Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2019 г. N Ф05-4446/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А40-18868/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2018 года по делу N А40-18868/18, принятое судьёй Романенковой С.В.
по иску: ООО ФИРМА "АСКЕТ"
к ответчику: ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) ГКУ Дирекция Заказчика Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО г. Москвы (117393, г. Москва, ул. Гарибальди, д.14);
2) Префектура ЮЗАО г. Москвы (117209, г. Москва, Севастопольский проспект, д.28, к.4);
3) РОО "СОЮЗ МОСКОВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ" (125009, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК БРЮСОВ, 8-10, 2)
о взыскании задолженности в размере 2640985 рублей 36 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: Анисимова Н.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика: Фисенко Г.С. по доверенности от 29.01.2018
от третьего лица 2: Тарасова Е.П. по доверенности от 01.08.2018
УСТАНОВИЛ:
Истцом заявлен иск к ответчику о взыскании задолженности по возмещению расходов по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы в сумме 2417883 рублей 37 копеек, пени в порядке ст. 155 ЖК РФ в сумме 47019 рублей 31 копейки, а также расходов по госпошлине в размере 36205 рублей, с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ заявления истца об уточнении размера исковых требований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2018 г. исковые требования ООО ФИРМА "АСКЕТ" удовлетворены в полном объеме. Взыскано с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ФИРМА "АСКЕТ" задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере 2417883 рубля 37 копеек, пени в размере 47019 рублей 31 копейка, расходы по уплате госпошлины в размере 36205 рублей.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ГКУ Дирекция Заказчика Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО г. Москвы, РОО "СОЮЗ МОСКОВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ" в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу следующего:
Правомерно определено судом, что ООО ФИРМА "АСКЕТ" является Управляющей компанией, эксплуатирующей и обслуживающей многоквартирные жилые дома по следующим адресам: г. Москва, Панферова, д.4, Ленинский пр-т, д.83 корп.1, Ленинский пр-т, д.83 корп.2, ул. Профсоюзная, д.25 корп.1, ул. Новочеремушкинская, д.55 корп.2, ул. Гарибальди, д.З, Гарибальди, д.7, ул. Академика Пилюгина, д.18 и нежилое здание с гаражом- автостоянкой по адресу: Ленинский пр-т, Д.83Б (Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 077 000081 от 20.03.2015 г.).
В вышеуказанных жилых домах и нежилом здании находятся нераспределенные нежилые помещения, а также машиноместа, принадлежащие на праве собственности городу Москва.
В многоквартирном доме по адресу: ул. Панферова, д.4 согласно п.8.1.1., п.11.1 акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016 г., реестровый N 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются и являются не распределенными по состоянию на 26.01.2018 г. следующие помещения - этаж Пэ2, помещение I/с.н., комн.1-45, 117, тип "Спец.назначение", общей площадью 1 458,90 кв.м.; тип "Спец.назначение", 42 машиноместа (этаж Пэ2, помещение 1/с.н, машиноместа N 1-42), общей площадью 608,2 кв.м.; 24 машиноместа (этаж Пэ2, помещение I, машиноместа 43-44, 45-46, 47-48, 49-50, 51-52, 53-54, 55-56, 57-58, 59-60, 61-62, 173, 174; этаж Пэ1, помещение II, машиноместо N 176, 175), общей площадью 221,3 кв.м.2.
В многоквартирном доме по адресу: Ленинский пр-т, д.83, корп.1 согласно п. 11.2 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016 г., реестровый N 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 26.01.2018 г. являются нераспределенными: 16 машиномест (этаж Пэ2, помещение I, машиноместа N 227-242), общей площадью 290,2 кв.м.
