Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2019 г. N Ф10-1654/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А14-14592/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Дудина Е.Н. - представитель по доверенности N 01-12/8 от 09.01.2019;
от общества с ограниченной ответственностью фирма "Энергокомплекс": Дедова Е.Б. - представитель по доверенности N 2 от 09.1.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2018 по делу N А14-14592/2018 (судья Аришонкова Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Энергокомплекс" (ОГРН 1103668026329, ИНН 3665079292) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании недействительными решения N 046S19180005255 от 13.04.2018, решения N 046S19180005258 от 13.04.2018, решения N 046S19180005262 от 13.04.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Энергокомплекс" (далее - страхователь, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда, Фонд) о признании недействительными решения N 046S19180005255 от 13.04.2018, решения N 046S19180005258 от 13.04.2018, решения N 046S19180005262 от 13.04.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2018 решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже N 046S19180005255 от 13.04.2018, N 046S19180005258 от 13.04.2018, N 046S19180005262 от 13.04.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признаны недействительными.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью фирма "Энергокомплекс".
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже в пользу общества с ограниченной ответственностью фирма "Энергокомплекс" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а также на непринятие Обществом своевременных и надлежащих мер по устранению ошибок в представленных сведениях.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в установленный срок представило в орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, июнь 2016 года, август 2016 года на 30 застрахованных лиц.
В ходе проверки указанных отчетов Управлением Пенсионного фонда было установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, июнь 2016 года, август 2016 года представлены заявителем в установленный срок, но не в полном объеме, с наличием ошибок, а именно, сведения по форме СЗВ-М за данные периоды не представлены на 1 застрахованное лицо (вместо работающего в спорные периоды в организации сотрудника Смирнова Константина Юрьевича, сведения на которого не были указаны в исходных формах СЗВ-М, представлены сведения на Смирного Руслана Викторовича, который не являлся работником Общества в данные периоды).
07.02.2017 заинтересованным лицом в адрес ООО фирма "Энергокомплекс" было направлено уведомление об устранении несоответствий в представленных сведениях N 07-41/84 от 07.02.2017, в соответствии с которым заявителю предложено устранить выявленные расхождения в сведениях по форме РСВ-1 и по форме СЗВ-М в срок до 16.02.2017.
Во исполнение уведомления Управления Пенсионного фонда ООО фирма "Энергокомплекс" 09.02.2018 по телекоммуникационным каналам связи направило в адрес Управления Пенсионного фонда отменяющие формы отчета СЗВ-М за апрель 2016 года, июнь 2016 года, август 2016 года от 09.02.2017 на 29 застрахованных лиц и одновременно дополняющие формы отчета СЗВ-М за апрель 2016 года, июнь 2016 года, август 2016 года от 09.02.2017 на 30 застрахованных лиц, что подтверждается положительными протоколами входного контроля от 09.02.2017.
Ввиду того, что отменяющая и дополняющая формы сведений поступили по ТКС в Управление Пенсионного фонда в один день (с разницей во времени менее 1 минуты), при этом получение отменяющей формы было зарегистрировано позже дополняющей формы, все ранее представленные сведения о застрахованных лицах за спорные периоды тем самым были отменены.
В указанной связи Управление Пенсионного фонда 11.12.2017 уведомило страхователя о необходимости устранения расхождений, возникших в связи с некорректным уточнением представленных сведений, в срок до 19.12.2017.
Дополняющие формы сведений на 29 застрахованных лиц были представлены Обществом 18.01.2018.
На основании представленных заявителем 18.01.2018 сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2016 года, июнь 2016 года, август 2016 года Управлением Пенсионного фонда была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Итоги проверки отражены в актах N 046S18180002980 от 28.02.2018, N 046S18180002982 от 28.02.2018, N 046S18180002987 от 28.02.2018.
По результатам рассмотрения актов Фондом приняты решения N 046S19180005255 от 13.04.2018, N 046S19180005258 от 13.04.2018, N 046S19180005262 от 13.04.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которыми ООО фирма "Энергокомплекс" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в отношении 29 застрахованных лиц в виде финансовых санкций в сумме 14 500 руб. по каждому из указанных решений (общий размер финансовых санкций - 43 500 руб.).
Не согласившись с решениями Управления Пенсионного фонда N 046S19180005255 от 13.04.2018, N 046S19180005258 от 13.04.2018, N 046S19180005262 от 13.04.2018, полагая свои права и законные интересы нарушенными, ООО фирма "Энергокомплекс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) для целей данного закона страхователями являются юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, фамилию, имя и отчество.
На основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, образует нарушение установленного срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
При этом положения абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не устанавливают ответственности за представление сведений с ошибками, а также за нарушение срока представления исправленных сведений.
Как следует из материалов настоящего дела, заявителем были представлены сведения о застрахованных лицах с типом формы "исх" за апрель 2016 года - 10.05.2016, за июнь 2016 года - 04.07.2016, за август 2016 года - 01.09.2016, то есть с соблюдением установленного срока (что подтверждается положительными протоколами входного контроля).
