Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2019 г. N Ф08-3482/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2019 г. |
дело N А32-19122/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Луганской Н.А. по доверенности от 06.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2018 по делу N А32-19122/2018 (судьи Лукки А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Оптика"
к Краснодарской таможне
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Оптика" (далее - ООО "Кубань-Оптика", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании товара, заявленного в ДТ N 10309130/070518/0000885, обязании Краснодарскую таможню возвратить излишне взысканный налог на добавленную стоимость, исчисленный по ДТ N 10309130/070518/0000885 в сумме 312 804 рублей 42 копейки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Краснодарской таможни по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании ООО "Кубань-Оптика" товара, заявленного в ДТ N 10309130/070518/0000885, обязал Краснодарскую таможню возвратить ООО "Кубань-Оптика" излишне взысканный налог на добавленную стоимость, исчисленный по ДТ N 10309130/070518/0000885 в сумме 312 804 рублей 42 копейки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить, ссылаясь на то, что в связи с отсутствием в графе 44 ДТ сведений о государственной регистрации декларируемого товара в качестве медицинских изделий было принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате налога на добавленную стоимость
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Кубань-Оптика" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 08.12.2010 N 8 в адрес ООО "Кубань-Оптика" из Китая прибыл товар - очки корригирующие (для коррекции зрения), с линзами из пластмасс, оптической силой от -4 до +4 в количестве 85 мест (25030 шт.), 756 кг (далее - товар).
На товар заявителем была подана декларация N 10309130/070518/0000885 с необходимым в соответствии с законодательством таможенного союза пакетом документов.
В соответствии с налоговым законодательством РФ при ввозе товара на территорию РФ лицо освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), о чем заявитель указал в ДТ, а именно:
- в гр. 36 ДТ указал "ХО", что обозначает "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию очков, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)";
- в гр. 47 ДТ указал "312804,42 УН", что обозначает - "НДС условно начисленный";
- в гр. 47 ДТ указал "0 УМ", что обозначает "платеж не уплачивается";
- в гр. "В" ДТ не указано платежное поручение об уплате НДС.
10.05.2018 Краснодарская таможня вынесла требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до выпуска товара от 10.05.2018 (далее - требование), в котором указало, что на основании п. 2 ст. 150, в совокупности с пп 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз медицинских товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией по Перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, в который входят в том числе очки корригирующие (для коррекции зрения). В соответствии с примечанием для целей применения раздела I настоящего Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код пот классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством РФ. В связи с непредставлением при таможенном декларировании товара документов или сведений о регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством РФ, предоставление льготы по уплате НДС в отношении товара N 1 не представляется возможным".
Также в требовании Краснодарская таможня обязала заявителя внести изменения в ДТ, а именно
- в гр. 36 ДТ указать "00", что обозначает отсутствие преференций;
- в гр. 47 ДТ указать "312804,42 ИУ", что обозначает - "НДС должен быть уплачен до выпуска товара";
- в гр. 47 ДТ "О УМ" убрать
- в гр. "В" ДТ указать платежное поручение об уплате НДС.
Заявитель по требованию государственного органа внес изменения в ДТ и уплатил НДС в сумме 312804,42 руб. по платежному поручению от 10.05.2018 N 479.
Не согласившись с требованием по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании товара, заявленного в ДТ N 10309130/070518/0000885, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларации становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
- медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов
- очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения)
В ранее действовавшей редакции НК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) данный пункт был изложен в следующей редакции: "очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)".
Таким образом, внося указанным федеральным законом изменения в абзац седьмой подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, законодатель указал на распространение освобождения от налогообложения НДС операций именно с линзами для коррекции зрения.
Решение о предоставлении льгот по уплате НДС в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий принимается таможенным органом, осуществляющим таможенные операции, при выполнении нижеследующих условий:
- представления регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- наименование и изготовитель декларируемого изделия медицинской техники соответствует наименованию и изготовителю, указанным в регистрационном удостоверении Росздравнадзора;
- если в регистрационном удостоверении Росздравнадзора или в приложении к нему указаны термины "в составе", "в комплекте" или "набор", то при декларировании должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении составляющие медицинского изделия. Если в регистрационном удостоверении Росздравнадзора указано количество в отдельности каждой принадлежности к важнейшему и жизненно необходимому медицинскому изделию, то льгота может быть предоставлена в отношении таких принадлежностей в количестве, не превышающем количества, указанного в регистрационном удостоверении. В случае, если наименование принадлежности указано в единственном числе, то с освобождением от уплаты НДС указанная принадлежность может ввозиться только в единственном экземпляре. Если количество каждой принадлежности не указано, то следует руководствоваться техническим описанием медицинского изделия, его эксплуатационных характеристик и комплектности изделия;
- в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения Росздравнадзора на медицинские изделия нового образца, необходимо, чтобы заявленный код товара ТН ВЭД ЕАЭС отсутствовал в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, так как в соответствии с Примечанием 2 к указанному перечню медицинские товары, включенные в перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 статьи 150 НК РФ;
- в отношении медицинских товаров, на которые выданы регистрационные удостоверения Росздравнадзора до 1 января 2013 года, подтверждающие их регистрацию в качестве изделий медицинского назначения (изделия медицинской техники), освобождение от уплаты НДС предоставляется в соответствии с п. 2 статьи 150 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042;
- заявленный код товара ТН ВЭД ЕАЭС указан в разделе I Перечня с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93. Если код ОКП не указан в сертификате соответствия или декларации о соответствии, документом, подтверждающим код ОКП, является регистрационное удостоверение Росздравнадзора.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В пункте 10 раздела I "Медицинские изделия" Перечня поименованы "очки корригирующие (для коррекции зрения)*** 94 4200", код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 32.50.42.110, 26.60.12.119, 26.60.11.113, 26.60.12.125, код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с примечанием "**" для целей применения раздела I настоящего Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем участник указал в письме о регистрационном удостоверении от 07.05.2018 N Б/Н об отсутствии на данный товар регистрационного удостоверения.
Учитывая, что "очки корригирующие (для коррекции зрения)" выделены в отдельный седьмой абзац пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия на данный товар не требуется.
Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязательное предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия на очки корригирующие (для коррекции зрения) не требуется, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2018 по делу N А32-19122/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19122/2018
Истец: ООО Кубань-Оптика
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-401/20
03.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18474/19
28.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3482/19
25.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19499/18
10.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19122/18