В многоквартирном доме по адресу: Ленинский пр-т, д.83, корп.2 согласно п.8.1.2 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016 г., реестровый N 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 26.01.2018 г. являются нераспределенными: этаж Пэ2, помещение I/с.н., комн.1-8, 12, 25-65, 9, 34, 1, тип "Спец.назначение", общей площадью 1 650,2 кв.м.; тип "Спец.назначение", 46 машиномест (этаж Пэ2, помещение I/с.н. машиноместа N 1-15, 16-17 (комн.82), 16-17 (комн.83), 18-19 (комн.84), 18-19 (комн.85), 20-21 (комн.86), 20-21 ( комн.87), 22-23 (комн.88), 22-23 (комн.89), 24-25 (комн.90), 24-25 (комн.91), 26-27 (комн.92), 26-27 (комн.93), 28-29 (комн.94), 28-29 (комн.95), 30-31 (комн.96), 30-31 (комн.97), 32-33 (комн.98), 32-33 (комн.99), 34-35 (комн.100), 34-35 (комн.101), 36-46), общей площадью 741,7 кв.м.
В нежилом здании по адресу: Ленинский пр-т, д.83Б согласно и.11.4 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016 г., реестровый N 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются в том числе 149 машиномест (этаж Пэ3, помещение I, машиноместа N 1-22, 25-66, 73-144, этаж Пэ2, помещение II, машиноместа N 185-193, 208, 209, 233, 234), общей площадью 1 861,4 кв.м., которые по состоянию на 26.01.2018 г. является нераспределенным.
В многоквартирном доме по адресу: ул. Профсоюзная, д.25, корп.1 согласно п.8.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 13.03.2013 г., реестровый N 13-001814-5601-0026-00001-03, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются и являются нераспределенными по состоянию на 26.01.2018 г. - 26 машиномест (этаж п4, пом. I- м/м 15, 21, 22, 38, 70, 77; этаж п.3 пом.VI - м/м 31, 41, 68, 72, 73, 75, 76, 78, 80, 82; этаж п2, пом.IХ - м/м 61, этаж п1, пом.ХIII - м/м 14, 28, 29, 39, 40, 57, 59, 60, 61), общей площадью 507,9 кв.м. Согласно п.6.1.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 15.09.2011 г., реестровый N 13-001814-5601-0026-00001-03, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передается следующее нежилое помещение, которые по состоянию на 26.01.2018 г. являются нераспределенными: 1 этаж, пом.ХХI, комн.1-7, 9-24, общей площадью 337,6 м2.
Следующие нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д.25, корп.1: 1 этаж, пом.ХХV, комн.13-26; 2 этаж, пом.ХХХГХ, комн.1-13; 2 этаж, пом. XLI, комн. 1-10, пом. XIX, комн.1-4; пом. XL, комн. 1-9; 1 этаж, пом.ХХI, комн.8, общей площадью 890,3 м2 находятся на праве безвозмездного пользования (ссуды) у РОО "Союз московских композиторов" согласно договору N 16/14БП от 19.09.2014 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-44546/17-55-363 от 18.05.2017 г. отказано ООО ФИРМА "АСКЕТ" в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за услугу "Содержание и ремонт" с пользователя нежилых помещений РОО "Союз московских композиторов", при этом, в решении отражено, что обязанность содержания общего имущества собственников многоквартирного дома производна от права собственности на помещение и долю в общем имуществе, предусмотренные ст.ст.36, 37, 39 ЖК РФ и не может быть возложена на иное лицо, не являющееся собственником, указав в решении, что по вышеуказанным нежилым помещения, пользователем которых является РОО "Союз московских композиторов", оплату за услугу "Содержание и ремонт" обязан вносить собственник нежилых помещений, а именно город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы.
Судом установлено:
-в многоквартирном доме по адресу: ул. Новочеремушкинская, д.55, корп. 2 согласно п.8.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 15.03.2013 г., реестровый N 13-001814-5601-0026-00001-03, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 26.01.2018 г. являются нераспределенными: помещение 2 этаж, XXXI (комн.6-8), площадью 36,0 кв.м. и 34 машиноместа: этаж подвал 1, пом.1 м/м 141, 144а, 1446, 145а, 1456, 148а, I486, 150а,1506, 162а, 1626, 163а, 1636; этаж подвал пом.2 N 38, 41, 42, 78, 81, 82, 125, 126, 127; этаж цоколь, пом.10 N 4а, 46, 6, 8а, 86, 9а, 96, 10а, 106, 11а, 116, 16, 25-35, общей площадью 473,8 кв.м.
