Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2019 г. N Ф10-1179/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А68-9041/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии в судебном заседании от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области: Грудиной М.В. (доверенность от 28.12.2018 N 03-21/33038), Беляевой Н.В. (доверенность от 28.12.2018 N 03-21/33068), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие "Кимовскгазстрой", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие "Кимовскгазстрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2018 по делу N А68-9041/2018 (судья Косоухова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие "Кимовскгазстрой" (г. Тула, ОГРН 1027100975967, ИНН 7115000754) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области (Тульская область, г. Новомосковск, ОГРН 1077116002105, ИНН 7116144445) о признании недействительным и отмене решения от 01.06.2018 N 25776,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Проектно-строительное предприятие "Кимовскгазстрой" (далее - ООО "ПСП "Кимовскгазстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 9 по Тульской области, инспекция) от 01.06.2018 N 25776 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением от 29.10.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, не учтены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат материалам дела.
По мнению общества, суд первой инстанции необоснованно возложил бремя доказывания невиновности на общество, чем нарушил нормы процессуального права.
Считает, что опубликование Постановления N 546 от 30 ноября 2016 года в день его подписания 30.11.2016 в иных источниках, кроме официального интернет-портала правовой информации www.pravo.gov.ru, не обеспечивает верховенства Конституции РФ, нарушает конституционного право налогоплательщиков на получение достоверной информации о нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, а, следовательно, не может являться датой его официального опубликования. Не приняв во внимание данное обстоятельство, суд первой инстанции, по мнению апеллянта, нарушил право общества. Настаивает на том, что налоговая база земельных участков по состоянию на 01.01.2017 определена верно.
Кроме того, податель жалобы считает, что арбитражный суд области не применил подлежащие применению в данном случае п. 7 ст. 3, п.6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель налогового органа по доводам жалобы возражал, по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество о времени и месте судебного заседания извещенное надлежащим образом, явку представителей не обеспечило, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что 17 января 2018 ООО "ПСП "Кимовскгазстрой" представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год (регистрационный номер 64571517).
Согласно указанной декларации общество в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:11:10201:382, 71:25:30203:8, 71:25:30201:4, 71:25:30101:70, 71:25:30201:12, 2 71:25:000000:5, 71:08:20112:9 исчислило налог за 2017 год исходя из кадастровой стоимости, равной, соответственно, 6 846 000 руб., 10 064 460 руб., 283 000 руб., 305 262 руб., 2 739 149 руб., 2 637 000 руб., 1 603 175 руб. Сумма налога за 2017 год по данным общества составила 408 684 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "ПСП "Кимовскгазстрой" налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, в ходе которой установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога за 2017 год в размере 93 142 руб., для расчета налога инспекцией применена кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 N 546 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области", в размере 11 787 929 руб. (71:11:10201:382), 10 496 430 руб. (71:25:30203:8), 1 052 843 руб. (71:25:30201:4), 312 200 руб. (71:25:30101:70), 2 801 400 руб. (71:25:30201:12), 3 194 103 руб. (71:25:000000:5), 1 701 525 руб. (71:08:20112:9).
По результатам проверки составлен акт проверки N 43096 от 24.04.2018 и вынесено решение от 01.06.2018 N 25776 о привлечении ООО "ПСП "Кимовскгазстрой" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за 2017 год в размере 93 142 руб., начислены пени в размере 6 502, 73 руб. и общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде штрафа в размере 4 657, 40 руб.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области от 01.06.2018 N 25776, общество обжаловало его в Управление ФНС России по Тульской области. Решением УФНС России по Тульской области от 11.07.2018 N 07-15/16381@ жалоба ООО "ПСП "Кимовскгазстрой" на решение Межрайонной ИФНС России N9 по Тульской области от 01.06.2018 N 25776 была оставлена без удовлетворения.
Считая решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области незаконным и нарушающим его права и интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как I кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного - года (статья 393 Кодекса).
Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением П 5 земель населенных пунктов Тульской области" (опубликовано в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации (http://npatula.ru) 30.11.2016) утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее постановлением 09.12.2013 N 740 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области" (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы).
В налоговой декларации за 2017 год ООО "ПСП "Кимовскгазстрой" исчислило земельный налог за спорные земельные участки, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением от 09.12.2013 N 740, в том числе: N71:11:10201:382 исходя из кадастровой стоимости, равной 6 846 000 руб.; N71:25:30203:8 исходя из кадастровой стоимости, равной 10 064 460 руб.; N 71:25:30201:4 исходя из кадастровой стоимости, равной 283 000 руб.; N 71:25:30101:70 исходя из кадастровой стоимости, равной 305 262 руб.; N 71:25:30201:12 исходя из кадастровой стоимости, равной 2 739 149 руб.; N71:25:000000:5 исходя из кадастровой стоимости, равной 2 637 000 руб.; N71:08:20112:9 исходя из кадастровой стоимости, равной 83 142 руб.
Инспекцией для исчисления земельного налога за 2017 год по указанным земельным участкам применена кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением от 30.11.2016 N 546, в том числе: N71:11:10201:382 кадастровая стоимость в размере 11 787 929 руб.; N71:25:30203:8 кадастровая стоимость в размере 10 496 430 руб.; N 71:25:30201:4 кадастровая стоимость в размере 1 052 843 руб.; N 71:25:30101:70 кадастровая стоимость в размере 312 200 руб.; N 71:25:30201:12 кадастровая стоимость в размере 2 801 400 руб.; N71:25:000000: кадастровая стоимость в размере 3 194 103 руб.; N71:08:20112:9 кадастровая стоимость в размере 1 701 525 руб.
Довод общества о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 N 546 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области", должна применяться с 01.01.2018, поскольку датой официального опубликования Постановления от 30.11.2016 N 546 является дата его опубликования на утвержденном указом Президента Российской Федерации официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) - 06.12.2016, получил надлежащую оценку суда первой инстанции и справедливо был отклонен.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен Кодексом, в части вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Тульской области от 30.11.2016 N 546 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области" постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Согласно п.п. 1,2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 N 61 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области" источниками официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области являются: газета "Тульские известия"; сетевое издание "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru; сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете "Тульские известия" и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru. Днем официального опубликования нормативных правовых актов правительства и органов исполнительной власти Тульской области является дата первой публикации их полных текстов в газете "Тульские известия" и (или) первое размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru.
Таким образом, наиболее ранняя из дат опубликования полного текста закона в газете "Тульские известия" и (или) первое размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru. и будет считаться днем официального опубликования.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось заявителем, Постановление правительства Тульской области от 30.11.2016 N 546 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области" опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru 30.11.2016.
В силу п.1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 21 постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Опубликование 30.11.2016 постановления правительства Тульской области от 30.11.2016 N 546 в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru обеспечило возможность неопределенному кругу лиц возможность ознакомиться с данным постановлением непосредственно в день его подписания.
Таким образом, постановление правительства Тульской области от 30.11.2016 N 546 вступило в силу 31.12.2016, соответственно, кадастровая стоимость земельного участка, установленная указанным постановлением, должна применяться при исчислении земельного налога начиная с 01.01.2017.
С учетом изложенного, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что применение обществом для исчисления земельного налога Постановления от 09.12.2013 N 740, является неправомерным, ввиду чего отклоняет соответствующий довод апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ суд первой инстанции справедливо счел обоснованным начисление налоговым органом пени и штрафа по ст. 122 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2018 по делу N А68-9041/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9041/2018
Истец: ООО ПСП "Кимовскгазстрой"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Тульской области