г. Красноярск |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А33-25246/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Петровской О.В., Усиповой Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии представителя ответчика - Черновой Ж.Ю. по доверенности от 29.12.2018 N МЛХ/1-04076,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" октября 2018 года по делу N А33-25246/2018, принятое судьёй Курбатовой Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (ИНН 2417002861, ОГРН 1042401111444, далее - ООО "Сибирь", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик) о внесении в договор аренды лесных участков от 17.11.2008 N 218-з изменений, указанных в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, в иске отказать.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- на момент подачи искового заявления Приказ Рослесхоза от 09.06.2015 N 182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безысходности в лесах" утратил силу в связи с изданием Праказа Рослесхоза от 27.10.2016 N 441;
- в связи с тем, что понятие "степень повреждения насаждений" законодательно не закреплено, истец не мог применять коэффициент 0.1 к расчету арендной платы.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
ООО "Сибирь" по результатам торгов заключило с Агентством лесной отрасли Красноярского края договор аренды лесного участка от 17.11.2008 N 218-з (далее - договор аренды).
По условиям данного договора аренды арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 07.11.2008 N 8, находящихся в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет, лесные участки, определенные пунктом 2 настоящего договора. Согласно пункту 2 договора лесные участки (части лесных участков) из состава земель лесного фонда общей площадью 7518 га, предоставляемые в аренду для заготовки древесины, расположенные: Красноярский край, Тасеевский район, КГУ "Усольское лесничество, Унжинское участковое лесничество, кварталы NN 49, 50, 51, 76, 89, 90, 98, 99, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0255-2008-08-3352-1
Схемы расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2, являющиеся неотъемлемой частью договора. Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N3 (пункты 3, 4 договора).
Согласно пункту 5 договора, ежегодная арендная плата составляет 422 170 рублей в год, НДС не облагается.
По правилам пункта 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
В силу пункта 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор.
Разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы (пункт 9 договора).
Пунктом 20 договора аренды предусмотрено, что все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением п. 8 настоящего договора. Согласно пункту 21 договора аренды, по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора.
В соответствии с пунктом 22 договора аренды при изменении положений лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие, посредством внесения в него соответствующих изменений.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду арендодатель передал лесной участок арендатору (приложение N 5 к договору). В приложении N 2 к договору аренды сторонами согласована характеристика лесных участков, в приложении N 3 - цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, в приложении N 4 - сроки внесения арендной платы, приложении N 6 - объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых на арендуемом лесном участке. Договор аренды лесного участка от 17.11.2008 N 218-з зарегистрирован в установленном законом порядке 21.08.2009, номер регистрации 24-24-08/001/2009-422.
В соответствии со справкой ООО "Сибирская Лесоинжиниринговая Компания" о количественных и качественных характеристиках лесов по данным лесопатологического обследования на лесном участке, переданном в аренду ООО "Сибирь" по договору аренды от 17.11.2008 N 218-з, требуют проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Агентства лесной отрасли Красноярского края в области лесных отношений.
Истец обратился к Министерству лесного хозяйства Красноярского края с письмом по вопросу внесения изменений в договор аренды лесного участка от 17.11.2008 N 218-з. В ответ на обращение истца ответчик указал, что в соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения. Ввиду того, что арендная плата по договору аренды лесного участка от 17.11.2008 N 218-з будет увеличена в связи с осуществлением санитарно-оздоровительных мероприятий, что относится к существенным изменениям условий аукциона и договора, у министерства отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения в договору аренды лесных участков до принятия решения суда.
Истец указывает, что ответчик отказался внести изменения в договор аренды, заключенный по результатам торгов, в случае изменения количественных и качественных характеристик может быть изменен по решению суда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком возникли разногласия при заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от 17.11.2008 N 218-з, отношения по которому регламентированы нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006.
В рамках настоящего дела истец просит внести изменения в договор путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 17.11.2008 N 218-з, регламентирующего проведение сплошной санитарной рубки.
