Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2019 г. N Ф09-2572/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А47-7176/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.11.2018 по делу N А47-7176/2018 (судья Лазебная Г.Н.).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Агроторг", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.11.2018 (резолютивная часть решения объявлена 29.10.2018) в удовлетворении требований отказано.
Управление Роспотребнадзора (далее - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Роспотребнадзора указывает, что в качестве субъекта ответственности по статье 14.43 КоАП РФ прямо поименован продавец. Кроме того, частью 1 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ответственность за нарушение требований технических регламентов возложена как на изготовителя (исполнителя), так и на продавца.
Податель жалобы указывает, что фактическая безопасность товара должна быть обеспечена всеми участниками правоотношений от изготовителя до продавца. Конкретные способы достижения этой цели продавцом законодательство не устанавливает, поскольку продавец должен обладать достаточными знаниями и выявлять его недостатки, взаимодействуя с изготовителем или контрагентами, передавшими ему указанный товар на реализацию. ООО "Агроторг" являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, согласно статье 2 гражданского кодекса Российской Федерации несёт риск наступления неблагоприятных последствий, наступивших в результате нарушений, допущенных при осуществлении такого рода деятельности. При этом как вина продавца не исключает вины изготовителя, так и наоборот: вина изготовителя не исключает и не может исключать вины продавца.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Агроторг" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027809237796 и осуществляет в том числе деятельность по розничной торговле в неспециализированных магазинах.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора о проведении плановой, выездной проверки от 02.03.2018 N 21-54-В, в период с 05.03.2018 по 03.04.2018 должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности ООО "Агроторг" по месту фактического осуществления деятельности в магазине по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Кантемировская д.2.
15.03.2018 Управление совместно с директором магазина произвели обследование магазина "Пятерочка", результату отражены в акте обследования (т.1 л.д.23).
В ходе проверки были составлены заключения санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки, протоколы лабораторных испытаний от 23.03.2018, 03.04.2018. (т.1 л.д.30-39).
По результатам проверки выявлены нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По результатам внеплановой выездной проверки 03.04.2018 в отношении ООО "Агроторг" составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 21-54-В (т.1 л.д.24-26), а также выдано предписание N21-54-В от 03.04.2018 (т.1 л.д.42).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено извещением, которое вручено получателю 25.04.2018, что подтверждается копией почтового уведомления (т.1 л.д.62-63).
07.05.2018 должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении ООО "Агроторг", в отсутствии представителя общества, протокол об административном правонарушении, выявленное нарушение квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (т.1 л.д.64-68).
На основании материалов проверки Управление, руководствуясь положениями статей 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении ООО "Агроторг" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался выводами о недоказанности факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие возможность причинения вреда.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
При этом пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N29-ФЗ), безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите прав потребителей продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя (пункт 3 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами (пункт 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 52-ФЗ, пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие (пункт 1). Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2). Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5). Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (пункт 6).
В силу пункта 1 статьи 3, статьи 4, части 1 статьи 22 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.. Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством в том числе проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Согласно подпункту "в" пункта 2 ТР ТС 033/2013 Технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.
Согласно п. 30 ТР ТС 033/2013 молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего Технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
На основании п. 47 ТР ТС 033/2013 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей молока и молочной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы молоко и молочная продукция соответствовали требованиям настоящего Технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии со статьей 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
Пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, условия хранения после вскрытия упаковки.
В силу пункта 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Согласно п. 8.1 СП 2.3.6.1066-01 "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В силу пункта 5.6.1 ГОСТ 32261-2013 "Межгосударственный стандарт. Масло сливочное. Технические условия" масло по химическим показателям должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 3 (далее - ГОСТ 32261-2013).
Жировая фаза масла должна содержать только молочный жир коровьего молока (пункт 5.1.7 ГОСТ 32261-2013).
Из материалов дела следует, в ходе проведения отбора проб пищевой продукции и изучения предоставленных документов выявлены нарушения требований технических регламентов: в нарушение статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ, части 1 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ, пункта 8.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", части 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011, статьи 30 ТР ТС 033/2013, таблицы 3 пункта 5.1.6, пункта 5.1.7 ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия": отобранные пробы пищевой продукции не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по физико-химическим показателям:
- масло сливочное Традиционное, м. д.ж. 82,5%, производитель ООО ПК "Айсберг-Люкс", Московская обл., дата изготовления 19.02.2018 по физико-химическим показателям не соответствует требованиям ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия": массовая доля влаги составляет 24,0+/-0,5% (гигиенический норматив - не более 16,0%), массовая доля жира составляет 72,5+/-0,7% (гигиенический норматив - не менее 82,5%), что подтверждается протоколом лабораторных исследований N 1439 от 23.03.2018;
- масло сливочное Традиционное, м. д.ж. 82,5%, производитель ООО ПК "Айсберг-Люкс", Московская обл., дата изготовления 10.02.2018 г. по физико-химическим показателям не соответствует требованиям ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия": массовая доля влаги составляет 24,0+/-0,5% (гигиенический норматив - не более 16,0%), массовая доля жира составляет 72,5+/-0,7% (гигиенический норматив - не менее 82,5%), однако на потребительской упаковке масла указана массовая доля жирности 82,5%, что подтверждается протоколом лабораторных исследований N 1440 от 23.03.2018, заключением санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки по результатам (материалам) лабораторных исследований (испытаний), измерений N 02-22 от 23.03.2018.