- многоквартирном доме по адресу: ул. Гарибальди, д.3 согласно п. 11.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 17.09.2007 г., реестровый N 13-003434-5601-0026-00001-02АЧР, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передается, в том числе, нежилое помещение N III, общей площадью 231,5 кв.м., которое по состоянию на 26.01.2018 г. является нераспределенным.
-в соответствии с актом частичной реализации инвестиционного контракта N 13- 003434-5601-0026-00001-02 от 15.12.2009 г. по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д.7 в ведение Департамента городского имущества Москвы передано нежилое помещение N XXVI, комн. 1-12 - 1 этаж, общей площадью 418,6 кв.м. и являлось нераспределенным по 19.09.2017 г.
-согласно Выписки из ЕГРН в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 18, город Москва является собственником нежилого помещения, кадастровый номер - 77:06:0003010:12468, площадью 192,3 кв.м. и нежилого помещения, кадастровый номер - 77:06:0003010:12472, площадью 110,3 кв.м.; по состоянию на 26.01.2018 г. вышеназванные нежилые помещения являются нераспределенными.
-по состоянию на 26.01.2018 г. в собственности города Москвы по адресу: ул. Панфёрова, д.4, Ленинский пр-т, д.83 корп.1, Ленинский пр-т, д.83 корп.2, Ленинский пр-т, д.83Б, ул. Профсоюзная, д.25, корп.1; ул. Новочеремушкинская, д.55, корп.2; ул. Гарибальди, д.3, ул. Гарибальди, д.7, ул. Академика Пилюгина, д. 18 находятся нераспределенные нежилые помещения и машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период 01.07.2017/01.08.2017 - 31.12.2017 в общей сумме 2 417 883 руб. 37 коп.
Документы, подтверждающие понесенные расходы истца по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых и нежилых помещений, подлежащих передаче в собственность городу Москва (копии договоров с ресурсоснабжающими организациями, с подрядными организациями, с контрагентами, акты выполненных работ по вышеназванным договорам), в т.ч. договоры теплоснабжения, платежные документы, выставляемые теплоснабжающей организацией, в также акты приема-передачи тепловой энергии представлены в материалы дела ( т.д. 2-10). Счета были направлены ответчику письмом N 341 от 25.12.2017 г. ( л.д.66-68, т.д. 2).
В п. 9 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП установлено, что Департамент имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых и жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установлено, что Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы.
В силу п. 1 раздела 1, п. 6.5, 6.9 раздела 3 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы обладает всей установленной законом правоспособностью собственника нежилых помещений - города Москвы, в том числе, полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы.
Правомерно определено судом, что: постановление Правительства Москвы от 29.06.2010 г. N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы", в том числе, п.п.1.6.4, 2.5.2, 2.5.3 Положения, утвержденного названным постановлением N 540-ПП, п.п.2.9, 2.10 Методических рекомендаций по оплате расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых помещений в многоквартирных и жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы организациям, управляющим многоквартирными домами, постановление Правительства Москвы от 15.06.2012 N 272-ПП "О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившим силу правовых актов города Москвы", постановление Правительства Москвы от 08.12.2009 г. N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы", постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с ЖК РФ" регулируют порядок возмещения расходов по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы, при условии учета данных расходов при формировании бюджета города Москвы.
Данные нормативно-правовые акты определяют статус, полномочия, права и обязанности каждого государственного органа, участвующего в процессе возмещении затрат Управляющим Компаниям, при условии запланированных расходов в бюджете г. Москвы на соответствующий год.
В силу п.2.1.4.11 постановления от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО возложена функция получателя бюджетных средств, направляемых на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу отопления нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома и (или) жилого дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома и (или) жилого дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, за исключением жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении государственных бюджетных учреждений города Москвы.
