Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2019 г. N Ф08-3606/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А20-2068/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сарибековой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Местная администрация городского округа Нальчик" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.11.2018 по делу N А20-2068/2018 (судья Шокумов Ю.Ж.) по заявлению индивидуального предпринимателя Амшокова Эдуарда Иналовича (ОГРН 318072600000480, ИНН 071401759271) о признании недействительным отказа муниципального казенного учреждения "Управление земельных отношений" местной администрации городского округа Нальчик (ОГРН 1150725001570, ИНН 0725017442), изложенного в письме от 03.04.2018 и обязании устранить нарушения, заинтересованные лица: муниципальное казенное учреждение "Управление земельных отношений местной администрации г.о. Нальчик", муниципальное казенное учреждение "Местная администрация городского округа Нальчик", третье лицо Амшокова Лидия Абизаровна, при участии в судебном заседании: от Амшоковой Л.А. и Амшокова Э.И. - Кужева А.Ш., доверенность от 27.07.2018; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Амшоков Эдуард Иналович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным отказа Муниципального казенного учреждения "Управление земельных отношений" местной администрации городского округа Нальчик, изложенного в письме от 03.04.2018 и обязании устранить нарушения в виде обязания принять решение о заключении договора купли-продажи, подготовить и направить проекта договора в адрес заявителя (требования с учетом уточнений от 24.09.2018).
В качестве заинтересованных лиц, к участию в деле привлечены: муниципальное казенное учреждение "Управление земельных отношений местной администрации г.о. Нальчик" и муниципальное казенное учреждение "Местная администрация городского округа Нальчик".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена супруга заявителя Амшокова Лидия Абизаровна.
Решением от 05.11.2018 суд признал недействительным отказ муниципального казенного учреждения "Управление земельных отношений" местной администрации городского округа Нальчик, изложенный в письме от 03.04.2018 N А-1323, как противоречащий положениям статьи 39.20 Земельного кодекса РФ. Обязал муниципальное казенное учреждение "Местная администрация городского округа Нальчик" и муниципальное казенное учреждение "Управление земельных отношений" местной администрации городского округа Нальчик подготовить проект договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:09:0103037:65, площадью 8 662 кв.м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Лесная, 82а в трех экземплярах, подписать их и направить для подписания предпринимателю.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что земельные участки сельхозназначения на территории республики не подлежат приватизации в силу моратория.
В судебном заседании представитель Амшоковой Л.А. и Амшокова Э.И. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании договоров купли-продажи от 12.09.2005 Амшоков Э.И. и Амшокова Л.А. приобрели в совместную собственность здания тарного цеха площадью 125,8 кв.м литер А и площадью 899,3 кв.м литер Б, расположенные по адресу г. Нальчик, ул. Лесная, 82а на отдельно стоящем земельном участке.
В связи с приобретением объектов недвижимости, земельный участок под ними площадью 8662 кв.м на основании постановления главы администрации г. Нальчик N 1506 от 07.11.2005 изъят у МУСХП "Нальчикское" с его согласия и предоставлен Амшоковой Л.А. в аренду сроком на 7 лет для ведения фермерского хозяйства.
Между Департаментом по управлению городским имуществом (правопредшественник Управления земельных отношений администрации г.о. Нальчик) и Амшоковой Л.А. заключен договор аренды от 20.12.2005 N 991-АЗ земельного участка сельхозназначения площадью 8 662 кв.м. с кадастровым номером 07:09:010337:0065 сроком до 06.11.2012. Договор прошел государственную регистрацию в ЕГРП 14.02.2005.
В связи с истечением срока действия договора и на основании постановления администрации от 29.05.2013 N 1142 между Департаментом по управлению городским имуществом и Амшоковой Л.А. заключено дополнительное соглашение от 29.05.2013 о продлении срока действия договора аренды до 28.05.2020 года. Дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП 18.02.2015.
Амшоков Э.И. обратился в адрес администрации с заявлением от 17.01.2018 о предоставлении спорного земельного участка в собственность с приложением документов на 17 листах в соответствии с приказом Минэкономразвития от 12.01.2015.
В последующем Амшоков Э.И. и Амшокова Л.А. обратились совестно с заявлениями от 20.03.2018 о предоставлении земельного участка в собственность, что подтверждается заявлениями с отметками о получении администрацией и сторонами не оспаривается. К заявлениям приложены все необходимые документы в соответствии с приказом Минэкономразвития от 12.01.2015 N 1.
Письмом от 03.04.2018 N А-1223 МКУ "Управление земельных отношений" ответило отказом, сославшись на положения закона КБР от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельхозназначения в КБР" о запрете приватизации земель сельхозназначения на 49 лет. Кроме этого, отказ содержит ссылку на несоответствие площадей объектов капитального строительства и построек без оформления правоустанавливающих документов.