Кроме того, масло сливочное "Традиционное" высший сорт м. д.ж. 82,5%, вес: 2x180г, упаковка: фольгированная бумага, дата выработки 11.03.2018 г., производитель ООО ПК "Айсберг-Люкс", 141825, Российская Федерация, Московская область, Дмитровский р-н, с. Орудьево, ул. Фабричная, вл. 89, стр. 2А, пом. 1, фактический адрес производства: 141825, Российская Федерация, Московская область, Дмитровский район, городское поселение Дмитров, село Орудьево, улица Фабричная, владение 89 не соответствует требованиям TP ТС 033/2013 по следующим исследованным показателям (соотношение метиловых эфиров жирных кислот (или их суммы) в молочном жире, фитостерины):
-соотношение массовых долей метиловых эфиров пальмитиновой жирной кислоты к лауриновой жирной кислоте молочного жира - 92,3% (гигиенический норматив от 5,8 до 14,5%);
-соотношение массовых долей метиловых эфиров стеариновой жирной кислоты к лауриновой жирной кислоте молочного жира - 12% (гигиенический норматив от 1,9 до 5,9%);
-соотношение массовых долей метиловых эфиров суммы олеиновой и линолевой жирных кислот к сумме лауриновой, миристиновой, пальмитиновой и стеариновой жирных кислот молочного жира - 1,3% (гигиенический норматив от 0,4 до 0,7%);
-соотношение массовых долей метиловых эфиров линолевой жирной кислоты к миристиновой жирной кислоте молочного жира - 15,3% (гигиенический норматив от 0,1 до 0,5%);
-соотношение массовых долей метиловых эфиров олеиновой жирной кислоты к миристиновой жирной кислоте молочного жира - 38,9% (гигиенический норматив от 1,6 до 3,6%);
-капместерин более 2% (при гигиеническом нормативе не более 2%);
-стигмастерин более 2% (при гигиеническом нормативе не более 2%);
-бета-ситостерин более 2% (при гигиеническом нормативе не более 2%), что подтверждается протоколом лабораторных исследований N 25-3978-н от 03.04.2018, заключением санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки по результатам (материалам) лабораторных исследований (испытаний), измерений N 02-30 от 03.04.2018.
Вместе с тем, данного обстоятельства недостаточно для квалификации действий общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Как следует из материалов дела, масло сливочное не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013, так как в продукте выявлено наличие растительных масел.
Отмеченное несоответствие обусловлено нарушениями, допущенными на стадии технологического процесса при изготовлении продукции, ответственность за соблюдение нормативных требований в указанной сфере применительно к осуществляемой деятельности несет изготовитель указанной продукции, но не продавец (перепродавец).
На указанную продукцию обществом в ходе проверки представлены товарные накладные, а также декларация о соответствии с регистрационным номером ЕАЭС N RU Д-1Ш.АЮ73.В.07333 от 29.11.2017, которая заявляет, что масло сливочное высший сорт: - масло сливочное Традиционное, массовой долей жира 82,5%; - масло сливочное Крестьянское, массовой долей жира 72,5%, в потребительской и транспортной упаковке, изготовитель ООО ПК "Айсберг-Люкс" (ООО ПК "Айсберг-Люкс") адрес места нахождения: 141840, РОССИЯ, Московская область, Дмитровский район, город Яхрома, улица Конярова, дом 37, адрес места осуществления деятельности: 141825, РОССИЯ, Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, село Орудьево, улица Фабричная, владение 89 соответствует требованиям TP ТС 033/213, TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Таким образом, из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технического регламента предопределено действиями (бездействием) самого общества, не установлено и не доказано Управлением, что из сопроводительной документации к продукции заявитель мог сделать вывод о ее несоответствии ее требованиям технического регламента.
Апелляционный суд считает, что указанные нарушения фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении масла сливочного, ответственность за соблюдение которых несет изготовитель продукции, а не продавец.
Из постановления о привлечении к административной ответственности, имеющихся в настоящем деле материалов административного производства не следует, что обществом, как продавцом, должным образом не осуществлен контроль качества масла сливочного, что повлекло за собой нарушение ТР ТС 033/2013.
Правовая позиция по данному вопросу изложена в определении Верховного Суда РФ от 13.11.2017 N 308-АД17-8224 по делу NА53-22089/2016.
Применительно к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ сделан вывод в пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017).
В пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) сказано, что субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
По смыслу указанной нормы, субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности (пункт 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)).
На основании изложенного суд первой инстанции, пришел к верному выводу, что применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела общество не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на законность судебного решения, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.11.2018 по делу N А47-7176/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7176/2018
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области
Ответчик: ООО "Агроторг"