Учитывая вышеизложенное, законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления денежных средств управляющим организациям на содержание и отопление нераспределенных нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, при условии учета данных расходов при формировании бюджета города Москвы на соответствующий год.
При этом, в вышеуказанных нормативно-правовых актах не регламентирована обратная ситуация, при которой расходы на коммунальную услугу (отопление) и содержание не распределенных жилых и не жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы не заложены в бюджет г. Москвы на соответствующий год.
Правомерен вывод суда, что согласно методическим рекомендациям именно Департамент городского имущества Москвы обязан предоставить информацию о нераспределенных жилых и нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, учитывая, при этом, что данной информацией располагает только Департамент городского имущества Москвы, так как жилые и нежилые помещения по акту переданы во владение Департаменту городского имущества Москвы, а также, учитывая, что обратная ситуация - не предоставление информации о нераспределенных жилых и нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы данными методическими рекомендациями никоем образом не урегулирована. В случае не предоставления информации Департаментом городского имущества Москвы о нераспределенных жилых и нежилых помещениях главному распорядителю Префектуре ЮЗАО Москвы и Департаменту ЖКХиБ Москвы, в свою очередь, главные распорядители бюджетных средств не имеют возможности предоставить информацию получателям бюджетных средств для формирования расчета, в связи с чем, именно Департаментом городского имущества города Москвы нарушен предусмотренный законодательством определенный порядок предоставления денежных средств управляющим организациям на содержание и отопление нераспределенных нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы.
Префектура ЮЗАО г. Москва не располагает сведениями об объектах жилого фонда, принадлежащих г. Москва. Данную информацию Департамент городского имущества г. Москва обязан передавать Префектуре ЮЗАО г. Москвы в целях формирования статьи расходов бюджета г. Москва "Возмещение расходов по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы" на будущий год.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт направления Департаментом городского имущества города Москвы, информации о нераспределенных нежилых помещениях, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы в Префектуру ЮЗАО г. Москва. Несоблюдение этого положения Департаментом городского имущества города Москва влечет невозможность Префектуры ЮЗАО г. Москвы заложить данные расходы в статью бюджета на будущий год. И как следствие, получатель бюджетных средств - ГКУ Дирекция Заказчика Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Западного административного округа г. Москвы не имеет возможности возместить Управляющим Компаниям расходы по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых помещений, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы.
Правомерно определено судом, что город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы является надлежащим ответчиком.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, к которому относятся лифты и лифтовые шахты.
Исходя из норм п. п. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества, доля обязательных расходов каждого определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Правомерно определено судом, что Закон не ставит обязанность оплачивать содержание общего имущества в зависимость от факта пользования его конкретным элементом; пользование лифтом не рассматривается как услуга по перемещению в пространстве, в связи с чем, правомерен вывод суда, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения собственников и нанимателей жилых/нежилых помещений в этом доме, независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое/нежилое помещение.
Исходя из п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г.N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное имущество. Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Правомерен вывод суда, что, исходя из вышеизложенного, представленный истцом расчет суммы исковых требований по ставке планово-нормативного расхода на содержание и ремонт нежилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах, является обоснованным и соответствует нормам жилищного законодательства.
Также, правомерно определено судом, что моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание общего имущества, является не момент государственной регистрации права собственности, а дата приемки помещений по акту приема-передачи, с учетом того, что обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих помещение как на праве собственности, так и на иных законных основаниях.
Обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у их пользователя с даты приемки объекта строительства в эксплуатацию.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 г. N 373-О
Правомерно определено судом, что поскольку ответчику переданы помещения во исполнение инвестиционного контракта, то есть, последний владеет помещениями на законном основании, он наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (как непосредственно, так и с привлечением третьих лиц) в процессе технического обслуживания дома, в связи с чем, ответчик обязан участвовать в содержании общего имущества вне зависимости от регистрации права собственности на переданное имущество и долю в праве общей долевой собственности, а также вне зависимости от выставления или не выставления истцом счетов на оплату.
