Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2019 г. N Ф04-1644/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А45-29286/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фертикова М.А.,
судей Полосина А.Л., Киреевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой П.В. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области (N 07АП-11715/2018) на решение от 18.10.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-29286/2018 (судья Петрова Ю.А.)
по иску Мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 34)
к Новосибирской области в лице Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 18)
о взыскании 1 790 000 рублей,
без участия представителей сторон (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
мэрия города Новосибирска (далее - истец, Мэрия) обратилась в арбитражный суд с иском к Новосибирской области в лице Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 1 790 000 рублей убытков.
Решением от 18.10.2018 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы министерство указывает, что предоставление жилого помещения инвалиду по договору социального найма, не повлекло за собой выбытие данного жилого помещения из муниципальной собственности и расходов истца, следовательно, и его убытков; выбытие из муниципальной казны г. Новосибирска предоставленного инвалиду жилого помещения осуществляется в размере его балансовой стоимости, установленной на дату выбытия, а не в размере его рыночной стоимости, соответственно взыскание возможных убытков должно производится в размере балансовой стоимости жилого помещения.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерством было заявлено ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Согласно части 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в соответствующих арбитражных судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи.
В силу пункта 1 части 5 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, рассматривающий дело, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в случае, если отсутствует техническая возможность для участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи.
Под наличием технической возможности понимается наличие в арбитражном суде исправной системы видеоконференц-связи и объективной возможности проведения судебного заседания данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела (пункт 24 Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ").
Принимая во внимание, что в настоящий момент отсутствует объективная возможность проведения судебного заседания данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворения ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 28.02.2017 на мэрию г. Новосибирска возложена обязанность за счет средств бюджета Новосибирской области предоставить Виноградову Т.А., 21.11.2004 года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Новосибирска на условиях социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь не менее 15 кв.м. в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 25.05.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.12.2017 N 5769, во исполнение решения Первомайского районного суда города Новосибирска от 28.02.2017, Виноградову Т.А. предоставлено жилое помещение - однокомнатная квартира, общей площадью 37,6 кв.м., расположенная по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 82, кв. 32.
Согласно отчету об оценке N 001-1978/1 от 21.12.2017 рыночная стоимость указанной однокомнатной квартиры составляет 1 790 000 рублей.
10.01.2018 между Мэрией г. Новосибирска и Виноградовым Т.А. заключен договор N 9553 социального найма жилого помещения.
Полагая, что в результате исполнения решения суда путем предоставления Виноградову Т.А. жилого помещения из муниципального жилищного фонда, муниципальному образованию причинены убытки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законное и обоснованное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованным, и при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1); обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона (часть 2).
На основании части 1 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляют только особенность реализации жилищных прав, но не возлагают какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления; гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 52, часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что финансирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов осуществляется за счет субъектов Российской Федерации.
Эти выводы суда соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении убытков разъяснено в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 указано, что, применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
В пункте 12 названного постановления разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, мэрия заявила о том, что именно ответчик является лицом, в результате действий которого у истца возникли убытки, о факте убытков, их размере.
Таким образом, на ответчика, возражавшего по иску, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается обязанность доказывания того, что фактические убытки истца составляют меньший размер, чем им заявлен.
Возражая против иска, министерство представленные истцом документы в обоснование размера убытков не оспорило, ходатайство о назначении судебной экспертизы в случае несогласия с отчетом об оценке не заявляло.
Доводы министерства о неправильном определении истцом размера убытков не приняты во внимание ввиду того, что в отношении цены жилого помещения в целях установления стоимости затрат по приобретению квартиры инвалиду действует установленный пунктом 1 статьи 15 ГК РФ принцип полного возмещения причиненных убытков. Исходя из данного принципа, для определения цены компенсации должны учитываться расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для приобретения истцом квартир с тождественными характеристиками.
Довод ответчика о том, что для расчета убытков подлежит применению балансовая стоимость, а не рыночная, также правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку именно рыночная стоимость жилых помещений, определяемая на основании отчетов об оценке, максимально соответствует тем расходам, которые истец понесет для восстановления своего нарушенного права. Данный подход отвечает принципу полного и равнозначного возмещения убытков.
Доводы министерства о том, убытки не могут быть взысканы по причине того, что предоставленное жилое помещение не выбывает из муниципальной собственности, также являются необоснованными. В рассматриваемом случае жилое помещение предоставлено на основании постановления мэрии от 27.12.2017 N 5769 Виноградову Т.А. по договору социального найма в бессрочное и безвозмездное пользование, а наниматель в любое время вправе приобрести жилое помещение в собственность в силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Возмещение расходов мэрии на обеспечение жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеет факт предоставления муниципального жилого помещения инвалиду, относящемуся к гражданам отдельной категории, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение Виноградову Т.А. по договору социального найма, мэрия в силу жилищного законодательства не может распоряжаться им, и за счет данного жилого помещения не может выполнить собственные обязательства, вследствие чего будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Несогласие ответчика с правовой оценкой доказательств, несмотря на правильное установление судом фактических обстоятельств дела и правильное применение норм материального права, не может служить достаточным основанием для изменения или отмены принятого по делу судебного акта.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.10.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-29286/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-29286/2018
Истец: Мэрия г. Новосибирска, МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Ответчик: Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области, Новосибирская область