Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2019 г. N Ф10-331/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А64-970/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Капишниковой Т.И.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от Комитета градостроительства администрации города Тамбова: Ларина О.Ф. - представитель по доверенности N 25-110-800 от 17.09.2018;
от Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации: Ефремов А.М. - представитель по доверенности N 207.10.010.д.167 от 06.12.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Альфатранссервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфатранссервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2018 по делу N А64-970/2017 (судья Малина Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфатранссервис" (ОГРН 6829109900, ИНН 1156829002967) к Комитету градостроительства администрации города Тамбова (ОГРН 1096829001610, ИНН 6829054908), Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области (ОГРН 1176820004063, ИНН 6829131408) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тамбов-4, д. 10 б, выраженного в письме от 15.02.17 N 25-63-39, и обязании выдать разрешение на строительство,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфатранссервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Комитету градостроительства администрации города Тамбова (далее - Комитет, административный орган) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тамбов-4, д. 10 б, выраженного в письме от 15.02.17 N 25-63-39 и обязании выдать разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2017 отказ Комитета градостроительства администрации города Тамбова признан незаконным. На Комитет градостроительства администрации города Тамбова возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на строительство.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 решение Арбитражного суда Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.03.2018 решение Арбитражного суда Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе нового рассмотрения дела определением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2018 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета заявленных требований, Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2018 в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Альфатранссервис" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.10.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о нахождении земельного участка, на котором планировалось возведение многоквартирного жилого дома, в пределах приаэродромной территории. Так, в силу пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации N 138 приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако в генеральном плане города Тамбова, а также в каком-либо ином документе, содержащем схему территориального планирования города Тамбова, не отражено, что земельный участок адресу: г. Тамбов-4, д. 106 находится в приаэродромной территории аэродрома "Тамбов (Динарий)".
Кроме того, согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0312001:8135 категория земель: земли населенных пунктов. Какие либо обременения не отражены. В соответствии с письмом Министерства обороны РФ N 13414 от 08.05.2018 в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации аэродром "Тамбов (Динарий)" не значится. Сведения о приаэродромной территории аэродрома "Тамбов (Динарий)" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" также отсутствуют.
Более того, в соответствии со статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации Общество произвело инженерного-экологические изыскания для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тамбов, Тамбов-4, 106. Согласно выводам инженерно-экологических изысканий территория предполагаемого строительства по целевому назначению относится к землям поселений, экономически освоена, располагает всеми необходимыми коммуникациями для строительства, инженерно-геологические процессы, отрицательно влияющие на строительство и эксплуатацию проектируемого сооружения, отсутствуют.
В представленных суду апелляционной инстанции отзывах Комитет градостроительства администрации города Тамбова и Министерство обороны Российской Федерации возражают против доводов апелляционной жалобы Общества, указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого электронного аукциона ООО "Альфатранссервис" предоставлен в аренду земельный участок площадью 3400 кв.м. с кадастровым номером: 68:29:03 12001:8135 для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома, находящийся по адресу: г. Тамбов-4, д. 10-Б (договор аренды N 150 от 16.05.2015).
07.10.2016 ООО "Альфатранссервис" получено положительное заключение экспертизы проектной документации N 68-2-1-2-0021-16 в отношении объекта потального строительства: многоэтажный многоквартирный жилой дом по адресу: г. Тамбов-4, д. 106 (т. 1 л.д.13-43).
10.02.2017 ООО "Альфатранссервис" обратилось в администрацию города Тамбова заявлением о выдаче разрешения на строительство в отношении многоэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Тамбов-4, д. 106, с приложением документов согласно описи (т. 4 л.д.163).
Письмом N 25-63-39 от 15.02.2017 Комитет градостроительства администрации города Тамбова отказал ООО "Альфатранссервис" в выдаче запрашиваемого разрешения на строительство. В обосновании отказа Комитет градостроительства администрации города Тамбова указал, что проектная документация не содержит документов, подтверждающих согласование с Комитетом архитектуры администрации города Тамбова, использования земельного участка для выполнения работ по благоустройству прилегающей территории. Кроме того, Комитет градостроительства администрации города Тамбова указал, что стройгенплан, приложенный к проектной документации, не содержит сведений об установке сплошного металлического ограждения со стороны детского сада.
