г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А56-92627/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27924/2018) отрытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2018 по делу N А56-92627/2018 (судья Сундеева М.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску акционерного общества "Новоизборский комбинат нерудных материалов"
к отрытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
АО "Новоизборский КНМ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 215.454,06 руб. неустойки.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 11.09.2018 исковые требования удовлетворены.
По ходатайству ответчика судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение от 03.10.2018.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, обоснованный размер неустойки составляет 156 201,30 руб., так как в отношении вагонов, перевозимых на основании транспортных накладных N N ЭЕ714353, ЭЕ950630, ЭЖ223407, ЭЖ157071, ЭЖ007200, ЭЖ311712, ЭЖ490172, ЭЖ459764, ЭЖ312197, ЭЖ877207, ЭЗ360165, ЭЗ662952, ЭЗ754704, ЭИ617164, ЭИ838385, ЭЙ105803, ЭЙ923907, ЭК427487, ЭК427428, ЭК918990, ЭК959024, ЭК932419, ЭЛ104607, ЭЛ203371, ЭЛ203178, ЭЛ180209, ЭЛ202070, ЭЛ201685, ЭЛ203557, ЭЛ249861, ЭЛ433898, ЭЛ433408, ЭЛ581544, ЭЛ581771, ЭМ136630, ЭМ499725, ЭМ843698, ЭН165377, ЭМ874887, ЭН769442, ЭН769506, не учтены требования пункта 5.9 (увеличение срока доставки на одни сутки в связи с прохождением станций Санкт-Петербургского узла) Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245 (далее - Правила N 245); в связи с проведением ремонтных работ на основании пункта 6.3 Правил N 245 срок доставки увеличивается на 1 сутки для вагонов N 97279640 (транспортная накладная N ЭК 427487), 97313209 (транспортная накладная N ЭК 427428) (код ремонта 107 - выщербина обода колеса); на 1 сутки для вагонов N 65602922 (транспортная накладная N ЭЛ 203178), 61113775 (транспортная накладная N ЭЛ 180209), 52889029 (транспортная накладная N ЭЛ 202070), 66439258 (транспортная накладная N ЭЛ 201685) (код ремонта 102 - тонкий гребень); на 1 сутки для вагона N 60865359 (транспортная накладная N ЭЛ 203557) (код ремонта 102 - тонкий гребень); на 4 суток для вагонов N 58977422 (транспортная накладная N ЭН 769442), 58977398 (транспортная накладная N ЭН 769506) (коды ремонта 567 - трещина/излом лестниц, поручней и подножек, код ремонта 912 - претензии к качеству выполнения деповского ремонта); по транспортным накладным N ЭЖ 877207, ЭК 918990, ЭЛ 4334408, ЭЛ 581771 вагоны задержаны по причинам, зависящим от грузополучателя в связи с чем к срокам доставки по данным накладным подлежат применению положения пункта 6.7 Правил N 245 во взаимосвязи со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ); взысканная неустойка является чрезмерной.
Согласно отзыву истец против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием иска является ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по доставке грузов в установленные сроки на основании транспортных накладных: ЭЖЗ11712, Э3754704, ЭЖ490172, ЭЖ545218, ЭЖ545119, ЭК918990, ЭЖ459764, ЭЖЗ12197, ЭК959024, ЭК932419, ЭМ499725, ЭЛ104607, ЭЖ877207, ЭЛ203178, ЭЛ202070, ЭЛ201685, ЭЛ203557, ЭЛ203371, ЭЛ180209, ЭЛ249861, ЭЙ923907, ЭЕ678741, ЭЛ433408, ЭЛ433898, ЭМ843698, ЭЛ581544, ЭЛ581771, ЭЕ714353, ЭЕ950630, ЭИ617164, ЭИ838385, ЭН165377, ЭМ874887, ЭН769506, ЭН769442, Э3360165, ЭК427428, ЭК427487, ЭЖ223407, ЭЖ157071, ЭЖ007200, ЭЙ105803, Э3662952, ЭМ136630.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами (статья 793 ГК РФ).
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава. Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (статья 33 УЖТ РФ).
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка (статья 97 УЖТ РФ).
Плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся. по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика (статья 15 УЖТ РФ).
