Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2019 г. N Ф08-3591/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А15-2403/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06 ноября 2018 года по делу N А15-2403/2018 (судья Цахаев С.А.),
по заявлению АО "Россельхозбанк" в лице Дагестанского регионального филиала,
к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы,
Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Махачкалы,
УФНС России по Республике Дагестан,
третье лицо - МРИ ФНС N 9 по РД,
о признании действий Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы выразившиеся: в принятии 17.11.2017 решения N 3076 о предстоящем исключении недействующего СПК "Нажях" из ЕГРЮЛ, о чем была внесена запись за ГРН 2170571540368 от 17.11.2017 и в принятии решения от 28.03.2018 об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и о внесении об этом записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2180571119562 от 28.03.2018 незаконными;
об обязании Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы восстановить запись в Едином государственном реестра юридических лиц кооператива СПК "Нажях" за ГРН N 1090521000514 от 24.06.2009,
при участии в судебном заседании представителя УФНС России по Республике Дагестан - Ибдулаев М.М. по доверенности от 09.01.2019 N 05-06,
УСТАНОВИЛ:
АО "Россельхозбанк" в лице Дагестанского регионального филиала (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы с требованиями: о признании действий Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы выразившиеся: в принятии 17.11.2017 решения N 3076 о предстоящем исключении недействующего СПК "Нажях" из ЕГРЮЛ, о чем была внесена запись за ГРН 2170571540368 от 17.11.2017; в принятии решения от 28.03.2018 об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и о внесении об этом записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2180571119562 от 28.03.2018 незаконными; об обязании Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы восстановить запись в Едином государственном реестра юридических лиц кооператива СПК "Нажях" за ГРН N 1090521000514 от 24.06.2009.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06 ноября 2018 года требования удовлетворены, действия Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы, выразившиеся в принятии 17.11.2017 решения N 3076 о предстоящем исключении недействующего СПК "Нажях" из ЕГРЮЛ, о чем была внесена запись за ГРН 2170571540368 от 17.11.2017 и в принятии решения от 28.03.2018 об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и о внесении об этом записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2180571119562 от 28.03.2018 признаны незаконными.
Суд первой инстанции обязал Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы восстановить запись в Едином государственном реестра юридических лиц кооператива СПК "Нажях" за ГРН N, что временным управляющим проведена работа по выявлению и сохранности имущества должника, проведены все мероприятия предусмотренные законом о банкротстве1090521000514 от 24.06.2009.
Решение мотивировано неправомерностью исключения СПК "Нажях" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что справки направлялись от 13.11.2017, регистрирующим органом была допущена техническая ошибка, дата справок представленных на исключение юридического лица в ЕГРЮЛ стала отображаться некорректно; допущенная опечатка налогового не может являться основанием для признания всей процедуры исключения СПК "Нажях" незаконной.
До начала судебного заседания от УФНС России по Республике Дагестан поступило возражение, в котором указывает о том, решение суда первой инстанции незаконное и необоснованное, просит удовлетворить апелляционную жалобу инспекции.
От Банка поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителей.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, выслушав представителя инспекции, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06 ноября 2018 года по делу N А15-2403/2018 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Нажях" подал заявление о государственной регистрации юридического лица (т.2 л.д. 19).
24.06.2009 инспекцией принято решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - сельскохозяйственный производственный кооператив "Нажях" ОГРН - 1090521000514, ИНН - 0521012703 (т.2 л.д.16).
Между АО "Россельхозбанк" в лице Дагестанского регионального филиала и СПК "Нажях" (ОГРН - 1090521000514, ИНН - 0521012703) заключен кредитный договор N 090408/0057 от 22.12.2009 в размере 5 000 000 рублей. В обеспечение обязательств по кредитному договору с залогодателем СПК "Нажях" заключен и договор N 090408/0057-7.2п от 22.12.2009 об ипотеке (залоге недвижимости).
17.11.2017 ИНФС по Ленинскому району г. Махачкалы было принято решение N 3076 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - СПК "Нажях" (т.136).
Основанием для принятия указанного решения послужили справки, представленные МРИ ФНС N 9 по РД N 4-С от 13.11.2017 об отсутствии в течение последних 12 (двенадцати) месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и справка N 4-О от 13.11.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 (двенадцати) месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах соответственно.
Сообщение о принятом решении от 17.11.2017 N 3076 о предстоящем исключении СПК "Нажях" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 46 (660) от 22.11.2017 /176 (т.1 л.д. 133).
В связи с не поступлением возражений, ИНФС по Ленинскому району г. Махачкалы в ЕГРЮЛ были внесены сведения об исключении СПК "Нажях" из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, о чем была внесена запись от 28.03.2018 ГРН- 2180571119562.
