город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2019 г. |
дело N А32-38837/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Бирюковой Л.А. по доверенности от 23.10.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018
по делу N А32-38837/2018 (судья Погорелов И.А.),
по заявлению Сочинского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к муниципальному унитарному предприятию города Сочи "Сочитеплоэнерго"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - предприятие, МУП "СТЭ") о привлечении к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 заявленные требования удовлетворены. Муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "СТЭ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что представленными ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" в материалы дела об административном правонарушении документами не подтвержден факт того, что МУП "СТЭ" является потребителем, имеющим задолженность в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер, умноженный на коэффициент 0,6 и подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией. Уведомление ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" в нарушение Правил поставки газа в Российской Федерации не содержало следующей обязательной информации: расчета размера задолженности покупателя, послужившего основанием для направления уведомления, расчета размера среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа. Учитывая изложенное, уведомление ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа от 19.04.2018 N 25-22-21/2326 не соответствует императивным требованиям к содержанию уведомления, предусмотренным Правилами и было рассмотрено МУП "СТЭ" как обычное письмо, направленное в рамках взаимоотношений сторон по договору. Соответственно, указанный документ не может быть принят административным органом и судом в качестве доказательства направления уведомления в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации. МУП "СТЭ" получило спорное уведомление 08.05.2018, срок предоставления гарантии, установленный в уведомлении- 30.06.2018. Таким образом, срок на предоставление банковской гарантии со дня получения МУП "СТЭ" уведомления составил 53 календарных дня, что также является нарушением порядка направления уведомления. МУП "СТЭ" осуществляло оплаты в рамках действующих (отличных от указанных ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар") договоров в марте 2018 г. на сумму 92 641 254, 94 руб.; в июле, августе и сентябре 2017 г. на сумму 80 142 898,13 руб. и в августе 2018 г. на сумму 157 801 895,58 руб. Однако определить относимость указанных платежей к обязательствам, неисполнение которых послужило основанием для возникновения обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств не представляется возможным, так как в нарушение требований Правил ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" не включило в направленное уведомление информацию о расчете размера задолженности покупателя, послужившей основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств и расчете среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа. Также между ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" и МУП "СТЭ" имеются разногласия в части размера просроченной задолженности. МУП "СТЭ" не признает указанную в уведомлении просроченную задолженность по состоянию на 19.04.2018 в размере 962 382 726,24 руб. Более того, МУП "СТЭ" предпринимает активные меры по погашению задолженности. По данным МУП "СТЭ" просроченная задолженность за газ по состоянию на 18.01.2018 составляла 741 217 086,17 руб.
Кроме того, за период с 18.01.2018 по август 2018 года погашена задолженность МУП "СТЭ" за газ на общую сумму 634 422 642,62 руб.
Таким образом, с учетом вышеуказанных оплат задолженность МУП "СТЭ", указанная в уведомлении ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", принятом административным органов в качестве основания для возбуждения дела об административном правонарушении, в настоящее время составляет:
741 217 086,17 - 634 422 642,62 = 106 794 443,55 руб.
Сумма 106 794 443,55 * 0,6 - 64 076 666,13 руб.
Указанная сумма меньше чем двойной размер среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа, указанный в уведомлении, что является основанием для прекращения дела об административном правонарушении:
101 808 589,72 * 2 = 203 617 179,44 руб.
64 076 666,13 руб. < 203 617 179,44 руб.
Срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении истек.
Представленные в качестве доказательств счет-фактуры, не заверенные подписями должностных лиц ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств в рамках дела об административном правонарушении.
Ранее, проводя проверку по аналогичным заявлениям ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" и с учетом аналогичных обстоятельств Сочинский территориальный отдел Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора выносил постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (имеются в материалах дела), в том числе, в связи с тем, что поставщик газа (ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар") в уведомлении потребителю газа о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа не представил информацию, определенную Пунктом 40(2) Правил поставки газа.
В отзыве на апелляционную жалобу Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" является основным поставщиком газа на территории Краснодарского края.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (поставщик) и МУП "СТЭ" (покупатель) заключены договоры поставки газа N 25-4-03165/18, N 24-5-12646/18, N 25-04-12782/18 от 15.12.2017.
В силу заключенных договоров поставщик обязуется поставлять газ, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями договоров.
По состоянию на 18.04.2018 МУП "СТЭ" имело перед ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" задолженность в сумме 962 382 726,24 руб.
13.08.2018 общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" обратилось в управление с заявлением на неправомерные действия потребителей газа.
