г. Самара |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А55-26506/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шинснаб Поволжье" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2018 года по делу N А55-26506/2018 (судья Агеенко С.В.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шинснаб Поволжье", г. Самара,
к Самарской таможне, г. Самара,
о признании незаконным постановления.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шинснаб Поволжье" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 10412000-1273/2018 от 22.08.2018 о привлечении общества к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Шинснаб Поволжье" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Самарской таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17 июля 2018 г. ООО "Шинснаб Поволжье" представило в Самарскую таможню статистическую форму системный номер ED20180717102426791, зарегистрированную и заверенную электронной подписью на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с присвоением регистрационного номера 10412000/170718/С709040, за отчетный месяц - март 2018 года.
Исходя из сведений, указанных в статистической форме, по договору N 22/01/18/-Т от 22 января 2018 г., счетам-проформам (проформа-инвойс) N 2013105 от 13 марта 2018 г., N 2013105 от 17 марта 2018 г., N 2013106 от 31 марта 2018 г., счет-фактурам (инвойс) N 1 от 17 марта 2018 г., N 2 от 23 марта 2018 г. ООО "Шинснаб Поволжье" был получен товар из Республики Беларусь от продавца ООО "ПроТехИнвест" (220034, Беларусь, г. Минск, Чапаева ул., дом 3, Кабинет 326, блок 2) в марте 2018 года.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО "Шинснаб Поволжье" (ИНН 6319218309, КПП 631901001, ОГРН 1176313045292, адрес регистрации: 443115, г. Самара, проспект Кирова, д. 401, кв.24) состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары и относится к региону деятельности Самарской таможни.
Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона и постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждена статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил, ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525.
Статистика взаимной торговли государств - членов Таможенного союза включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, установленными приложением N 2 к Правилам ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Пунктом 5 Правил установлено: "российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений".
В соответствии с п. 6 Правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 7 Правил определено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно п. 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ устанавливается ответственность для должностных и юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Из представленных ООО "Шинснаб Поволжье" документов следует, что товар, указанный в статистической форме с системным номером ED20180717102426791 регистрационный номер 10412000/170718/С709040 ООО "Шинснаб Поволжье" отправило товар в адрес покупателей в марте 2018 года.
Учитывая, изложенные требования нормативных документов, статистическую форму на товар, отгруженный в марте 2018 года, ООО "Шинснаб Поволжье" должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, т.е. до 11 апреля 2018 г. включительно, что ООО "Шинснаб Поволжье" сделано не было. Фактически статистическая отчетность предоставлена заявителем 17.07.2018 года, что заявителем не оспаривается.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данная норма корреспондируется с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П, согласно которому лицо должно знать не только о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правонарушений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
ООО "Шинснаб Поволжье" осуществляет свою деятельность на профессиональной основе как участник внешнеэкономической деятельности с 2009 года, следовательно, права, обязанности и ответственность, установленные нормативно-правовыми актами ей должны быть известны.
Административное правонарушение, совершенное ООО "Шинснаб Поволжье" не вызвано объективно непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля Общества, и оно должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, что свидетельствует о наличии вины в действиях ООО "Шинснаб Поволжье".
Вина ООО "Шинснаб Поволжье" выразилась в том, что Общество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле не исполнило надлежащим образом свои обязанности.
В ходе расследования дела об административном правонарушении установлено, ООО "Шинснаб Поволжье" зарегистрировало статистическую форму за март 2018 года 17 июля 2018 г., т.е. с нарушением установленного срока, тем самым, нарушив требования п. 5, 6, 7 Правил статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Таким образом, ООО "Шинснаб Поволжье" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, а именно: несвоевременно представило в таможенный орган статистическую форму системный номер ED20180717102426791 (регистрационный номер 10412000/170718/С709040).
22.08.2018 г. рассмотрев, материалы дела об административном правонарушении Самарской таможней вынесено постановление N 10412000-1273/2018 о признании ООО "Шинснаб Поволжье" виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 19.7.13 КоАП России и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В своем заявлении Обществом указано, что совершенные административные правонарушения не несут существенной угрозы охраняемым общественным интересам и считает возможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Довод о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП России оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Аналогичная позиция нашла свое отражение также в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 июня 2005 г. N 391/05.
Совершенное Обществом деяние образует формальный состав правонарушения, при котором существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично - правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в сфере публичных правоотношений.
Анализ материалов дела об АП N 10412000-1273/2018 позволяет придти к выводу о том, что чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства, находящиеся вне контроля Общества, препятствующих выполнению обязанности по своевременному представлению в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, установленных законодательством Российской Федерации о таможенном деле, отсутствуют.
Причиной и условием, способствующим совершению данных административных правонарушений, явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей Обществом.
Доказательств исключительности совершенных Обществом административных правонарушений Заявителем не представлено. У ООО "Шинснаб Поволжье" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению по причинам, напрямую зависящим от добросовестной и надлежащей реализации Обществом своих обязанностей.