В обоснование исковых требований истец ссылается на акт лесопатологического обследования лесных насаждений Унжинского лесничества Красноярского края от 13.06.2018 N 42.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что санитарное и лесопатологическое состояние лесного участка в Унжинском участковом лесничестве изменилось и требуется проведение сплошной санитарной рубки. Заключение сторонами дополнительного соглашения обусловлено необходимостью проведения сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах. В этой связи спор о заключении дополнительного соглашения, вносящего изменения в договор аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Как следует из акта лесопатологического обследования лесных насаждений Унжинского лесничества Красноярского края от 13.06.2018 N 42, основной причиной повреждения древесины является деятельность стволовых вредителей - полиграфа уссурийского, а также большого черного пихтового усача, а также в обследованных насаждениях произошел ветровал деревьев в 2016-2017 гг.
В соответствии с письмом ответчика от 12.07.2018, на основании акта лесопатологического обследования N 42 разрешено проведение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах Унжинского участкового лесничества в зоне арендной базы истца - общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" на площади 649,4 га в кварталах в кв. 76 (часть выд. 25), кв. 89 (выд.:27,35,44, часть выд, 39), кв. 99 (выд.; 26, 27,30, части выд.: 25,20,23,22), кв.98 (выд.: 11,13, части выд.: 17,18), кв. 80 (выд,; 28,40, части выд.: 32,34), кв, 93 (выд. 12, части выд. 5,7,15), кв. 51 (выд. 7) на общей площади 649,4 га с выбираемым запасом древесины в объеме 173388 кбм.
Ответчик указанный акт не оспорил.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6.
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является правовой обязанностью лесопользователя, основным условием использования лесного участка, переданного арендатору в аренду для заготовки древесины.
С учетом изложенного, с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий истец обратился к ответчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения к спорному договору.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент заключения договора, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
В соответствии со статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующей организацию проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.
Следовательно, организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать достоверные сведения.
Как следует из материалов дела, санитарное и лесопатологическое состояние лесного участка в Унжинского участковом лесничестве изменилось и требуется проведение сплошной санитарной рубки.
Заключение сторонами дополнительного соглашения обусловлено необходимостью проведения сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах. В этой связи спор о заключении дополнительного соглашения, вносящего изменения в договор аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции и согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе, ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что истцом неверно применен коэффициент, учитывающий степень повреждения лесных насаждений, поскольку понятие "степень повреждения насаждений" законодательно не закреплено, ответчик считает, что коэффициент 0,1 не может быть применен к расчету арендной платы.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 60.1. Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию (часть 2 статьи 60.1. Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 60.1. Лесного кодекса Российской Федерации, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - правила от 20.05.2017 N 607), ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом, ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.
Ухудшение санитарного и лесопатологического состояния определяется путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующем акте лесопатологического обследования, форма которого устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с показателями, содержащимися в предыдущем акте лесопатологического обследования, а в случае отсутствия такого акта - путем сопоставления с данными проекта освоения лесов, утвержденного в установленном порядке (пункт 9 Правил от 20.05.2017 N 607).
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами. При заготовке древесины, осуществляемой в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, учитывается степень повреждения лесных насаждений, являющаяся основанием для корректировки ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (пункты 12, 13 Правил от 20.05.2017 N 607).
В обоснование правомерности применения корректирующих коэффициентов истец ссылается на пункт 10 примечаний к таблице 1 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N310).
В соответствии с пунктом 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310, при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты:
а) 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов;
б) 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов;
в) 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов;
г) 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов;
д) 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов;
е) 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов;
ж) 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов;
з) 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов;
и) 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов;
к) 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.
Таким образом, Постановлением от 22.05.2007 N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
Степень повреждения лесных насаждений подлежит обязательному определению при лесопатологическом обследовании лесных насаждений, которое производится в соответствии с порядком его проведения и по форме, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.09.2016 N 480 (далее - Приказ N480).
