24 января 2019 г. |
Дело N А84-2802/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 24.01.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Клиника Бонус" - Близнюка Геннадия Васильевича, доверенность от 01.10.2018, б/н;
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю -Москвы Елены Ярослав - Иосафатовны, доверенность от 09.01.2019 N И82-2/19, Егорьевой Юлии Александровны, доверенность от 09.01.2019 NИ82-3/19,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Бонус" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.11.2018 по делу N А84-2802/2018 (судья Архипенко А.М.)
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (ул. Полевая, д. 24/23, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Клиника Бонус" (ОГРН1169204051565; ул. Академика Крылова, д.5, г.Севастополь,299011) к административной ответственности,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении ООО "Клиника Бонус" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.11.2018 по делу N А84-2802/2018 общество с ограниченной ответственностью "Клиника Бонус" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Клиника Бонус" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить
В отзыве на апелляционную жалобу, ТО Росздравнадзора возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержало решение суда первой инстанции.
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании уведомления от 01.06.2017 N 17 об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 01.06.2015 без получения лицензии, ООО "Клиника Бонус" уведомило ТО Росздравнадзора об осуществлении медицинской деятельности (N регистрации 1729 от 05.06.2017), в том числе при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по пластической хирургии.
На основании приказа ТО Росздравнадзора от 26.07.2018 N П82-127/18, изданного во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 01.06.2018 N ТГ-П12-3058 и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.07.2018 N 01ВП-28/18, в период с 31.07.2018 по 06.08.2018 в отношении ООО "Клиника Бонус" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности, порядков и стандартов медицинской помощи, прав граждан в сфере охраны здоровья, обязательных требований при применении медицинских изделий в медицинских организациях, требований по хранению, применению, отпуску, уничтожению лекарственных препаратов юридическими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность по работе (услуге) "пластическая хирургия". По результатам проведенной проверки заявителем составлен fкт проверки от 06.08.2018 N 26С/18, которым зафиксирован факт нарушения обществом Временных обязательных требований и требований Порядка N 298н:
1) установлен факт отсутствия оснащения следующим оборудованием: в кабинете врача-пластического хирурга: шкаф для перевязочных и лекарственных средств; шкаф для медицинских документов; ростомер; мешок Амбу; холодильник; весы; переносной набор для реанимации; в хирургическом стационаре, где находится койка по профилю "пластическая хирургия": рабочее место заведующего отделения; светильник бестеневой медицинский передвижной; шкаф для комплектов операционного белья и инструментов; стол перевязочный; кресло смотровое универсальное; в операционной: ультразвуковой сканер с датчиками для интраоперационной диагностики;
2) установлен факт отсутствия круглосуточно функционирующих: рентгеновского отделения (кабинета), оснащенного стационарным рентгенодиагностическим аппаратом и (или) стационарным аппаратом рентгеновской компьютерной томографии: маммографическим рентгеновским аппаратом и (или) аппаратом магнитно- резонансной томографии с возможностью выполнения магнитно-резонансной томографии молочных желез; отделения анестезиологии-реанимации для взрослого населения или отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии взрослого населения, организованных в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 919н; клинико-диагностической лаборатории; трасфузиологического кабинета (кабинета для переливания крови). Также, обществом не соблюдено требование, согласно которому рентгеновское отделение (кабинет), отделение анестезиологии-реанимации, клинико-диагностическая лаборатория, трансфузиологический кабинет (кабинет переливания крови), операционная (операционный блок) должны располагаться в пределах имущественного комплекса, функционально и технологически объединенного с отделением пластической хирургии.
3) установлен факт отсутствия заключивших с ООО "Клиника Бонус" трудовые договоры работников, имеющих необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование, в целях оказания консультативной помощи врачами - специалистами по профилю "дерматовенерология".
По результатам проведенной проверки, заместитель руководителя ТО Росздравнадзора - начальник отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения в г. Севастополе ТО Росздравнадзора Егорьева Ю.А. пришла к выводу о грубом нарушении обществом Временных обязательных требований и составила в отношении последнего протокол от 06.08.2018 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол получен представителем общества 06.08.2018.
Составленный в отношении общества протокол об административном правонарушении и материалы административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) Правительство Российской Федерации вправе определить виды деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии в соответствии с положениями указанного Федерального закона при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения им при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, нарушившие при осуществлении видов деятельности, указанных в части 2 настоящей статьи, временные обязательные требования, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а в случае грубых нарушений временных обязательных требований - за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (часть 5 статьи 12.2 Закона N 6-ФКЗ).
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, также включает в себя осуществление в соответствии с частью 2 статьи 12.2 Закона N 6-ФКЗ лицензируемой деятельности на территории Республики Крым и г. Севастополя с грубым нарушением временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в частности, утверждены:
- Правила представления уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии (далее - Правила N 207);
- Перечень видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии, а также федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на установление временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований, и органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением временных обязательных требований (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Перечня на территории Республики Крым и города Севастополя без получения лицензии в соответствии Законом N 99-ФЗ до 01.01.2019 допускается осуществление медицинской деятельности.
