Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 апреля 2019 г. N Ф03-1207/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А51-15508/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента финансов Приморского края, Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-9760/2018, 05АП-9844/2018
на решение от 13.11.2018
судьи В.В. Краснова
по заявлению Администрации Дальнегорского городского округа (ИНН 2505003208, ОГРН 1022500615587), Финансового управления администрации Дальнегорского городского округа Приморского края (ИНН 2505003840, ОГРН 1022500615422)
к Департаменту финансов Приморского края (ИНН 2540036171, ОГРН 1022502269360), Управлению Федерального Казначейства по Приморскому краю (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501312041), Департаменту государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края (ИНН 2540201724, ОГРН 1142540003858)
о признании незаконными уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направленное департаментом госпрограмм и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края в адрес департамента финансов Приморского края от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017 на сумму 4 662 930 руб., приказов департамента финансов Приморского края от 23.01.2018 N 8, N 9 "О применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ", действий Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю по взысканию денежных средств в размере 4 662 930 руб. из бюджета Дальнегорского городского округа в бюджет Приморского края и обязании возвратить денежные средства,
при участии:
от Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю: Фаузель О.Э., доверенность N 18-42/71 от 22.10.2018, сроком до 30.03.2019 года, служебное удостоверение,
от Департамента финансов Приморского края: Пак А.И., доверенность N 28/01-28-1/2584 от 22.08.2017, сроком на 3 года, служебное удостоверение,
от Администрации Дальнегорского городского округа: Колесова И.В., доверенность N 12 от 22.01.2019, сроком до 31.12.2019 года, паспорт; Столярова Ю.В., распоряжение от 01.12.2010, паспорт,
от Финансового управления администрации Дальнегорского городского округа Приморского края: Колесова И.В., доверенность N 30 от 22.01.2019, сроком до 31.12.2019 года, паспорт.
от Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дальнегорского городского округа и Финансовое управление администрации Дальнегорского городского округа Приморского края обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными:
- уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направленное Департаментом государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края в адрес Департамента финансов Приморского края от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017 на сумму 4 662 930 руб.,
- приказов Департамента финансов Приморского края от 23.01.2018 N 8, N 9 "О применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ",
- действий Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю по взысканию денежных средств в размере 4 662 930 руб. из бюджета Дальнегорского городского округа в бюджет Приморского края и обязании возвратить денежные средства.
Решением от 13.11.2018 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю и Департамент финансов Приморского края обжаловали его в порядке апелляционного производства.
Департамент финансов Приморского края в обоснование своей апелляционной жалобы ссылается на то, что приказы от 23.01.2018 N 8, N 9 "О применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ" были приняты в рамках действующего нормативно-правового регулирования на основании уведомления Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края о применении бюджетных мер принуждения и их отмена возможна только в случае принятия соответствующего решения органом, обладающим полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю.
Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю в апелляционной жалобы ссылается на то, что на момент перечисления им денежных средств из бюджета Дальнегорского городского округа в бюджет Приморского края приказы Департамента финансов Приморского края не были оспорены в судебном порядке и признаны незаконными, как не было признано незаконным и представление Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от 09.11.2017 N 8/16-ВП/2017, соответственно, действия УФК по Приморскому краю являлись законными и обоснованными. Судебный акт не содержит ссылки на нормы права, которые были нарушены Управлением.
Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю не было участником дела N А51-28960/2017, в связи с чем преюдиция к действиям УФК не применима.
Суд в решении не обосновал мотивы, по которым удовлетворил ходатайство заявителей о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, между тем препятствий по обращению в суд в пределах трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имелось.
Так же, по мнению УФК по Приморскому краю, уведомление о применении бюджетных мер принуждения не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как не содержит конкретных мер принуждения в отношении заявителей, не влечет для них неблагоприятные юридические последствия, то есть не нарушает их гражданские права и охраняемые законом интересы, в связи с чем производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, УФК по Приморскому краю не согласно с решением суда в части обязания возвратить в бюджет Дальнегорского городского округа денежные средства в размере 4 662 930 руб., поскольку Управление является органом, который осуществляет кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем не имеет полномочий самостоятельно проводить операции со средствами бюджетов. Возврат денежных средств в бюджет Дальнегорского городского округа возможен только при наличии предоставленных Департаментом финансов Приморского края соответствующих платежных документов на возврат.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Департамента финансов Приморского края и Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Администрация Дальнегорского городского округа и Финансовое управление администрации Дальнегорского городского округа Приморского края против доводов апелляционных жалоб возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах Администрация Дальнегорского городского округа.