Не согласившись с отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Кодекса основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункты 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется данным Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В то же время как правильно указал суд первой инстанции, названный Федеральный закон не распространяет свое действие на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями; оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом (пункт 7 статьи 27 Земельного кодекса, абзац второй пункта 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Аналогичные положения содержит и Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ (ред. от 08.12.2017) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (принят Парламентом КБР 08.07.2004), в соответствии с частью 2 статьи 1 которого, действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, образование участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статей 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Из материалов дела следует, что на земельном участке площадью 8662 кв.м с кадастровым номером 07:09:0103037:65 по адресу г. Нальчик, ул. Лесная, 82а расположены объекты, составляющие комплекс строений и сооружений фермы акселерационного кролиководства, а именно: административное здание, созданное в результате капитального ремонта и реконструкции бывшего здания тарного цеха (литер Б) с разделением объекта на административный блок, включающий здание с бытовыми помещениями, котельной, лабораторией, бухгалтерией и помещениями предпродажной подготовки товара, другая часть предназначена для размещения клеток для содержания маточного поголовья кроликов; цех по изготовлению клеток из бывшего здания тарного цеха с ремонтом и заменой крыши (литер А); навес маточного поголовья (литер Г1); площадка для переработки навоза (литер Г2); склад хранения сухих кормов (литер Г3) в виде навеса; навес заготовки сухих кормов (комбикорма), литер Г4) хозяйственный резервуар (литер Г5) в виде металлической цистерны для воды; пожарный резервуар (литер Г6) в виде металлической цистерны для воды; беседка (литер Г7) в зоне отдыха на свободной от строений территории; в центральной части участка ведется подготовка к строительству производственного цеха откорма кроликов в виде навеса с модульным покрытием облегченных конструкций. Откорм поголовья планируется с клеточным содержанием, использованием клеток системы "Панкроль", с бункерными кормушками и трубной подачей воды с ниппельными поилками.
Территория всего земельного участка огорожена каменным забором с ленточным бетонным фундаментом, въездные ворота металлические, часть ограждения образуется наружными стенами строений и сооружений, что исключает доступ посторонних лиц и животных.
Указанное подтверждается схемой планировочной организации земельного участка с указанием расположенных на ней объектов и строений. Из данной схемы следует, что весь земельный участок по периметру застроен основными строениями (литеры А и Б) и вспомогательными сооружениями (навесы), что подтверждается также приобщенными к материалам дела фотографиями.
Площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь земельных участков занятых строениями и сооружениями, однако исходя из вида деятельности фермерского хозяйства (кролиководство) и единого назначения расположенных на участке строений и сооружений, при этом земельный участок площадью 8662 кв.м. с кадастровым номером 07:09:0103037:65 сформирован и предназначен для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, соединенных единым производственным циклом - разведение, содержание и реализация продуктов кролиководства.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации от 07.11.2005 N 1506 о предоставлении земельного участка в аренду под строениями, из постановления администрации от 29.05.2013 N 1142 о продлении срока договора аренды для ведения фермерского хозяйства без проведения торгов, из выписки из ЕГРН от 24.05.2018, согласно которой спорный земельный участок площадью 8662 кв.м. предназначен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Несоответствие испрашиваемой площади, площади расположенных на земельном участке объектов недвижимости, не явилось основанием для оспариваемого отказа от 03.04.2018.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ администрацией и управлением не представлено доказательств такого несоответствия.
Органами местного самоуправления не заявлено о назначении по делу судебной экспертизы, а указанные обстоятельства прямо (явно) не следуют из материалов дела, схемы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также из представленного предпринимателем акта обследования от 04.09.2018.
Заявления Амшокова Э.И. и Амшоковой Л.А. по содержанию и приложенным к ним документам соответствует положениям статьи 39.17 Земельного кодекса РФ.
Пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса определяет, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.20 Земельного кодекса любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проект договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Поскольку заявления сособственников соответствуют требованиям статьи 39.17 ЗК РФ, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, оспариваемый отказ от 03.04.2018 N А-1323 противоречит положениям статьи 39.20 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Амшокова Э.И. в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.11.2018 по делу N А20-2068/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2068/2018
Истец: Амшоков Э.И.
Ответчик: МКУ "Управление земельных отношений местной администрации г.о.Нальчик"
Третье лицо: Амшокова Лидия Абизаровна, МКУ "Местная администрация городского округа Нальчик", Муниципальное казенное учреждение "Местная администрация городского округа Нальчик"