Приказом Минздрава России от 29.04.2015 N 220н "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" утверждены Временные обязательные требования и Перечень грубых нарушений временных обязательных требований.
Согласно пунктам 2 и 4 Временных обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности требуется: наличие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании у юридического лица, индивидуального предпринимателя медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг); наличие медицинских работников, заключивших трудовые договоры с медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность.
Исходя из пунктов 2 и 4 Перечня грубых нарушений временных обязательных требований, нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем пунктов 2 и 4 Временных обязательных требований, повлекших за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, является грубым нарушением Временных обязательных требований.
При этом согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Во исполнение пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Приказом Минздрава России от 31.05.2018 N 298н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" (далее - Порядок N298н), которым установлены правила оказания медицинской помощи взрослым и детям по профилю "пластическая хирургия" в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинские организации).
Согласно приложению N 3 к Порядку N 298н кабинет врача-пластического хирурга должен быть оснащен, в частности, следующими медицинскими изделиями: шкаф для перевязочных и лекарственных средств - 1 шт.; шкаф для медицинских документов - 1 шт.; ростомер - 1 шт.; мешок Амбу - 1 шт.; холодильник - 1 шт.; весы - 1 шт.; переносной набор для реанимации - 1 шт.
Приложением N 4 к Порядку N 298н установлен следующий порядок организации деятельности отделения пластической хирургии (далее - отделение):
Отделение создается как структурное подразделение медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (пункт 2);
отделение организуется при наличии в медицинской организации круглосуточно функционирующих: рентгеновского отделения (кабинета), оснащенного стационарным рентгенодиагностическим аппаратом (за исключением стоматологических) и (или) стационарным аппаратом рентгеновской компьютерной томографии (за исключением стоматологических), а также маммографическим рентгеновским аппаратом и (или) аппаратом магнитно-резонансной томографии с возможностью выполнения магнитно-резонансной томографии молочных желез (в структуре рентгенологической службы, необходимой для оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", не учитываются стоматологические кабинеты с рентгеновским аппаратом); отделения анестезиологии-реанимации для взрослого населения или отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения, организованных в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" (при оказании медицинской помощи взрослому населению); отделения анестезиологии-реанимации или центра анестезиологии-реанимации, организованных в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" (при оказании медицинской помощи детям); клинико-диагностической лаборатории; трансфузиологического кабинета (кабинета переливания крови); операционной (операционного блока); перевязочной. Рентгеновское отделение (кабинет), отделение анестезиологии-реанимации, клинико-диагностическая лаборатория, трансфузиологический кабинет (кабинет переливания крови), операционная (операционный блок) должны располагаться в пределах имущественного комплекса, функционально и технологически объединенного с отделением пластической хирургии. Функциональное и технологическое объединение означает размещение указанных подразделений в пределах одного здания или комплекса зданий, соединенных теплыми переходами, обеспечивающее перемещение и транспортировку пациентов без выхода за пределы помещений, используемых медицинской организацией (пункт 3);
в медицинской организации, в структуре которой создано отделение, должны быть обеспечена возможность оказания консультативной помощи врачами- специалистами по профилям: "терапия", "неврология", "дерматовенерология", "педиатрия", "оториноларингология", "офтальмология", "акушерство и гинекология", "хирургия", "урология". При отсутствии необходимых врачей-специалистов в медицинской организации возможно привлечение врачей-специалистов из других медицинских организаций по договору, при условии наличия у таких медицинских организаций лицензии на соответствующие работы (услуги) (пункт 4).
Таким образом, исходя из вышеуказанных правил, и установленных обстоятельств по делу следует, что ООО "Клиника Бонус" осуществляет медицинскую деятельность при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по пластической хирургии в отсутствие в кабинете врача предусмотренных приложением N 3 к Порядку N 298н и перечисленных выше медицинских изделий, нарушением установленных пунктами 3 и 4 Приложения N 4 к Порядку N 298н требований к организации деятельности отделения пластической хирургии.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами внеплановой выездной проверки, протоколом об административном правонарушении от 06.08.2018, а также иными собранными в ходе административного производства доказательствами.
Следовательно, доказанным является наличие в деянии общества состава рассматриваемого административного правонарушения.
Допущенные ООО "Клиника Бонус" нарушения при осуществлении медицинской деятельности, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предотвращению совершения правонарушения в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Клиника Бонус" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении не установлено, Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности, назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать административное правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Размер назначенных административным органом по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ снижен судом первой инстанции в два раза с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, что соответствует принципам соразмерности и индивидуализации наказания. Оснований для переоценки выводов суда в части определения размера санкций на стадии апелляционного производства, с учетом недопустимости ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что при таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.11.2018 по делу N А84-2802/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Бонус" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2802/2018
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю
Третье лицо: ООО "Клиника бонус"