Судом первой инстанции определено, что материалами дела подтверждена задолженность ответчика в сумме 2417883 рубля 37 копеек, доказательств обратного ответчиками не представлено, в связи с чем, судом данная задолженность в сумме 2417883 рубля 37 копеек взыскана с Департамента городского имущества города Москвы, с учетом норм ст.ст. 210, 309, 310 ГК РФ, ч.1. ст.39, п.6 ч. 2 ст. 153, п. 1 ст. 158 ЖК РФ, а также, взысканы пени по ч.14 ст. 155 ЖК РФ в сумме 47019 рублей 31 копейка согласно расчета истца, который проверен судом, признан обоснованным.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о применении ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ, так как, данная норма не применима в данной ситуации, поскольку в данной части статьи речь идет о коммунальных ресурсах, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а услуга "отопление" состоит из индивидуального отопления нежилых помещений и отопления мест общего пользования.
Ссылка ответчика на ст. 157 ЖК РФ, правомерно отклонена судом, так как, в данной статье речь идет об индивидуальных приборах учета коммунальных услуг.
Ссылка ответчика на обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2016 г., правомерно не принята судом во внимание, поскольку в данном обзоре разъясняется порядок расчета размера платы за тепловую энергию, в которых все жилые и нежилые помещения имеют индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
Спорные многоквартирные дома и нежилое здание оборудованы двумя общедомовыми приборами учета, а именно: прибором учета тепла и холодной воды при этом, учтено судом, что данные дома и нежилое здание оборудованы индивидуальным тепловым пунктом, при таком оборудовании горячая вода централизовано в дом не поступает, а готовится Управляющей компанией самостоятельно с помощью ИТП, в связи с чем, в данных многоквартирных домах и не жилом здании, весь объём тепловой энергии, поступающий в дом, учитывается по единому общедомовому прибору учета по теплу; в свою очередь, поступивший объем тепловой энергии распределяется на две услуги, такие как отопление и подогрев холодной воды на нужды горячей. Определить количественный показатель объёма тепловой энергии, потраченной отдельно на отопление и отдельно на подогрев холодной воды для нужд горячей невозможно, в связи с отсутствием узлов подучета, установка которых проектом домов и нежилого здания не предусмотрена.
В связи с чем, правомерно установлено судом, что техническая возможность определения объемов потребления тепловой энергии раздельно на нужды отопления и подогрева холодной воды для нужд горячей воды отсутствует, поэтому, для расчета платы по услуге "отопление" применяется норматив потребления тепловой энергии на квадратный метр, равный 0,016 Гкал./м2; возможность использовать фактические показатели потребления тепловой энергии для расчета платы по услуге "отопление" отсутствует, так как, технически определить объём тепловой энергии, потраченный на нужды отопления и подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения невозможно.
Судом установлено, что платежные документы ежемесячно, в установленные законом сроки по машиноместам и нежилым помещениям по адресам: ул. Панферова, д.4, Ленинский пр-т, д.83, корп.1, Ленинский пр-т, д.83, корп.2, Ленинский пр-т, д.83Б, ул. Новочеремушкинская, д.55, корп.2; ул. Профсоюзная, д.25, корп.2; ул. Гарибальди, д.3, ул. Гарибальди, д. 7, направлялись нарочно в Департамент городского имущества города Москвы или посредством почтовой связи, что подтверждается заверенными надлежащим образом сопроводительными письмами с приложением счетов на оплату за период с июль-декабрь 2017 г. и копиями почтовых чеков.
При этом апелляционный суд отмечает следующее:
Постановлением Правительства города Москвы N 99-ПП от 20.02.2013 утверждено "Положение о Департаменте городского имущества города Москвы".
Департамент городского имущества города Москвы в силу пунктов 1, 6.5., 6.9. Положения о Департаменте городского имущества города Москвы выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах.
