г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А56-97769/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самарчук Ю. В.,
при участии:
от истца: Коссиковский Б. М., по доверенности от 25.12.2018;
от ответчика: 1) не явился, извещен надлежащим образом; 2) Вавилова Ю. А., по доверенности от 25.10.2017;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32797/2018) Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 по делу N А56-97769/2018 (судья Кротов С.М.),
принятое по иску Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: Россия 119435, Москва, Пироговская наб., д.21 (Морозовское лесничество Минобороны России); Россия 188664, п.г. Токсово, Ленинградская область, Ленинградское ш. 1Б, ОГРН: 1107746633521) к 1. ОАО "Парнас-М" (адрес: Россия 194292, г. Санкт-Петербург, пер. 8-й Верхний 4); 2. Комитету по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (адрес: Россия 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного 3) о признании недействительными соглашения от 25.12.2007 N 46 в части предоставления (включения в границы охотничьих угодий) кварталов 197-204, входящих в границы земельного участка с кадастровым номером 47:01:13-22- 001:0020, 47:01:13-22-001:497, 47:01:13-22-001:0006 и применении последствий недействительности сделки в части земель обороны; о запрете ответчику осуществлять охотохозяйственную деятельность и использование земельного участка в кварталах 197-204; об обязании снести незаконно возведенные объекты,
третьи лица: 1. Министерство обороны Российской Федерации; 2. Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России",
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119435, Москва, Большая Пироговская ул., д. 21, корп. 1, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847235719, ИНН 7842387513 (далее - Комитет) и открытому акционерному обществу "Парнас-М", место нахождения: 194292, Санкт - Петербург, переулок 8-й Верхний, дом 4, ОГРН: 1027801548301, ИНН: 7830001250 (далее - Общество) о признании недействительными соглашения от 25.12.2007 N 46 в части предоставления (включения в границы охотничьих угодий) кварталов 197-204, входящих в границы земельного участка с кадастровым номером 47:01:13-22-001:0020, 47:01:13-22-001:497, 47:01:13-22-001:0006 и применении последствий недействительности сделки в части земель обороны; о запрете ответчику осуществлять охотохозяйственную деятельность и использование земельного участка в кварталах 197-204, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 25.12.2007 N 46 до заключения договора на пользование земельным участком в предусмотренном законом порядке; об обязании снести незаконно возведенные объекты охотничьей инфраструктуры при их наличии, возведенные в кварталах 197-204 на земельном участке с кадастровыми номерами 47:01:13-22-001:0020, 47:01:13-22-001:497, 47:01:13-22-001:0006 в течение календарного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России", адрес местонахождения: 191119, Санкт - Петербург, ул. Звенигородская, 5.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 в иске отказано.
Учреждение в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя жалобы, использование Обществом для осуществления охотхозяйственной деятельности участков лесного фонда Министерства без согласования с Министерством обороны Российской Федерации лишает возможности использовать земельный участок по его прямому назначению, а передача Обществу спорных участков Министерства создает угрозу режиму секретности размещения военных объектов, поскольку, находится внутри зоны с особыми условиями использования территории для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что оспариваемое соглашение заключено на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), доказательства создания угрозы режиму секретности размещения военных объектов при заключении соглашения истцом не представлены.
Министерство и Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" в отзывах на апелляционную жалобу поддерживают ее доводы, просят жалобу Учреждения удовлетворить.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на то, что оспариваемым соглашением не нарушаются права Учреждения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ОАО "Парнас-М" и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Общество (охотпользователь) и Комитетом заключен договор от 25.12.2007 N 73 о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на части территории Выборгского района Ленинградской области, участок Ермиловский, площадью 37,2 тыс. га, сроком действия до 29.12.2056 в целях осуществления пользования объектами животного мира на условиях настоящего договора и лицензии от 29.12.2007 серии О N0001182.
Согласно картам охотничьих угодий, размещенным на официальном сайте субъекта Российской Федерации, земельные участки с кадастровыми номерами 47:01:13-22-001:0020, 47:01:13-22-001:497, 47:01:13-22-001:0006 расположены в границах Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации в кварталах 197-204 (л.д. 10 - 14).
