г. Москва |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А40-232382/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГУП "РосРАО" в лице филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2018 по делу N А40-232382/18, принятое судьей Ю.Л.Головачевой,
по заявлению Отдела инспекций в республике Башкортостан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к ФГУП "РосРАО" (ИНН: 4714004270, ОГРН: 1024701761534) в лице филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО"
о привлечении к административный ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N ВУ-ПР-072-2018 от 14.08.2018
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Ростехнадзор в лице Отдела инспекций в республике Башкортостан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (далее - ФГУП "РосРАО") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N ВУ-ПР-072-2018 от 14.08.2018 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2018 указанное заявление удовлетворено - ФГУП "РосРАО" привлечено к административной ответственности виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФГУП "РосРАО" в лице филиала "Приволжский территориальный округ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении к ответственности. Заявитель считает, что при рассмотрении дела нарушены правила подсудности; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, неверно определен субъект правонарушения. Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о том, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, поскольку нарушает права потребителей.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представило письменный отзыв, согласно которому считает решение суда о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы. Соглашается с доводами подателя жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца, однако, указывает, что на момент вынесения судом решения указанный срок не истек.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в отсутствие сторон в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФГУП "РосРАО" имеет лицензию от 23.03.2016 N ГН-03-303-3190 на эксплуатацию стационарного объекта, предназначенного для хранения радиоактивных отходов, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В ходе государственного надзора, проведенного в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", в части деятельности Благовещенского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО", Отделом инспекций в республике Башкортостан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора установлено несоблюдение сроков проведения периодических (ежегодных) психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии - директор Благовещенского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" Кудинов В.В. с 21.06.2018 по 06.09.2018 продолжал исполнять свои обязанности на объекте использования атомной энергии за пределами срока, установленного для проведения очередного психофизиологического обследования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФГУП "РосРАО" протокола об административном правонарушении от 14.09.2018 N ВУ-ПР-072-2018 (с учетом исправления технической ошибки протоколом N ВУ-ПР-072-2018/1) по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, который вместе с заявлением и доказательствами по делу направлен в арбитражный суд г.Москвы для рассмотрения по подведомственности на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд г.Москвы исходил из доказанности события и состава вменяемого ФГУП "РосРАО" правонарушения, соблюдения административным органом установленного порядка при производстве по делу об административном правонарушению.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав обстоятельства дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, соглашается с выводами суда.
Подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Условий действия лицензии ГН-03-303-3190 определено, что при осуществлении разрешенной деятельности лицензиат обязан обеспечивать выполнение требований, установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности.
Перечень специалистов из числа работников, которые в зависимости от выполняемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также предъявляемые к этим специалистам квалификационные требования определяются Правительством Российской Федерации. Одним из обязательных условий получения указанных разрешений является отсутствие медицинских, в том числе психофизиологических, противопоказаний.
Перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1997 N 233 "О перечне медицинских противопоказаний и перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии", утверждены требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии (далее Требования).
Из пункта 1 требований следует, что объекты использования атомной энергии являются потенциальными источниками промышленных аварий со значительными негативными последствиями для окружающей среды и человека. Для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (ежегодные) медицинские осмотры и психофизиологические обследования работников объектов использования атомной энергии.
Нормативные акты по проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 2 раздела IV "Периодичность медицинских осмотров и психофизических обследований" Методических указаний по проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии, утвержденных 08.06.1999 Первым заместителем Министра Здравоохранения РФ И.А. Лешкевич, согласованных Руководителем Департамента безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома РФ В.А. Губановым и Руководителем Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Министерства здравоохранения РФ В.Д. Рева, периодические медицинские осмотры и психофизиологический обследования проводятся для периодического медицинского и психофизиологического контроля (мониторинга) в целях проведения медицинских осмотров и психофизиологических обследований по заранее утвержденному графику, но не реже 1 раза в год, согласно действующим нормативам.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" ФГУП "РосРАО" является организацией, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии и признанной эксплуатирующей организацией.
Во исполнение статьи 27 Федерального закона N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" приказом Министерства Здравоохранения РФ от 9 апреля 1997 года N 105 "О порядке проведения медосмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии" утвержден перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания.
Пунктом 8 указанного перечня к работникам пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) относится, в том числе, директор.
Распоряжением Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 13.03.2018 N 1-1.4/158-Р в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.03.1997 N 240 "Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии" утвержден единый перечень должностей работников, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В разделе 32 пунктом 8 (приложения N 1) указанного перечня ФГУП "РосРАО" определены должности в ФГУП "РосРАО", которые по штатному расписанию соответствуют должностям, указанным в приложении к Постановлению Правительства РФ от 03.03.1997 N 240, а именно: Работники пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) Руководящий состав: директор отделения; заместитель директора по радиационной безопасности и эксплуатации объекта (главный инженер).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2011 N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты в области использования атомной энергии", работники эксплуатирующих организаций, не прошедшие в установленном порядке обязательные психофизиологические обследования, не должны допускаться к ведению работ в области использования атомной энергии и отстраняться от работы в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ходе государственного надзора Отделом инспекций в республике Башкортостан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора установлено несоблюдение ФГУП "РосРАО" сроков проведения периодических (ежегодных) психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии. Установлено, что директор Благовещенского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" Кудинов В.В. проходил психофизиологическое обследование 20.06.2017 и 07.09.2018.
Таким образом, Кудинов В.В. с 21.06.2018 по 06.09.2018 продолжал исполнять свои обязанности на объекте использования атомной энергии за пределами срока, установленного для проведения очередного психофизиологического обследования, что является грубым нарушением условий действия лицензии в соответствии с подпунктом "з" пункта 34 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 280.
Факт несоблюдения ФГУП "РосРАО" вышеуказанных требований законодательства подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе медицинскими справками (т.2 л.д74-75), выпиской из табелей учета рабочего времени от 13.09.2018 (т.2 л.д.78), и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ФГУП "РосРАО" предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае отсутствуют основания полагать, что нарушение требований лицензионного законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины ФГУП "РосРАО" в совершении правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, Ростехнадзором в лице Отдела инспекций в республике Башкортостан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью не допущено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
При назначении наказания судом установлены все обстоятельства дела, наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы ФГУП "РосРАО" о нарушении судом правил подсудности апелляционной коллегией отклоняются, как ошибочные.
В соответствии со статьей 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Согласно абзацу 3 пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при применении названных положений следует учитывать, что статьей 203 АПК РФ установлена альтернативная подсудность дел о привлечении к административной ответственности в случае, если место нахождения или место жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и место совершения административного правонарушения не совпадают. Если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе связано с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, или места жительства физического лица, выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит административному органу.
В рассматриваемом случае дело рассмотрено судом по месту нахождения юридического лица, что не противоречит положениям статьи 203 АПК РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что административным органом неверно определено лицо, привлекаемое к административной ответственности, апелляционным судом признаются несостоятельными, поскольку допущенное нарушение является нарушением условий действия лицензии, выданной ФГУП "РосРАО".
Кроме того, в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами ФГУП "РосРАО" о том, что допущенное правонарушение не нарушает права потребителей, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае не может составлять один год. Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом и вынесения мотивированного решения трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек, в связи с чем ошибочный вывод суда в данной части не привел к принятию неправильного судебного акта.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2018 по делу N А40-232382/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232382/2018
Истец: Отдел инспекций в Республике Башкортостан
Ответчик: ФГУП "ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ОБРАЩЕНИЮ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ "РОСРАО"