Не согласившись с отказом в выдаче разрешения на строительство, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2017, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017, требования общества удовлетворены. Суды к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку проект предусматривал ограждение со стороны детского сада, согласование с Комитетом архитектуры администрации города Тамбова, использования земельного участка для выполнения работ по благоустройству прилегающей территории не могло быть получено обществом до выдачи разрешения на строительство, поскольку благоустройство затрагивает иные земельные участки. Дополнительно заявленный администрацией довод о строительстве в приаэродромной территории оценен судами как недоказанный.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость установить находится ли земельный участок общества в приаэродромной территории или нет с учетом позиции уполномоченного федерального органа, осуществляющего полномочия собственника по использованию военного аэродрома (полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся в ведении вооруженных сил, осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации), проверить наличие описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости, получить и оценить схему территориального планирования Тамбовской области на предмет установления и характеристики зоны с особыми условиями использования территорий в отношении аэродрома, карту схему полос воздушных подходов на аэродром, санитарнозащитную полосу зон аэродрома, зон санитарных разрывов аэродрома, наличие сведений о приаэродромной территории в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в настоящее время. На основании полученных доказательств установить обстоятельство нахождения или не нахождения земельного участка общества в приаэродромной полосе, в том числе в какой зоне ограничения строительства будет располагаться планируемый объект. Кроме того, суду следовало проверить наличие у Общества положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения строительства жилого дома требованиям законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
При направлении дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции дал обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, указания.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Повторно рассмотрев дело, оценив установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание обязательные указания арбитражного суда кассационной инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, находит выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из оспариваемого решения, первым основанием отказа в выдаче разрешения на строительство послужило не представление документов, подтверждающих согласование с Комитетом архитектуры администрации города Тамбова, использования земельного участка для выполнения работ по благоустройству прилегающей территории.
Вместе с тем, обязательное согласование с Комитетом архитектуры земельного участка о выделении земельного участка для выполнения работ по благоустройству прилегающей территории для устройства автостоянки, посадки деревьев лиственных пород не предусмотрено частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Кроме того, судом установлено, что 14.12.2016 ООО "Альфатранссервис" обращалось в Комитет архитектуры, развития и реконструкции о разрешении на использование земельных участков площадью 1039 кв.м. и площадью 257 кв.м. для благоустройства в районе Тамбов-4, 10- Б, однако Обществу было отказано по причине того, что рассмотрение данного вопроса будет возможным только после получения разрешения на строительство многоэтажного квартирного дома по адресу : Тамбов-4, 10Б, что нашло свое отражение в письме комитета от 16.01.2017.
В связи с чем отсутствие в проектной документации документов, подтверждающих согласование с Комитетом архитектуры администрации города Тамбова использования земельного участка для выполнения работ по благоустройству прилегающей территории не могло служить законным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Вторым основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило отсутствие в разделе 6 "Проект организации строительства" стройгенплана предусмотренного металлического ограждения со стороны детского сада.
Однако указанное обстоятельство опровергается представленными в материалы дела доказательствами. В частности в разделе 6 "Проект организации строительства" (т. 3, л.д 39) приложен ситуационный план проектируемого объекта, согласно которому предусмотрено временное ограждение с козырьком по всему периметру строительства. в том числе со стороны детского сада.
Кроме того, в пункте 3.3.5 Положительного заключения экспертизы N 68-2-1-2-0021-16 отражено, что строительная площадка ограждается по границе опасной зоны и за ее пределами временным инвентарным забором с козырьком и тротуаром h = 2 м., что также подтверждает наличие изначально данного ограждения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что Комитетом градостроительства Администрации города Тамбова не представлено доказательств правомерности отказа в продлении разрешения на строительство, положенных в основу оспариваемого ненормативного акта.