Департамент государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своего представителя в судебное заседание не направил, письменный отзыв не представил.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие представителя Департамента госпрограмм и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил.
На основании приказа от 11.09.2017 N 59/45пр Департаментом государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края проведена внеплановая камеральная проверка деятельности Управления образования администрации Дальнегорского городского округа на предмет расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края.
По результатам проверки составлен акт от 16.10.2017, согласно которому сделан вывод о нарушении Управлением образования статей 38, 158, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также о допущении Управлением образования нецелевого использования средств краевого бюджета в общей сумме 4 662 930 руб., направленных на оплату труда работников (заведующего хозяйством, лаборанта), не осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
На основании акта от 16.10.2017 Департаментом государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края Управлению образования внесено представление от 09.11.2017 N 8/16-ВП/2017, а в Департамент финансов Приморского края направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017 в виде взыскания средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению, в сумме 4 662 930 руб. в бесспорном порядке.
На основании данного уведомления о применении бюджетных мер принуждения Департаментом финансов Приморского края изданы приказы от 23.01.2018 N 8, 9 "О применении бюджетных мер принуждения к Муниципальному образованию Дальнегорский городской округ", в частности о взыскании из бюджета Дальнегорского городского округа в доход краевого бюджета денежных сумм в размере 1 684 520 руб. и 2 978 410 руб. соответственно (всего в сумме 4 662 930 руб.), а Управлением федерального казначейства по Приморскому краю данные средства взысканы за период с 29.01.2018 по 31.01.2018 с лицевого счета бюджета Дальнегорского городского округа.
Управление образования администрации Дальнегорского городского округа, не согласившись с выводами Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края о нецелевом использовании средств в сумме 4 662 930 руб., обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным представления от 09.11.2017 N 8/16-ВП/2017.
Решением арбитражного суда Приморского края от 07.03.2018 по делу N А51-28960/2017 представление Департамента госпрограмм и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от 09.11.2017 N 8/16-ВII2017 признано незаконным.
07.06.2018 Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края направила письмо N 337-Фин в Департамент финансов Приморского края с просьбой о возврате денежных средств в сумме 4 662 930 руб.
Письмом от 26.06.2018 N 28-08-02-333/2144 Департамент финансов Приморского края отказал в возврате денежных средств, сославшись на отсутствие законных оснований, а именно, что Департаментом госпрограмм и внутреннего государственного финансового контроля не принято решение о возврате указанных средств.
Посчитав, что Департамент госпрограмм и внутреннего государственного финансового контроля незаконно направил уведомление о применении бюджетных мер принуждения (от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017), Департамент финансов Приморского края незаконно применил к бюджету Дальнегорского городского округа бюджетную меру принуждения в виде бесспорного взыскания средств в размере 4 662 930 руб., а Управление Федерального казначейства по Приморскому краю незаконно взыскало указанную сумму с Финансового управления администрации Дальнегорского городского округа и перечислило в краевой бюджет, Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края и Финансовое управление администрации Дальнегорского городского округа Приморского края обратились в суд с настоящим заявлением.
При этом, при подаче заявления Администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края и Финансовым управлением администрации Дальнегорского городского округа Приморского края было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи настоящего заявления.
Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство заявителей, восстановил срок на обжалование и, рассмотрев заявленные требования по существу, признал их обоснованными и подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А51-28960/2017, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признано незаконным представление Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от 09.11.2017 N 8/16-ВП/2017 и установлено отсутствие нецелевого использования денежных средств в размере 4 662 930 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителей апелляционных жалоб, возражения сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда на основании следующего.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как установлено статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В силу статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются в том числе следующие бюджетные меры принуждения: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса. (часть 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля утвержден Постановлением Администрации Приморского края от 11.08.2014 N 304-па, пунктом 3.9.4 которого предусмотрено, что при установлении по результатам проведения контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации директор Департамента направляет уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения.
Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в департамент финансов Приморского края в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок и содержит основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
В свою очередь Приказом Департамента финансов Приморского края от 06.03.2014 N 19 утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 2 указанного Порядка меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30-ти календарных дней после получения департаментом финансов уведомления о применении мер принуждения органа государственного финансового контроля.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 19 решение о применении меры принуждения принимается департаментом финансов в форме приказа на основании уведомления в течение 10-ти календарных дней со дня его получения.
В отношении реализации такой меры принуждения как бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из краевого бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, применение мер принуждения осуществляется Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю (пункт 5 Порядка), что корреспондирует с положениями части 2 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, предусмотрено, что территориальный орган Федерального казначейства в срок не превышающий трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения решения о взыскании осуществляет перечисление взысканных сумм в бюджет субъекта Российской Федерации в пределах сумм поступлений текущего операционного дня, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, указанного в решении о взыскании. В случае недостаточности поступлений текущего операционного дня взыскание осуществляется в последующие операционные дни в пределах сумм поступлений до полного исполнения решения о взыскании.
Анализ указанных норм права позволяет прийти к выводу, что вопрос о правомерности действий по взысканию денежных средств, предоставленных из краевого бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, находится во взаимосвязи с вопросом о том имело ли место нарушение объектом контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и повлекло ни оно нецелевое использование бюджетных средств.
Как установлено судом, оспариваемые уведомление Департамента госпрограмм и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017 о применении бюджетных мер принуждения, приказы Департамента финансов Приморского края от 23.01.2018 N 8, N 9 "О применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ", действия Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю по взысканию денежных средств в размере 4 662 930 руб. из бюджета Дальнегорского городского округа в бюджет Приморского края являются опосредованными, так как были приняты и совершены на основании вынесенного по результатам внеплановой камеральной проверки представления N 8/16-ВП/2017 от 09.11.2017.
Между тем, решением Арбитражного суда Приморского края от 07.03.2018 по делу N А51-28960/2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 и постановлением арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.08.2018, установлено, что выделенная из краевого бюджета субвенция в сумме 4 662 930 руб. правомерно направлена Управлением образования Администрации Дальнегорского городского округа на оплату труда заведующего хозяйством и лаборанта, в связи с чем суды пришли к выводу о незаконности представления Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от 09.11.2017 N8/16-ВП/2017.
Данный факт в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию в рамках настоящего дела.
Принимая во внимание, что первичный ненормативный акт признан в судебном порядке незаконным, соответственно, и все последующие принятые в его исполнение ненормативные акты и совершенные действия также подлежат признанию незаконными.
При этом, то обстоятельство, что и уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017, и приказы Департамента финансов от 23.01.2018 N 8 и 9, и действия УФК по Приморскому краю по фактическому взысканию денежных средств в размере 4 662 930 руб. с лицевого счета бюджета Дальнегорского городского округа были совершены до признания представления от 09.11.2017 N8/16-ВП/2017 незаконным в судебном порядке, не свидетельствует о том, что они являются правомерными и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Судебными актами по делу N А51-28960/2017 доказано, что нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, выраженного в нецелевом использовании бюджетных средств в размере 4 662 930 руб. со стороны Управления образования Администрации Дальнегорского городского округа не допущено.
Соответственно, правовые основания для применения бюджетных мер принуждения, выраженных в бесспорном взыскании денежных средств в размере 4 662 930 руб., отсутствовали.
Материалами дела подтверждается, что Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края обращалась в Департамент финансов Приморского края (письмо от 07.06.2018 N 337-Фин) с просьбой о возврате спорных денежных средств в размере 4 662 930 руб., между тем, письмом от 26.06.2018 N 28-08-02-333/2144 Департамент финансов Приморского края ответил отказом, сославшись на письмо Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от 14.06.2018 N 28-08-02/316, которым последний сообщал о намерении обжаловать судебный акт в Арбитражный суд Дальневосточного округа.
При этом, решение Арбитражного суда Приморского края от 07.03.2018 по делу N А51-28960/2017 уже вступило в законную силу на основании статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием постановления Пятым арбитражным апелляционным судом от 14.05.2018.
