Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2019 г. N Ф07-4691/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А56-71107/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Марашов Ф.Ф. по доверенности от 21.01.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32780/2018) ООО "ЖилКом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2018 по делу N А56-71107/2018 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению ООО "ЖилКом"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
3-е лицо: ООО "Дубровская ТЭЦ"
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилКом" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписаний Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет, административный орган) от 06.03.2018 N 5-18(ЭА), N 5-18/1(ЭА), N 5-18/2(ЭА), N 5-18/3(ЭА).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дубровская ТЭЦ".
Решением суда от 02.11.2018 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и неисполнимость требований оспариваемых предписаний, просит решение суда отменить, предписания Комитета признать недействительными. По мнению апеллянта, начисление Обществом платы за отопление в 2016 - 2017 гг. произведено с соблюдением требований жилищного законодательства, на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 14.09.2012 N 287 равномерно в течение всего года, а не отопительного периода. Само по себе распоряжение местных органов власти об окончании отопительного периода является документом, дающим исполнителю право прекратить подачу тепловой энергии, а не устанавливает запрет на использование ее для целей поддержания общего имущества в нормальном состоянии.
От Общества в суд апелляционной инстанции также поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия представителя заявителя адвоката Столаева С.В.
Апелляционный суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства, поскольку представленные в материалы дела доказательства и пояснения являются достаточными для рассмотрения спора, кроме того заявитель направил в судебное заседание иного представителя.
Комитет и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Комитет поступило коллективное обращение граждан, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Ленинградская область, г. Кировск, б-р Партизанской Славы, д. 4/2, ул. Энергетиков, д. 6, ул. Набережная, д. 1, Энергетиков ул., д. 6.
Управление спорными многоквартирными домами осуществляет Общество на основании лицензии от 27.04.2015 N 205.
В связи с поступлением указанных обращений проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения Комитета от 05.02.2018 N 5-18(ЭА).
В ходе проверки установлено, что Общество собственникам и нанимателям жилых помещений МКД включило в корректировку платы за отопление за 2016 год и 2017 год объем тепловой энергии затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период 2016, 2017 годов, что является нарушением требований пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила); Общество осуществляет корректировку платы за отопление за 2016 год в октябре 2017 года, что является нарушением требований пункта 42(1) Правил.
Комитет выдал Обществу предписания от 06.03.2018 N 5-18(ЭА), N 5-18/1(ЭА), N 5-18/2(ЭА), N 5-18/3(ЭА) об устранении выявленных нарушений в срок до 02.07.2018. Комитет предписал исключить из корректировки платы за отопление за 2016 год объем тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период и произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение; осуществлять корректировку платы за отопление в первом квартале года, следующего за расчетным.
Предписания оспорены Обществом в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами Жилищного кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правил N 354.
В соответствии с частью 4 статьи 154 и с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) указанных Правил.
Согласно абзацу второму пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: Pi = Vд x Si / Sоб x Тт, где Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; S об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, все спорные многоквартирные дома оборудованы узлом учета тепловой энергии, фиксирующим общий объем тепловой энергии, потребляемой в МКД, объем тепловой энергии, затраченной на отопление, объем тепловой энергии, затраченной на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В силу вышеприведенных правовых норм, при наличии приборов учета коммунальных ресурсов расчет размера платы за коммунальные услуги должен производиться исходя из показаний прибора учета.
Из отчетов теплопотребления, представленных в материалы дела, усматривается, что в межотопительный период в домах отсутствует потребление тепловой энергии на отопление, вся тепловая энергия, вошедшая в дом в межотопительный период, является тепловой энергией в системе горячего водоснабжения.
Между тем, Комитетом установлено, что Общество включило в корректировки платы за отопление за 2016 и 2017 годы объем тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период 2016 и 2017 г.г.
Вопреки позиции апеллянта, нормами Правил не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях, в качестве платы за отопление.
Факт нарушения Обществом пункта 42(1) Правил подтверждается материалами дела. Данные нарушения привели к увеличению суммы корректировки платы за отопление, выставленные в платежных документах собственникам и нанимателем.
Доводы Общества о том, что распоряжение местных органов власти об окончании отопительного периода является документом, дающим исполнителю право прекратить подачу тепловой энергии, и не устанавливает запрета на использование ее для целей поддержания общего имущества в нормальном состоянии, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Доказательств необходимости отопления спорных многоквартирных домов в межотопительный период в материалы дела не представлено. Мнение апеллянта о наличии у управляющей организации права предоставления коммунальных услуг, необоснованных потребностями жильцов, является ошибочным. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления услуг по отоплению дома в межотопительный период в отсутствие такой необходимости.
В ходе проверки Обществом в Комитет представлены расчеты и пояснительные записки, по результатам анализа которых Комитетом сделан правомерный вывод о нарушении Обществом требований Правил N 354.
Представленные в материалы дела расчеты размера корректировки платы за отопление, произведенные Комитетом по каждому многоквартирному дому (материалы дела том N 3), проверены судом апелляционной инстанции и признаются правильными и соответствующими требованиям жилищного законодательства и правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В связи с изложенным, оспариваемыми предписаниями Комитетом правомерно возложена на Общество обязанность исключить из корректировки платы за отопление объем тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период, и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016 - 2017 г.г. всем потребителям многоквартирных домов в соответствии с Правилами N 354.
Выданные Комитетом предписания основаны на требованиях Жилищного кодекса РФ и пункта 42 Правил N 354, не содержат неустранимых неясностей и противоречий, а также не возлагают на Общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и не являются для заявителя неисполнимыми.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда отмене либо изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2018 по делу N А56-71107/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71107/2018
Истец: ООО "ЖИЛКОМ"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
Третье лицо: ООО "Дубровская ТЭЦ"
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4691/19
29.01.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32780/18
02.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-71107/18
14.09.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-71107/18