г. Саратов |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А12-33727/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (404414, Волгоградская область, Суровикинский район, г. Суровикино, ул. Орджоникидзе, д. 99, ИНН 3430032088, ОГРН 1023405964878)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 ноября 2018 года по делу N А12-33727/2018 (судья И.И. Маслова)
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, д. 214 "А")
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (404414, Волгоградская область, Суровикинский район, г. Суровикино, ул. Орджоникидзе, д. 99, ИНН 3430032088, ОГРН 1023405964878)
третьи лица: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советской Милиции, 7, ИНН 3015028798, ОГРН 1023000826672), Федеральное казённое учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области" (416344, Астраханская область, Камызякский район, г. Камызяк, ул. Ульянова, д. 8, ИНН 3005000320, ОГРН 1023000854480), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" в лице Астраханского филиала (344034, г. Ростов-на-Дону, Синявский переулок, 21 "В", ИНН 6163045256, ОГРН 1036163002490)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (далее - ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области, учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд привлек ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 19 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.02.2018 при проведении плановой выездной проверки в отношении Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области" (далее - ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области), по адресу: Астраханская область, г. Камызяк, ул. Ульянова д. 8, на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 22.12.2017 N 0007 установлено, что ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области 18.12.2017 осуществило централизованную поставку крупы ячменной ячневой N 1 для государственных нужд с центрального склада Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (далее - УФСИН России по Астраханской области) на основании контракта N 171732080123200000000000/123 от 03.04.2017 и накладной N 901 от 18.12.2017 в количестве 150 кг.
Государственный контракт N 171732080123200000000000/123 на поставку пищевой продукции для нужд уголовно-исполнительной системы от 03.04.2017 заключен УФСИН России по Астраханской области в целях обеспечения государственных нужд с ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области.
В соответствии с маркировочными ярлыками на упаковке изготовителем крупы - ячменной ячневой является ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области, адрес: 404414, Волгоградская область, Суровикинский район, г. Суровикино, ул. Орджоникидзе, 99. Ярлык также содержит следующие данные, характеризующие продукцию: наименование продукта - ячменная ячневая (первый сорт) без номера; обозначение стандарта или другой научно-технической документации на продукцию - ГОСТ 5784-60; масса нетто 25 кг; дата выработки - 11 дек.2017 г.; срок хранения - 12 месяцев; условия хранения - хранить в сухом месте; информацию о пищевой и энергетической ценности в 100 г продукта. Крупа ячменная ячневая согласно ГОСТ 5784-60 "Крупа ячменная. Технические условия" делится по номерам, а не сортам.
В соответствии с представленной ФКУ ЛИУ-7 УФСР1Н России по Астраханской области справкой об остатках круп на момент проверки 07.02.2018 в складском помещении по адресу: 416300, Астраханская область, г. Камызяк, ул. Ульянова, д. 8, находилось на хранении (обороте) крупы - ячменной ячневой с датой выработки 11.12.2017 с вызывающими сомнение показателями качества и безопасности в количестве 117, 238 кг.
В присутствии начальника отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области Умерова И.И., на основании должностной инструкции и приказа о назначении ответственного лица по организации, проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил от 05.02.2018 N 33, 07.02.2018 на складе по адресу: 416300, Астраханская область, г. Камызяк, ул. Ульянова, д. 8, произведен отбор крупы - ячменной ячневой от партии с датой выработки - 11.12.2017 в количестве 117, 238 кг, составлен акт отбора проб N 3 от 07.02.2018, проба направлена для подтверждения качества и безопасности в испытательную лабораторию Астраханского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
При проведении плановой выездной проверки ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области предоставили надлежащим образом заверенную копию декларации о соответствии на крупу ячменную: перловую, ячневую с датой регистрации 30.03.2017, сроком действия по 29.03.2020, выданной заявителю и изготовителю ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области для серийного выпуска крупы ячменной: перловой, ячневой, изготовленной в соответствии с ГОСТ 5784-60 "Крупа ячменная. Технические условия" и соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011) и Технического регламента ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.