Таким образом, по искам к субъекту Российской Федерации - городу Москве Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Департамент городского имущества города Москвы участвует именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города и, являясь надлежащим представителем города Москвы, представляет не интересы собственно Департамента городского имущества города Москвы, а интересы субъекта Российской Федерации в настоящем споре.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны города Москвы, в связи с чем, решение суда подлежит изменению в данной части.
В силу норм ст.ст.210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также оплачивать коммунальные платежи в силу норм действующего законодательства.
Наличие права собственности городу Москве на имущество, по которому заявлена сумма, заявленная по оказанным услугам, подтверждено представленными в материала дела доказательствами.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2016 г., необоснованна, так как, в данном обзоре разъясняется порядок расчета размера платы за тепловую энергию, в которых все жилые и нежилые помещения имеют индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
Во всех многоквартирных домах отсутствуют индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, что вышеназванные многоквартирные дома оборудованы общим прибором учета тепла, горячей и холодной воды, отклоняются апелляционным судом, в силу следующего:
Данный факт не соответствует действительности, поскольку многоквартирные дома и нежилое здание оборудованы двумя общедомовыми приборами учета, а именно: прибором учета тепла и холодной воды.
Необходимо учитывать, что данные дома и нежилое здание оборудованы индивидуальным тепловым пунктом, при таком оборудовании, горячая вода централизовано в дом не поступает, а готовится Управляющей компаний самостоятельно с помощью ИТП; поэтому в данных многоквартирных домах и нежилом здании, весь объём тепловой энергии, поступающий в дом, учитывается по единому общедомовому прибору учета по теплу. В свою очередь, поступивший объем тепловой энергии распределяется на две услуги: отопление и подогрев холодной воды на нужды горячей, в связи с чем, определить количественный показатель объёма тепловой энергии, потраченной отдельно на отопление и отдельно на подогрев холодной воды для нужд горячей невозможно, в связи с отсутствием узлов подучета, установка которых проектом домов и нежилого здания не предусмотрена, в связи с этим, техническая возможность определения объемов потребления тепловой энергии раздельно на нужды отопления и подогрева холодной воды для нужд горячей воды отсутствует, поэтому, для расчета платы по услуге "Отопление" правомерно применен норматив потребления тепловой энергии на квадратный метр, равный 0,016 Гкал./м2.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что в материалах дела отсутствуют копии счетов и актов поставки теплоснабжающей организации, подтверждающие факт потребления тепловой энергии, отклоняется апелляционным судом, так как, заверенные копии документов, подтверждающие понесенные расходы истца по содержанию, текущему ремонту и отоплению не распределенных жилых и нежилых помещений, подлежащих передаче в собственность городу Москва (копии договоров с ресурсоснабжающими организациями, с подрядными организациями, с контрагентами, акты выполненных работ по вышеназванным договорам), в том числе, договоры теплоснабжения, платежные документы, выставляемые теплоснабжающей организацией, в также акты приема-передачи тепловой энергии приобщены к материалам дела 21.11.2018 г. посредством ходатайства.
Взыскание пени по подобным спорам подтверждается сложившейся судебной практикой по гражданским делам, сторонами которых выступали данные лица, а именно, по делам: ООО Фирма "Аскет" и Департамента городского имущества города Москвы, а именно: N N А40-123271/16, А40-123275/16, А40-37080/17.
Остальные доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым им была дана надлежащая оценка и с которой согласился апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 ноября 2018 года по делу N А40-18868/18 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ за счет казны города Москвы в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ФИРМА "АСКЕТ" задолженность в сумме 2417883(два миллиона четыреста семнадцать тысяч восемьсот восемьдесят три)рубля 37 копеек, пени в сумме 47019(сорок семь тысяч девятнадцать)рублей 31 копейки, расходы по оплате госпошлины в сумме 36205(тридцать шесть тысяч двести пять)рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18868/2018
Истец: ООО ФИРМА АСКЕТ
Ответчик: Департамент городского имущества
Третье лицо: ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО" - правопреемник ГБУ "Инженерная служба ЮЗАО", Префектура ЮЗАО г. Москвы, РОО Союз Московских Композиторов