Уведомлением административного органа предприятие было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Копию уведомления получил Удилов В.В., что подтверждается его подписью.
13.09.2018 старшим государственным инспектором Сочинского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Адзяновым С.С. в присутствии представителя предприятия Удилова В.В. был составлен протокол об административном правонарушении N 95-154-21.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении предприятия к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении направлены административным органом в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении МУП "СТЭ" к административной ответственности.
Согласно статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей газа в субъекте Российской Федерации, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила N 162).
Указанные Правила N 162 определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
В силу пункта 30 Правил N 162 поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с указанными Правилами.
В соответствии с абзацем 1 пункта 40(1) Правил N 162 покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
В силу абзаца 3 пункта 40(1) Правил N 162 при определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 40(3) Правил N 162 величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) названных Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 40(1) настоящих Правил покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа. Указанное уведомление должно содержать следующую информацию:
размер задолженности покупателя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа;
величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем поставщику;
срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате газа;
срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
В силу пункта 40(4) Правил N 162 покупатель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) названных Правил критерию, обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на срок, определяемый поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Как следует из пункта 40(5) Правил N 162 срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
В соответствии с пунктом 40(6) Правил N 162 обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.
По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 40(2) названных Правил, обязательства по оплате газа, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у покупателя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
МУП "СТЭ", будучи потребителем, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.61 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" направило МУП "СТЭ" уведомление от 19.04.2018 N 25-22-21/2362 об обязанности предоставить банковскую, либо муниципальную гарантию на сумме 770 399 712,23 руб., обеспечивающую исполнение обязанностей по оплате газа по действующим договорам поставки газа за период с 01.04.2018 по 31.12.2018, в уведомлении указан срок в течение которого необходимо предоставить банковскую гарантию, не позднее 30.06.2018.
Указанное уведомление было получено МУП "СТЭ" 08.05.2018, что подтверждается соответствующим регистрационным номером 01-04766/18 муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго".
С учетом положений пункта 40(5) Правил N 162 срок для предоставления обеспечения исполнения обязательства по оплате газа истек 07.07.2018.
Суд учитывает, что после получения 08.05.2018 МУП "СТЭ" указанного уведомления каких-либо возражений относительно нарушения 60-дневного срока или заявлений об увеличении срока на предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" не направлялось.
Однако МУП "СТЭ" обеспечение исполнения обязательства по оплате газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" не предоставило, имеющую задолженность по оплате потребленного газа не оплатило.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа от 19.04.2018 содержит сведения о размере задолженности по состоянию на 18.04.2018 в сумме 962382726,24 руб., при среднемесячном потреблении а размере 108552890,84 руб. Факт наличия задолженности подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в т.ч. произведенной обществом 13.-14. 08.2018 оплатой долга по исполнительными листам в пользу взыскателя ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар".
При таких обстоятельствах наличие объективной стороны в деянии общества является доказанным, а предприятие является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Доказательств принятия МУП "СТЭ" всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение указанного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
Предприятием не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех возможных мер, направленных на соблюдение порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости поставленного газа: доказательства, свидетельствующие о принятии мер по получению банковской гарантии в иных банках, об обеспечении исполнения обязательств иными способами.
В отношении юридических лиц КоАП РФ форм вины не выделяет и предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) либо погашению образовавшейся задолженности, послужившей основанием для направления уведомления о предоставлении такого обеспечения до истечения установленного срока - в течение 60 дней с даты получения уведомления, общество не приняло всех необходимых мер по соблюдению установленной законом обязанности, направленной на усиление мер ответственности субъектов энергоснабжения.
Обстоятельств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований к установленному сроку предприятием не представлено.
Совокупность обозначенных выше элементов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Отдельной главы административных правонарушений в сфере электроэнергетики КоАП РФ не содержит, следовательно, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства в сфере электроэнергетики, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (статья 4.5 КоАП РФ).
Диспозиция административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, охватывает действия (бездействие) лица в области электроэнергетики, следовательно, для привлечения к административной ответственности подлежит применению годичный срок.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент принятия судом первой инстанции решения о привлечении предприятия к административной ответственности, не истек.
Основания для применения положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ отсутствуют.
Административное наказание назначено с учетом требований ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции статьи 14.61 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 по делу N А32-38837/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38837/2018
Истец: СКУ Ростехнадзор, Сочинский территориальный отдел Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: МУП "Сочитеплоэнерго", МУП ГОРОДА СОЧИ "СОЧИТЕПЛОЭНЕРГО"