Несмотря на это взысканные с лицевого счета бюджета Дальнегорского городского округа денежные средства в размере 4 662 930 руб. не были возвращены ни на момент обращения заявителей в суд с настоящим заявлением, ни при рассмотрении дела и принятия судом первой инстанции решения, как не представлены и доказательства восстановления нарушенных прав заявителей и при рассмотрении дела в апелляционной инстанции.
Доводы апелляционных жалоб о том, что ни Департамент финансов Приморского края, ни Управление федерального казначейства по Приморскому краю не обладают полномочиями самостоятельно в отсутствие соответствующего распоряжения Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края произвести возврат денежных средств в бюджет Дальнегорского городского округа, коллегией отклоняются.
Так, в силу пункта 3.9.5 Порядка осуществления внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 11.08.2014 N 304-па, отмена представлений и предписаний Департамента осуществляется в судебном порядке, а также директором Департамента по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно требованиям пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения (действия) незаконным и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, Управление федерального казначейства по Приморскому краю, обладая в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными полномочиями по осуществлению бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, не лишено возможности возвратить в бюджет Дальнегорского городского округа денежные средства в размере 4 662 930 руб. на основании судебного акта.
Коллегия отклоняет как несостоятельный довод Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю о том, что уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017 не является ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Оспариваемым уведомлением о применении бюджетных мер принуждения предлагается взыскать со счета Финансового управления Администрации Дальнегорского городского округа средства краевого бюджета, использованные не по целевому назначению, в сумме 4 662 930 руб. Указанное уведомление подписано директором департамента и направлено в Департамент финансов для исполнения.
Следовательно, спорное уведомление носит властно-распорядительный характер и влечет для объектов контроля, в частности Администрации Дальнегорского городского округа и Финансового управления Дальнегорского городского округа, неблагоприятные последствия в виде применения бюджетных мер принуждения, выраженных во взыскании с лицевого счета бюджета Дальнегорского городского округа денежных средств, в связи с чем является ненормативным актом, спор о признании которого незаконным подведомствен арбитражному суду.
При изложенных обстоятельствах коллегия не усматривает оснований для прекращения производства по делу.
Не принимается во внимание и довод Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю об отсутствии правовых оснований для восстановления заявителям срока на обращение в суд.
Так, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В пункте 2.2. Определения Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 N 1908-О указано, что по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта (действий) в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока - ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 N 271-О-О, положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено на защиту конституционных прав граждан и юридических лиц и не предполагает произвольного ее применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.
В соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленного порядка.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока должно не только указать причины его пропуска, но и в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.
Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается при рассмотрении ходатайства заявителя с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что с настоящим заявлением Администрация Дальнегорского городского округа и Финансовое управление администрации Дальнегорского городского округа Приморского края обратились в арбитражный суд 19.07.2018, то есть по истечении 3-х месячного срока со дня принятия оспариваемых ненормативных актов и действий УФК по Приморскому краю по списанию денежных средств.
При этом, заявителями 11.09.2018 было направлено в суд ходатайство о восстановлении срока, мотивированное тем, что ни уведомление Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края о применении бюджетных мер принуждения, ни приказы Департамента финансов Приморского края от 23.01.2018 N 8, N 9 "О применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ" в их адрес не направлялись, о нарушении своих прав они узнали только при списании в период с 29.01.2018 по 31.01.2018 Управлением Федерального Казначейства по Приморскому краю денежных средств в размере 4 662 930 руб. При этом, ими предпринимались меры по обжалованию в судебном порядке представления N 8/16-ВП/2017 от 09.11.2017. По вступлении в законную силу решения суда Администрация обратилась в Департамент финансов с заявлением о возврате, однако письмом от 26.06.2018 было отказано.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство о восстановлении срока с учетом положений, изложенных в статьях 117, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что причины пропуска срока на обжалование являются уважительными и восстановил срок на обращение в суд.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для восстановления пропущенного срока.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права коллегией не установлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2018 по делу N А51-15508/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15508/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ДАЛЬНЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ДАЛЬНЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ И ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, Департамент финансов Приморского края, Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1207/19
03.04.2019 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9760/18
29.01.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9760/18
13.11.2018 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15508/18