Вместе с тем, учитывая положения ст.ст.198, 200 АПК РФ, а также указания суда кассационной инстанции, суд первой инстанции установил, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство не затрагивает действительное право Общества на осуществление строительства.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации владелец земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Соответствующее государственное регулирование направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлены правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 5 ВК РФ определяет, что воздушное законодательство регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 ВК РФ (в редакции, действовавшей на момент Обращения Общества за выдачей разрешения на строительство и на момент принятия оспариваемого ненормативного акта) проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
В силу статьи 47 ВК РФ размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Указанные требования установлены не в защиту гражданско-правовых интересов собственников аэродромов по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им объектами, а преследуют публично- правовые цели обеспечения безопасности воздушного движения и сохранения здоровья граждан, проживающих или работающих в зоне, связанной с осуществлением полетов.
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Правила N 138), действующими в период возникновения спорных правоотношений предусмотрен порядок согласования строительства объектов в целях безопасности воздушного движения, а также основания отказа в размещении объектов.
На основании пункта 58 Правил N 138 для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным авиационного начальника аэродрома.
Соответствующие согласования и разрешения на строительство объектов в районе аэродрома и на приаэродромной территории должны быть получены от старшего авиационного начальника аэродрома.
Согласно пункту 1 Правил N 138 под старшим авиационным начальником аэродрома понимается должностное лицо, наделенное правами и обязанностями, определенными воздушным законодательством Российской Федерации. Для аэродромов гражданской авиации старшим авиационным начальником является руководитель организации - главного оператора аэропорта (аэроузла, вертодрома и посадочной площадки гражданской авиации), а для аэродромов совместного базирования - должностное лицо, назначенное уполномоченным органом, в ведении которого находится такой аэродром.
Под главным оператором аэропорта понимается держатель сертификата аэропорта - хозяйствующий субъект из числа операторов аэропорта, владеющий сертификатом соответствия (годности) аэропорта (постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599, приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 N 82).
Согласованию подлежит размещение: а) объектов в границах полос воздушных подходов к аэродрому, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома; б) объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома; в) линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств независимо от места их размещения; г) взрывоопасных объектов независимо от места их размещения; д) факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени) независимо от места их размещения; е) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов независимо от места размещения этих предприятий и сооружений.
Размещение объектов вне районов аэродромов, если их истинная высота превышает 50 м, подлежит согласованию с командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), который несет ответственность за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, где планируется размещение этих объектов.
Таким образом, в на момент обращения Общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство и отказа в выдаче указанного разрешения какая-либо хозяйственная деятельность, в том числе строительство объектов допускалось только по согласованию с собственником аэродрома (с учетом решения Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2014 N АКПИ13-1080).
Как установлено судом первой инстанции земельный участок, на котором предполагается строительство жилого дома, в отношении которого Обществу отказано в выдаче разрешения на строительство расположен в границах приаэродромной территории аэродрома Тамбов (Динарий).
Также из материалов дела следует, что в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации аэродром Тамбов (Динарий) не значится, вместе с тем строительство жилого дома попадает в границу приаэродромной территории государственного аэродрома Тамбов (письмо Министерства обороны от 05.08.2018 N 141/13414- т. 6 л.д.118-119).
Департамент имущественных отношений Министерства обороны письмом от 10.08.2018 N 141/24467 указал, что в соответствии с Поручением правительства РФ от 29.01.2018 N ДК-П9- и от 21.04.2018 N ДК-П9-2331-427 в случае отсутствия опубликованных в соответствии с Федеральным законом карт (схем) полос воздушных подходов аэродрома согласование объектов строительства обеспечивается в границах тридцатикилометровой зоны от центральной точки аэродрома (т. 8 л.д.145).
Согласно ответу войсковой части 77977 ВКС МО РФ на запрос суда относительно координат контрольной точки аэродрома Тамбов "Динарий" испрашиваемый для строительства земельный участок находится в границах тридцатикилометровой зоны от центральной точки аэродрома.
В связи с чем Обществу необходимо получение согласования строительства многоэтажного многоквартирного дома с собственником аэродрома.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 N 110 полномочия собственника по управлению распоряжению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
На момент подачи заявления, на момент рассмотрения дела судами ООО "Альфатранссервис" не обращалось в Департамент для согласования указанного строительства. Департамент в письме N 141/12424 от 08.05.2018 сообщил о том, что согласование строительства жилого дома на приаэродромной территории им не выдавалось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции также выполнены указания суда кассационной инстанции относительно проверки соблюдения в рассматриваемом случае требований Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно защитной зоны".