17.04.2018 АО "Россельхозбанк" в лице Дагестанского регионального филиала, как кредитор юридического лица - СПК "Нажях" обратилось в УФНС России по РД с жалобой на решение инспекции от 28.03.2018 (т.1 л.д. 18-19).
23.04.2018 УФНС России по РД вынесло решение по жалобе банка, которым оставил без удовлетворения (т.1 л.д. 11-15).
Банк, считая указанные действия по исключению его из Единого государственного реестра юридических лиц незаконными в порядке главы 24 АПК РФ, оспорил их, а также заявил об обязании ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы совершить действия по восстановлению СПК "Нажях" в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона о регистрации) предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
Как следует из материалов дела, основаниями для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ послужило наличие у СПК "Нажях" предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц признаков недействующего юридического лица: непредставление в течение последних 12 месяцев налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.
Банк ссылается на наличие у СПК "Нажях" непогашенной задолженности по кредитному договору N 090408/0057 от 22.12.2009 на сумму 5 000 000 руб. В обеспечение обязательств по кредитному договору с залогодателем заключен договор N 090408/0057-7.2п от 22.12.2009.
Решением Левашинского районного суда РД от 30.07.2018 с СПК "Нажях" в пользу АО "Россельхозбанк" в лице Дагестанского регионального филиала взыскано 11 131 777, 96 руб. задолженности по другому кредитному договору 19.08.2008.
Судом первой инстанции установлено, что решение о предстоящем исключении СПК "Нажях", как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 17.11.2017 N 3076 и решение о прекращении юридического лица вынесены на основании справок, представленных МРИ ФНС N 9 по РД за N 4-С от 13.11.2017 об отсутствии в течение последних 12 (двенадцати) месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и за N 4-О от 13.11.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 (двенадцати) месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах соответственно, тогда как в ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы для совершения регистрационных действий о прекращении деятельности юридического лица МРИ ФНС России N9 были представлены справки N4 от 17.10.2018, копии которых по требованию суда МРИ ФНС N9 по РД представлены в материалы дела.
Из справки об отсутствии в течение последних 12 (двенадцати) месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов следует, что в нем не указан какой расчетный счет в каком банке проверялся на предмет отсутствия операций по нему.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая инспекция при должной проверке и выявлении наличия счетов у СПК "Нажях" должна была установить наличие расчетного счета в АО "Россельхозбанк" и наличие кредиторской задолженности перед указанным банком.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства, принимая во внимание необходимость неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, наличие задолженности СПК "Нажях" перед кредитором, которая также установлена вступившим в законную силу решением суда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности исключения СПК "Нажях" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридическое лицо.
Довод апелляционной жалобы о том, что справки направлялись от 13.11.2017, регистрирующим органом была допущена техническая ошибка, дата справок представленных на исключение юридического лица в ЕГРЮЛ стала отображаться некорректно; допущенная опечатка налогового не может являться основанием для признания всей процедуры исключения СПК "Нажях" незаконной - отклоняется.
В материалах дела имеется справка N 4 от 17.12.2017 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (т.1 л.д. 134); а также справка N 4 от 1710.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах (т.1 л.д. 135). Инспекция не представила в материалы дела подлинные справки от изначальной даты N4-С от 13.11.2017 и N4-О от 13.11.2017, послужившие основанием для принятия для принятия указанного решения об исключении СПК "Нажях" из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах нет оснований для выводов о наличии технической ошибки.
Довод апелляционной жалобы о том, что регистратором соблюдены все требования статьи 21.1 Закона 129-фз, поэтому нет оснований для признания действий и решений незаконными, отклоняется. Суд первой инстанции правильно исходил из того, что формальный подход в рассматриваемом случае недопустим. Суд правильно установил, что юридическое лицо получило кредиты в Банке, обеспеченные залогом и не обеспечило их возврата; при этом налоговая инспекция не сделала запросов в Банк, не установила наличия непогашенных кредитов; как указано банком в исковом заявлении, в настоящее время ведутся мероприятия по взысканию задолженности, поэтому исключение должника из ЕГРЮЛ не отвечает принципу добросовестного поведения и запрету на злоупотребление правом.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 06 ноября 2018 года по делу N А15-2403/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06 ноября 2018 года по делу N А15-2403/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2403/2018
Истец: ОАО Дагестанский Региональный филиал "Россельхозбанк"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы Россиипо Ленинскому району г. Махачкалы, Управление Федеральной налоговой службы России по РД
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Дагестан