Исходя из положений Правил N 245 перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной графе "особые заявления и отметки отправителя". Представленные в материалы дела железнодорожные накладные и досылочные ведомости в графе "особые заявления и отметки отправителя" не содержат указание на согласованные сторонами иные, чем определены Правилами исчисления сроков доставки, сроки доставки, в связи с чем, расчет нормативного срока доставки грузов должен быть произведен строго в соответствии с положениями правил (пункт 15). Исчисления срока доставки груза начинается 00.00 часов дня; следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "календарные штемпеля". В соответствии с пунктом 2.2.1 Правил, норма суточного пробега при перевозке грузовой скоростью на расстояние до 199 км составляет 110 км, от 200 до 599 км - 160 км, от 600 до 999 км - 240 км, от 1000 до 1999 км - 310 км. (пункт 2). Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза; на одни сутки - при отправлении, прибытии грузов на железнодорожные станции Московского и Санкт-Петербургского узлов или при следовании грузов транзитом через станции этих узлов, а также при перевозке порожних вагонов назначением на железнодорожные станции Кузбасского региона (железнодорожного узла) (пункты 5.1, 5.9). Порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с настоящими Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя (абзац 5 пункта 14). Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в правилах (пункт 2.1). Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом (пункт 2.2).
Случаи для увеличения сроков доставки грузов, порожних вагонов на все время задержки определены в пунктах 6.1-6.11 Правил N 245, перечень данных случаем является исчерпывающим.
Согласно требованиям Постановления ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 плата за перевозку грузов по инфраструктуре РЖД исчисляется за расстояние, определяемое в соответствии с Тарифным руководством N 4 (пункт 1.4). Плата при перевозке грузов определяется за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы провозятся грузовой или большой скоростью. Тарифное расстояние перевозки определяется по Тарифному руководству N 4, издаваемому отдельно, с учётом особенностей определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии со статьёй 15 УЖТ РФ (пункт 2.1.1).
Следовательно, маршрут следования в целях исчисления сроков доставки и определения провозной платы является нормативно установленным.
Тарифное руководство N 4 устанавливает алфавитный список станций ОАО "РЖД", в соответствующих таблицах указываются близлежащие к ним станции, тарифное расстояние между станциями.
Перевозчик на станции отправления должен просчитать маршрут следования исходя из тарифного руководства, расстояние маршрута и сроки его прохождения.
Исходя из расстояния маршрута перевозчик на станции отправления рассчитывает сроки доставки груза на основании Правил N 245 и указывает данные сроки в железнодорожной накладной. При расчёте сроков доставки на станции отправления перевозчик учитывает, в том числе обстоятельства касающиеся отправления грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов или прибытия грузов на такие станции или при следовании грузов транзитом через эти узлы. Если маршрутом следования в соответствии с тарифным руководством предусмотрено прохождение подобных станций, то перевозчик на станции отправления учитывает это обстоятельство и добавляет к нормативному сроку доставки ещё 1 сутки.
Следовательно, в данном случае увеличении срока доставки грузов на основании пункта 5.9. Правил N 245 является необоснованным.
Апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы об отсутствии вины в просрочке доставки грузов на основании пункта 6.3 Правил N 245 в связи со следующим.
Исходя из положений Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов (пункт 21 Приложения N 5). Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатации подвижного состава. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, а также работники ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие и ремонтирующие (пункт 1 Приложения N 5).
Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик; перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны (статья 20 УЖТ РФ).
Для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что техническая неисправность возникла по причине, не зависящей от него. Выявление технической неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, сами по себе не освобождают перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Выявленные технические неисправности в пути следования груза не свидетельствуют об их возникновении по независящим от перевозчика причинам.
Довод ответчика о применении положений пункта 6.7 Правил N 245 не принимается апелляционным судом исходя из следующего.
Исходя из требований пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станции задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие правомерность продления срока доставки грузов на основании пункта 6.7 Правил N 245. Наличия вины грузополучателя в простое вагонов на промежуточных станциях не доказано. Простой вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине их неприема станцией назначения само по себе не может служить основанием для увеличения срока доставки.
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о несоразмерности либо чрезмерности неустойки.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2018 по делу N А56-92627/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92627/2018
Истец: АО "НОВОИЗБОРСКИЙ КОМБИНАТ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" ОКТЯБРЬСКИЙ ТЦФТО