Согласно статье 3.1 КоАП России административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу статьи 24.1 КоАП России задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ведение таможенной статистики относится к основным задачам таможенных органов, установленных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле. Таможенная статистика включает таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
В соответствии с правом ЕАЭС, а именно: п. 1 ст. 47 ТК ТС в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.
В соответствии с положениями ст. 102 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары в соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Предметом наблюдения таможенной статистики является внешнеторговый оборот государства, т.е. экспорт и импорт товаров в их стоимостном и количественном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта.
Данные таможенной статистики внешней торговли товарами используются в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами, торгового и платежного балансов государств - членов Таможенного союза, для создания необходимой базы, необходимой для формирования торговой политики, а также краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного экономического планирования, прогнозирования развития конъюнктуры товарных и валютных рынков.
Такие данные активно используются при формировании решений по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, проведении валютного контроля. На них опирается проведение расследований в рамках процедур по принятию защитных (специальных, антидемпинговых, компенсационных) мер; с их помощью происходят мониторинг состояния макроэкономических показателей и корректировка денежно-кредитной и валютной политики, контроля над поступлением в бюджет таможенных платежей, валютного контроля.
Учитывая изложенное и, исходя из положений п. 3.1. Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525 (далее - решение) исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам. Уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза в целях формирования таможенной статистики внешней торговли могут использовать иные источники информации.
При ведении взаимной торговли между лицами государств - членов Евразийского экономического союза таможенное декларирование осуществляется в исключительных случаях.
При этом, в соответствии с п. 3.2. Решения исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза при взаимной торговле.
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" источником формирования статистики взаимной торговли являются сведения, изложенные участниками внешнеэкономической деятельности в статистической форме учета перемещения товаров.
Таким образом, информация, изложенная в статистической форме учета перемещения товаров имеет важное значение для формирования статистики внешней торговли РФ в целом, так как является первичным источником при формировании статистики взаимной торговли с государствами - членами Евразийского экономического союза.
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В нарушение данных требований, ООО "Шинснаб Поволжье" 17 июля 2018 г. зарегистрировало и заверило электронной подписью на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистическую форму за март 2018 года, то есть с нарушением установленного срока на 3 месяца.
Дата совершения административного правонарушения - 12 апреля 2018 г.
Место совершения административного правонарушения - место нахождения ООО "Шинснаб Поволжье" (443115, г. Самара, проспект Кирова, д.401, кв.24).
Согласно сведениям из АИС "Правоохрана - Административные правонарушения" ООО "Шинснаб Поволжье" (ИНН 6319218309, КПП 631901001, ОГРН 1176313045292) уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ. 26 января 2018 года Самарской таможней вынесены постановления по делам об административных правонарушениях N N 10412000-1392/2017, N 10412000-1393/2017 в отношении ООО "Шинснаб Поволжье" по факту нарушения срока представления статистических форм за июль и август 2017 года. Назначено наказание в виде предупреждения. Вышеуказанные постановления вступили в законную силу 2 марта 2018 г. и 20 марта 2018 г. соответственно.
Таким образом, 17 июля 2018 г. в пределах срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ, ООО "Шинснаб Поволжье" совершило правонарушение, за которое ранее уже подвергалось административному наказанию.
При таких обстоятельствах, ООО "Шинснаб Поволжье" повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП России, выразившееся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы системный номер ED20180717102426791(регистрационный номер 10412000/170718/C709040), ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО "Шинснаб Поволжье" соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, является оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Согласно информации, изложенной ООО "Шинснаб Поволжье" в представленной статистической форме от 17 июля 2018 г., таможенная стоимость полученного товара, составляет 4 128 735 руб. 05 коп.
В своем заявлении ООО "Шинснаб Поволжье", указывает, что материалы дел об административных правонарушениях от 22 августа 2018 г. N 10412000-1273/2018, 10412000-1274/2018, 10412000-1275/2018, 10412000-1276/2018 не образуют составы 4 (четырех) административных правонарушений, а также что указанные дела об административных правонарушениях возбуждены по одному и тому же факту противоправных действий (бездействия).
Указанный довод заявителя, суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным.
Объективная сторона состава административного правонарушения - это признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между действием (бездействием) и последствиями.
Факт несвоевременного предоставления заявителем форм статистической отчетности за конкретный отчетный период (март 2018 года) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6578/2017 от 08.02.2018; Постановление семнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу N А60-52807/2017 от 12.02.2018, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА65-31391/2017 от 26.02.2018.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление N 10412000-1273/2018 по делу об административном правонарушении от 22.08.2018 о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ штрафа в размере 50 000 руб. является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было правомерно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2018 года по делу N А55-26506/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26506/2018
Истец: ООО "Шинснаб Поволжье"
Ответчик: Самарская таможня Федеральной Таможенной службы Приволжского Таможенного управления