Согласно Приложению N 2 к Приказу N 480 утверждена форма Акта лесопатологического обследования, в соответствии с которой таблица "Результаты проведения лесопатологического обследования лесных насаждений" содержит указание на такой показатель как "Доля поврежденных деревьев, %", исходя из которого и определяется средний процент поврежденных насаждений, используемый в дальнейшем для расчета арендной платы в соответствии с коэффициентом степени повреждения, установленным Постановлением N 310.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.03.2018 по делу N А33-11778/2017.
Из представленного акта лесопатологического обследования от 13.06.2018 N 42 следует, что доля поврежденных деревьев в кварталах 76, 89, 99, 98, 51 превышает 80 % и складывается из среднего значения доли поврежденных деревьев.
Таким образом, истец обоснованно при расчете арендной платы применил корректирующий коэффициент 0,1, который согласно пункту 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310 может применяться при степени повреждения лесных насаждений до 90% соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации, защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, проведение лесопатологических обследований.
Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ответчик в своих возражениях ссылается на то обстоятельство, что на момент составления акта лесопатологического обследования Приказ Рослесхоза от 09.06.2015 N 182 утратил силу (26.10.2017).
Учитывая, что представленный в материалы дела акт лесопатологического обследования был составлен в соответствии с действующим приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования", суд апелляционной инстанции полагает, что указанный довод ответчика правового значения не имеет.
В соответствии с приложением N 2 к Методике определения краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами минимальной стоимости древесины, заготовленной при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания, утвержденной приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 03.05.2017 N 495-од "Об упорядочении процедуры реализации древесины, заготовленной краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания" степенью повреждения насаждений является отношение объема дровяной и неликвидной древесины к общему объему древесины на лесосеке, определенной по материалам отвода, выраженной в процентах.
Лесопатологические обследования проводятся в целях получения информации о текущем санитарном (характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (пункт 17 приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования").
В соответствии с пунктом 18 Приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования", при лесопатологическом обследовании определяются таксационная характеристика по обследуемому лесотаксационному выделу, при необходимости по лесопатологическому выделу, причины ослабления и гибели насаждений, характер усыхания, распределение деревьев по категориям состояния или степени объедания (доля деревьев на поврежденном лесном участке с визуальными признаками повреждения, выраженная в процентах, или уровень повреждения отдельных частей дерева) в % от запаса насаждения, а также признаков повреждений деревьев и доли поврежденных деревьев с наличием этих признаков.
Из представленного акта лесопатологического обследования от 13.06.2018 N 42 следует, что обследование произведено инструментальным способом.
Согласно пункту 47 приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования", по результатам лесопатологического обследования инструментальным способом в Акте лесопатологического обследования указываются процент выборки деревьев по категориям состояния, назначения мероприятий, степень поражения лесного насаждения, причины повреждения и гибели лесных насаждений.
Из представленного акта лесопатологического обследования следует, что степень поврежденных насаждений превышает 80 %.
Учитывая, что одной из задач лесопатологического обследования является определение степени повреждения лесных насаждений; что характеристики и степень поражения лесных насаждений должны быть зафиксированы в акте лесопатологического обследования с указанием необходимых санитарных мероприятий; принимая во внимание, что в представленном акте лесопатологического обследования содержатся сведения о доле поврежденных деревьев; учитывая, что среднее процентное значение поврежденных деревьев превышает 80 %, а в пункте 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310, при степени повреждения лесных насаждений до 90 % применяется коэффициент в размере 0.1, суд апелляционной инстанции считает возможным применить указанный коэффициент, учитывающий степень повреждения лесных насаждений.
При изложенных обстоятельствах исковые требования истца о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 17.11.2008 N 218-з в редакции истца, указанной в исковом заявлении, путем заключения дополнительного соглашения обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными и подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" октября 2018 года по делу N А33-25246/2018 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" октября 2018 года по делу N А33-25246/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-25246/2018
Истец: ООО "Сибирь"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