По результатам проведенных испытаний в испытательной лаборатории Астраханского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и согласно протоколу испытаний от 12.02.2018 N 43АФ0555К: крупа - ячменная ячневая N 1 не соответствует требованиям ГОСТ 5784-60 ""Крупа ячменная. Технические условия" по следующим показателям качества: внешний вид (норматив - частицы дробленого ядра различной величины и формы, полностью освобожденные от цветковых пленок и частично от плодовых оболочек, факт. - не соответствует, присутствуют недробленые ядра ячменя), мучка (норматив - не более 0,40 %, факт. - 0,44 %).
Согласно перечню стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 021/2011, соблюдение ГОСТ 5784-60 "Крупа ячменная. Технические условия" обеспечивает соблюдение требований ТР ТС 021/2011.
Таким образом, Управлением сделан вывод о том, что ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области в нарушение пункта 1 статьи 5; пункта 1 статьи 7; пункта 1 статьи 10; статьи 22 ТР ТС 021/2011 изготовило и выпустило в обращение крупу - ячменную ячневую N 1, не соответствующую требованиям, установленным к ней ТР ТС 021/2011.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 0007 от 22.02.2018.
По факту выявленных нарушений 17.09.2018 Управлением в отношении ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области составлен протокол N 06/4-091-2859/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина учреждения в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 3 данного Закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами (статья 9 Федерального закона N 29-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 29-ФЗ изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (часть 1 статьи 22 Федерального закона N 29-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе целям: защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), объектами технического регулирования которого являются пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
На основании пункта 1 статьи 5 TP ТС 021/ 2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению, должна быть безопасной.
Согласно пункту 1 статьи 10 TP ТС 021/ 2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пунктом 2 статьи 22 TP ТС 021/ 2011 заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки 07.02.2018 на складе по адресу: 416300, Астраханская область, г. Камызяк, ул. Ульянова, д. 8, был произведен отбор крупы - ячменной ячневой от партии с датой выработки - 11.12.2017 в количестве 117, 238 кг, составлен акт отбора проб N 3 от 07.02.2018, проба направлена для подтверждения качества и безопасности в испытательную лабораторию Астраханского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
Согласно протоколу испытаний от 12.02.2018 N 43АФ0555К: крупа - ячменная ячневая N 1 не соответствует требованиям ГОСТ 5784-60 ""Крупа ячменная. Технические условия" по следующим показателям качества: внешний вид (норматив - частицы дробленого ядра различной величины и формы, полностью освобожденные от цветковых пленок и частично от плодовых оболочек, факт. - не соответствует, присутствуют недробленые ядра ячменя), мучка (норматив - не более 0,40 %, факт. - 0,44 %).
Таким образом, факт нарушения учреждением при производстве спорного товара требований пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 10, статьи 22 ТР ТС 021/2011 подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.09.2018 N 06/4-091-2859/2018.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Неполучение учреждением протокола испытаний от 12.02.2018 N 43АФ0555К и не направление на основании части 2 статьи 37 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" органом государственного контроля (надзора) в адрес изготовителя информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в течение 5 дней с момента получения такой информации, что, по мнению апеллянта, лишило ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области возможности на своевременную защиту своих прав, в том числе проведения независимой экспертизы, не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, учреждение было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1, л.д. 16-18, 23-24). В ответ на извещение учреждение письмом от 14.09.2018 просило рассмотреть дело об административном правонарушении без его участия и пояснило свою позицию по делу.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Таким образом, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области не было лишено возможностью ознакомиться с материалами дела, в том числе протоколом испытаний от 12.02.2018 N 43АФ0555К, а также заявить ходатайство о проведении независимой экспертизы.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорный товар соответствовал требованиям ТР ТС 021/2011, что подтверждается представленным учреждением протоколом лабораторных исследований НП "Фонд продовольственной безопасности" от 03.07.2017 N 1-5357/2017, судебной коллегией отклоняется, поскольку наличие протокола испытаний от 03.07.2017 N 1-5357/2017 не опровергает факт несоответствия крупы ячменной ячневой N 1 требованиям ГОСТ 5784-60 ""Крупа ячменная. Технические условия" по вышеуказанным показателям качества на момент проведения проверки, зафиксированного в протоколе испытаний Астраханского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" от 12.02.2018 N43АФ0555К.
Порядок привлечения учреждения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 ноября 2018 года по делу N А12-33727/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33727/2018
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 19 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Астраханский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области"