Ссылаясь на то, что Общество не обращалось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в целях ведения охотхозяйственной деятельности; в отсутствие согласия собственника незаконно использует участки лесного фонда Министерства обороны Российской Федерации, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2014 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны в настоящее время обладает ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
Материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 47:01:13-22-001:0020, 47:01:13-22-001:497, 47:01:13-22-001:0006, в границах которого расположены переданные заинтересованному лицу в пользование охотничьи угодья, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации закреплено право постоянного (бессрочное) пользования указанным участком.
До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте, Закон N 209-ФЗ) порядок и условия предоставления животного мира в пользование регулировались статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), в соответствии с которой исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Таким образом, положениями статьи 37 Закона о животном мире регулировался порядок выдачи лицензий. Необходимые в рассматриваемом случае согласования предполагали выяснение мнения субъектов, перечисленных в данной статье этого закона, по поводу возможности предоставления охотпользователю лицензии заявленной территории в целях осуществления пользования животным миром за плату или бесплатно, а не мнение о возможности в принципе предоставления заявленной территории или акватории.
Доводы жалобы о том, что судом при рассмотрении дела не учтено, что установленный статьей 37 Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.04.2010, порядок выдачи лицензий предусматривал предоставление территории для использования животного мира с согласия собственника земель, однако ответчики такого согласия не получили, отклоняется апелляционным судом, поскольку эти доводы, по сути, свидетельствуют о несогласии Управления с ранее выданной Организации долгосрочной лицензией. Между тем решение о выдаче Организации лицензии в установленном порядке никем не оспаривалось, проверка правомерности выдачи лицензии предметом настоящего дела также не является. Кроме того, как следует из текста лицензии (л.д. 51), в разделе "Результаты согласования предоставления территории (акватории) для осуществления пользования животным миром" указано, что ее выдача согласована с Администрацией Выборгского района Ленинградской области, Невско - Ладожским водным бассейновым управлением, Агентством Лесного хозяйства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статье 93 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.04.2010) исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Законом N 209-ФЗ (с вступил в силу с 01.04.2010) статья 93 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5.1 следующего содержания: допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Довод подателя жалобы о необходимости получения согласия Министерства обороны Российской Федерации, отклоняются апелляционным судом, поскольку на момент выдачи лицензии и заключения договора от 25.12.2007 N 73 действовала редакция Земельного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривала получение согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности на предоставление в пользование территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 этого Кодекса (пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Закон об охоте не содержит положений о его применении к правоотношениям, возникшим до дня введения его в действие.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, право пользования охотничьими угодьями возникло у Общества на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, а также в соответствии с выданной долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира от 29.12.2007 серии О N 0001182 сроком действия с 29.12.2007 по 29.12.2056.
Со вступлением в силу Закона об охоте, как следует из положений статьи 71 данного закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохранили право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П отмечено, что такое правовое регулирование, будучи ориентированным на сохранение права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых оно возникло на основании долгосрочных лицензий до 01.04.2010, посредством предоставления им возможности по своему выбору продолжить осуществление охотхозяйственной деятельности на основании имеющейся лицензии либо без проведения аукциона заключить охотхозяйственное соглашение, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и как таковое согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.
Таким образом, поскольку на момент заключения оспариваемого договора действующее законодательство не предусматривало такого ограничения как обязательное получение согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности на предоставление в пользование территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миров, суд пришел к верному выводу, что использование Обществом земельного участка осуществляется в порядке статьи 71 Закона N 209-ФЗ и его согласования с Минобороны России не требовалось.
Охотхозяйственное соглашение между комитетом и охотпользователем не заключалось.
Кроме того, земельный участок, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению, по охотхозяйственному соглашению Обществу не передавался и не мог быть передан с учетом положений части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ, истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконное возведение объектов охотничьей инфраструктуры.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 по делу N А56-97769/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97769/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, ОАО "ПАРНАС-М"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России"