арендной платы, установленный пунктом 3.2 договора аренды, в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости величины годовой арендной платы от 01.11.2010 N 320-О/7 и составляет 4 548 734,00 руб.
Однако, такая методика расчета арендной платы за земли муниципальной собственности, расположенные на территории города Сочи не соответствует требованиям действующего законодательства и потому, ответчик обосновано с ней не согласился.
Постановление от 03.06.2011 N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" также устанавливало возможность определения размера годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночной стоимости и также определяло перечень случаев, когда арендная плата определяется по кадастровой стоимости, оставляя для прочих случаев предоставления участков в аренду без торгов расчет арендной платы на основании рыночной стоимости.
Пунктом 4.1. Правил установлено: "Если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (Губернатора) Краснодарского края (по состоянию на 05.09.2011), размер арендной платы на основании рыночной стоимости рассчитывается по формуле:
Ап = Р x С x Ки,
где Ап - размер арендной платы за земельный участок, руб.;
Р - рыночная стоимость земельного участка, руб., определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды;
С - ставка арендной платы, %;
Ки - коэффициент инфляции, определяемый в соответствии с п. 5.2. раздела 5 Правил г. Сочи, т.е. при расчете арендной платы в год проведения рыночной оценки соответственно Ки принимается равным 1".
Как верно установлено судом первой инстанции, в преамбуле к правилам, утвержденным постановлением N 1061, указано на их применение в том числе к землям муниципальной собственности.
Сфера применения указанных Правил изменена Постановлением администрации города Сочи от 07.09.2015 N 2580 "О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 3 июня 2011 года N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи", в котором было указано буквально следующее: "В связи с допущенной ошибкой в преамбуле Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи, утвержденных постановлением администрации города Сочи от 3 июня 2011 года N 1061, постановляю: 1. Внести в приложение N 1 к постановлению администрации города от 3 июня 2011 года N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" изменение, исключив в абзаце 1 приложения N 1 слова "за земли муниципальной собственности, а также".
Между тем, законодательно не установлен механизм исправления ошибки в нормативном акте, в связи с чем, с точки зрения юридической силы нормативного акта, до его изменения он подлежал применению к муниципальным землям.
Кроме того, в административных границах г. Сочи земли, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствовали.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решения от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи", земельный участок, находящийся в пределах курорта федерального значения, относился к федеральной собственности.
С принятием Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", земельные участки были либо переданы в собственность субъектов и муниципальных образований в установленной процедуре, либо переходили в муниципальную собственность в силу прямого указания закона либо оставались в федеральной собственности в установленных случаях.
Следовательно, в границах округа горно-санитарной охраны курорта, который совпадал с административными границами г. Сочи, земли неразграниченной собственности отсутствовали и регулирование, введенное Постановлением N 1061 могло распространяться только на муниципальные земельные участки.
Таким образом, с принятием названного постановления были устранены недостатки юридической техники Постановления N 210, вызывавшие ранее неоднозначное толкование порядка определения арендной платы (по отчету об оценке величины рыночной стоимости годовой арендной платы или по отчету о рыночной стоимости земельного участка).
Поскольку требование о взыскании денежных средств заявлено за период с 02.11.2015 по 28.05.2017, правоотношения сторон регулируются постановлением главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" и постановлением администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699, вступившее в силу со дня официального опубликования в газете "Новости Сочи", N 128-129 02.08.2016.
Указанное постановление в качестве общего правила закрепило определение размера арендной платы от рыночной стоимости земельного участка, оставив в качестве исключения для прямо поименованных случаев определение размера арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка или от земельного налога. При этом для участков, специально не указанных в пунктах 1 - 5 данного постановления, арендная плата составляет 1,5% от рыночной стоимости земельного участка (пп. б п. 7) и ежегодно индексируется на коэффициент инфляции (п. 11).
При этом названное постановление содержит правила, определяющие порядок его действия во времени, в числе которых пункт 2.2 постановления.
Названный пункт закрепляет, что арендная плата по договорам аренды, заключенным до вступления в силу настоящего постановления, подлежащая в соответствии с прилагаемым Порядком расчету на основании рыночной стоимости земельного участка, в случае, если годовой размер арендной платы на дату вступления в силу настоящего постановления определен на основании отчета об оценке, подлежит исчислению и уплате исходя из рыночной стоимости земельного участка после ее определения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности не ранее чем по истечении 5 лет с даты составления последнего отчета об оценке величины арендной платы.
Таким образом, данное постановление прямо регулирует необходимость применения к правоотношениям сторон с момента вступления ответчика в договор аренды отчета об оценке.
Поскольку к моменту перехода на расчет рыночной стоимости спорный земельный участок находился в муниципальной собственности, следовательно, расчет должен быть произведен по рыночной стоимости умноженной на ставку 1,5 %.
Обращаясь с апелляционной жалобой, истец настаивает на собственном расчете арендной платы, изложенном в иске.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности данного расчета задолженности за спорный период.
Напротив, ответчик представил в материалы дела платежные поручения, согласно которым за спорный период правомерно произведена оплата пользования вышеуказанным земельным участком исходя из рыночной стоимости, умноженной на ставку, утвержденную муниципальным образованием (1,5 %).
Таким образом, на дату рассмотрения спора задолженность по внесению платы за пользование земельным участком у Ответчика отсутствует, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба администрации г. Сочи является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2018 года по делу N А40-97666/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97666/2018
Истец: Администрация г. Сочи
Ответчик: ООО Горный кластер