При этом основания полагать, что своевременно представленные сведения в отношении 29 застрахованных лиц являются неполными либо недостоверными у суда отсутствуют (доказательств неполноты либо недостоверности указанных сведений заинтересованным лицом не представлено). Одновременно, Обществом не оспорено, что в состав указанных при первоначальном представлении сведений застрахованных лиц ошибочно были включены сведения о неработающем в организации в рассматриваемые отчетные периоды Смирнове Руслане Викторовиче, тогда как сведения в отношении работающего в указанные периоды Смирнова Константина Викторовича представлены не были.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно учтено, что за представление недостоверных сведений в отношении указанного одного застрахованного лица за апрель, июнь и август 2016 года ООО фирма "Энергокомплекс" было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, на основании ранее принятых Управлением Пенсионного фонда решений от 04.04.2017 N 046S19170007462, от 25.05.2017 N 046S19170009265, от 14.04.2017 N 046S19170005374 в виде взыскания финансовых санкций в размере по 500 руб. за каждый период. Сумма данных финансовых санкций уплачена страхователем на основании выставленных Управлением Пенсионного фонда требований.
При этом последующее уточнение заявителем рассматриваемых сведений (представление соответствующих дополняющих и отменяющих форм 09.02.2017 и 18.01.2018) было направлено на исправление недостоверности сведений, указанных при направлении исходной формы СЗВ-М за апрель, июнь и август 2016 года в отношении Смирнова Р.В. (Смирнова К.В.). Тогда как обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27- ФЗ, применительно к сведениям в отношении 29 застрахованных лиц (за исключением Смирнова), судом не установлено. Как указывалось выше, соответствующие сведения представлены в установленные сроки и в полном объеме.
На основании вышеизложенного, решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже N 046S19180005255 от 13.04.2018, N 046S19180005258 от 13.04.2018, N 046S19180005262 от 13.04.2018 о привлечении страхователя к ответственности за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования верно признаны недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Принимая во внимание правомерный вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Апелляционным судом также учтено следующее.
Порядок привлечения страхователя к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, установлен статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Так, абзацем 9 названной статьи установлено, что акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.
В соответствии с абзацем 11 статьи 17 Закона N 27-ФЗ по результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Требований к решению органа Пенсионного фонда закон N 27-ФЗ не содержит.
Вместе с тем, согласно абзацу 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.07.2016 N 684п" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2017 N 46627) утверждены среди прочих формы акта и решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно указанных форм в акте приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В свою очередь, в установочной части решения должны быть изложены документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие установленные обстоятельства.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, из смысла приведенных положений процедура привлечения обязанного лица к ответственности за неисполнение ( ненадлежащее) исполнение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, как составной части законодательства об обязательном пенсионном страховании, регулируется положениями законодательства о налогах и сборах в части, не урегулированной Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Как следует из материалов дела, из актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете от 28.02.2018, а также в вынесенных по результатам рассмотрения указанных актов решений с учетом установленных судом обстоятельств невозможно установить в чем именно заключалось вменяемое Обществу нарушение.
Так из указанных актов следует, что Управлением установлен факт представления уточненных сведений с типом "дополняющая" с нарушением пятидневного срока. При этом не отражено количество несвоевременно представленных сведений.
В решениях, принятых по результатам рассмотрения указанных актов отражено, что нарушение Общества заключается в том, что, что уточненные сведения на 29 застрахованных лиц представлены Обществом с нарушением срока, а первоначально представленные сведения Управлением были признаны недостоверными.
При этом, каких-либо сведений о том, в чем именно заключалась недостоверность первоначально представленных Обществом сведений в количестве 29 штук в актах и решениях не имеется, равно как и отсутствует указание на то, какой именно срок нарушен Обществом при представлении дополняющих сведений и каким законом этот срок установлен.
Обстоятельства и существо нарушений, отраженных в актах невозможно соотнести с обстоятельствами и существом нарушения, отраженных в оспариваемых решениях, что не соответствует требованиям ст.101 НК РФ.
Ни в актах, ни в решениях не отражены фактические обстоятельства, установленные судом и связанные с представлением Обществом первоначальных сведений, с направлением в адрес Общества требований об исправлении ошибок, последующих действиях Общества, связанных с исправлением соответствующих ошибок.
Следовательно, оспоренные решения Фонда не соответствуют требованиям закона, поскольку приняты без установления и отражения Фондом всех обстоятельств вменяемого в оспоренных решениях. При том, что указанные обстоятельства были известны Фонду как на момент составления актов, так и на момент принятия решений.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2018 по делу N А14-14592/2018 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также, учитывая, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2018 по делу N А14-14592/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14592/2018
Истец: ООО фирма "ЭНЕРГОКОМПЛЕКС"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Воронеже