Указанным законом внесены изменения в том числе в Воздушный кодекс РФ.
Так, в частности, статья 46 ВК РФ признана утратившей силу, статья 47 ВК РФ изложена в новой редакции, устанавливающей порядок установления приаэродромных территорий, а также градацию ограничений и запретов на использование земельных участков и ведения хозяйственной деятельности в границах приаэродромных территорий (установление соответствующих подзон).
Во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 были утверждены Правила установления приаэродромной территории, при этом указанным постановлением Правительства РФ пункты 58-60 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (Правила 138) признаны утратившими силу.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в Единый государственный реестр недвижимости. Опубликование указанных сведений осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п. 1 ст. 4).
До дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на 1 января 2016 года указанного в части 1 настоящей статьи описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости. Указанные карты (схемы) подлежат согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия описания местоположения границ полос воздушных подходов на аэродромах, описания местоположения границ санитарно-защитных зон аэродромов и ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в таких границах установленным требованиям). Согласование указанных карт (схем) или отказ в их согласовании подлежит представлению в указанные федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проектов указанных карт (схем). В случае непредставления согласования указанных карт (схем) или непредставления отказа в их согласовании в установленный срок указанные карты (схемы) считаются согласованными. Порядок разрешения разногласий, возникающих статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:
1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации;
2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;
3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проектов указанных карт (схем), утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4).
До установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти (пункты 3, 4 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что на момент его рассмотрения, указанные в статье 4 Федерального закона N 135- ФЗ сведения, описание местоположения границ приаэродромной территории аэродрома Тамбов (Динарий), карты-схемы не размещены, в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Приаэродромная территория аэродрома Тамбов (Динарий) в соответствии с постановлением Правительства от 02.12.2017 N 1460 не установлена, что подтверждается в том числе представленными в материалы дела письмами Министерства обороны, а соответственно и не установлены подзоны согласно новой редакции статьи 47 ВК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в в том числе в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Поскольку установленные до вступления в силу Федерального закона N 135-ФЗ ограничения на строительство на приаэродромной территории (в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома) в соответствии со статьями 46, 47 ВК РФ (в редакции, действовавшей до Федерального закона N 135-ФЗ) и Правилами 138 устанавливались в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, то в соответствии с действующим в настоящее время нормативным регулированием строительство жилого дома в радиусе 30 км. от контрольной точки аэродрома Тамбов (Динарий), находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации также подлежит согласованию с уполномоченными Министерством обороны РФ лицами
Решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 07.11.2017 ответственным за согласование строительства в пределах приаэродромных территорий аэродромов государственной авиации определены войсковые части, командиры которых являются старшими авиационными начальниками аэродромов.
Соответствующего разрешения уполномоченным старшим авиационным начальником аэродрома Тамбов Обществу также не выдавалось.
Судом первой инстанции также учтено, что согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденным постановлением Главного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (пункт 2.2. Приложения) участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, а также должен находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
В рассматриваемом случае судом установлено, что планируемый к строительству земельный участок находится в непосредственной близости к взлетно-посадочной полосе аэродрома.
Согласно письму Департамента имущественных отношений от 19.10.2017 (т. 6 л.д. 113) планируемый к строительству многоэтажный многоквартирный дом располагается в зоне, не соответствующей требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирущего излучения, физических факторов в соответствии с санитарным законодательством.
Положительного санитарного-эпидимеологического заключения Роспотребнадзора у Общества также не имеется, что установлено судом первой инстанции.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. Доводы жалобы Общества основаны на ошибочном толковании норм материального права, ввиду чего подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного Тамбовской области от 12.10.2018 по настоящему делу следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы - общество с ограниченной ответственностью "Альфатранссервис".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2018 по делу N А64-970/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфатранссервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-970/2017
Истец: ООО "Альфатранссервис" ООО "АТС"
Ответчик: Комитет градостроительства администрации г.Тамбова, Комитет градостроительства Администрации города Тамбова
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-331/18
22.01.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7671/17
15.10.2018 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-970/17
23.03.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-331/18
21.12.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7671/17
22.09.2017 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-970/17