Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2019 г. N Ф03-1599/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
30 января 2019 г. |
А73-12617/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Горки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу: Майстренко Н.А., представителя по доверенности от 21.09.2017;
от Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Фролова В.Г., представителя по доверенности от 14.01.2019 N 71; Новиковой К.В., представителя по доверенности от 14.01.2019 N 67;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Горки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному Федеральному округу
на решение от 11.10.2018
по делу N А73-12617/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Маскаевой А.Ю.,
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Горки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу
к Дальневосточному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании частично незаконным предписания от 08.06.2018
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Горки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (далее - учреждение, комбинат "Горки") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными пунктов 7, 8 предписания от 08.06.2018 N Ж27-024/03-ОГЧС Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление).
Решением суда от 11.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву законности оспариваемых пунктов предписания и соблюдению прав учреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает на то, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по делу N А73-2675/2018 (кассационное производство N 303-КГ18-21457).
В судебном заседании от 29.01.2019 представитель заявителя апелляционной жалобы поддержала свои доводы в полном объеме, настаивала на отмене решения суда.
Представители управления в отзыве на жалобу и заседании суда второй инстанции отклонили позицию заявителя, считая состоявшийся судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, управлением проведена плановая выездная проверка комбинат "Горки" по вопросам соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (в том числе при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте), обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном подвижном составе, по результатам которой составлен акт от 08.06.2018 N Ж-27-024/03-ОГЧС.
В ходе проверочных мероприятий установлены нарушения требований, в том числе пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), статьи 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18- ФЗ), пункта 6.26 главы 1 ППБО-109-92, пункта 5.7 СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" (далее - СНиП 2.11.03-93), пункта 10.7 СП 155.13130.2014, утвержденного Приказом МЧС России от 26.12.2013 N 837, пункта 7.99 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго от 19.06.2003 N 232 (далее - ПТЭ нефтебаз), пункта 3.4.5 Правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, утвержденных Приказом Минтопэнерго России от 18.09.1995 N 191 (далее - ПОТ Р О-112-001-95).
На основании данного факта учреждению выдано предписание от 08.06.2018 N Ж-27- 024/03-ОГЧС об устранении выявленных нарушений, пунктами 7 и 8 которого предписано устранить выявленные нарушения в срок до 10.08.2020.
Не согласившись с предописанием в указанных пунктах, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 17-ФЗ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц
В силу пункта 1 статьи 16 Закона 17-ФЗ конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам.
Пунктом 5.7 СНиП 2.11.03-93 предусмотрено, что площадки для сливоналивных эстакад должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2-м, и уклоны не менее 2% для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).
Пунктом 3.4.5 ПОТ Р О-112-001-95 предписано, что площадка (открытая или под навесом), занятая сливоналивной эстакадой или одиночными сливоналивными устройствами, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 0,2 м, и иметь уклон не менее 2% в сторону лотков, которые в свою очередь должны предусматриваться с уклоном 0,5% к сборным колодцам (приямкам), располагаемым на расстоянии не более 50-м. Эти лотки, как правило, должны располагаться с внешней стороны железнодорожных путей, выполняться из несгораемых материалов и перекрываться съемными металлическими решетками.
Пунктом 7.99 ПТЭ нефтебаз установлено, что участки слива-налива нефтепродуктов должны быть оборудованы средствами пожаротушения, средствами локализации и ликвидации нефтеразливов.
Приведенные положения устанавливают требования, соблюдение которых направлены на обеспечение пожарной безопасности, предупреждение аварий несчастных случаев, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Согласно статье 9 Закона N 18-ФЗ места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, бесперебойной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Соответствие мест общего и необщего пользования требованиям указанной статьи обеспечивается за счет средств их владельцев, специально выделенных участков - за счет средств грузоотправителей (отправителей) или грузополучателей (получателей), которым предоставлены такие участки.
В силу пункта 3 статьи 21 Закона N 17-ФЗ грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки.
Материалами дела подтверждается, и заявителем жалобы не отрицается, что учреждение эксплуатирует подъездной путь, протяженностью 681 м., кадастровый номер 79-79-01/032/2011-134.
При эксплуатации указанного железнодорожного пути учреждением используются участки слива-налива нефтепродуктов на железнодорожных путях N 3 и N 4, участок слива нефтепродуктов на железнодорожном пути N5.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что на заявителя по делу, как лицо, эксплуатирующее железнодорожный путь, возложена обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также мест необщего пользования к которым относятся площадка железнодорожной двухсторонней сливоналивной эстакады светлых нефтепродуктов и площадка железнодорожной односторонней сливной эстакады темных нефтепродуктов.
Довод заявителя жалобы о том, что железнодорожный подъездной путь и земля под ним в зоне сливоналивной эстакады являются собственностью ОАО "РЖД", в связи с чем, возложенная обязанность на комбинат лежит на собственнике, отклоняется, как основанный на неверном толковании норм законодательства в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
На основании изложенного, суд второй инстанции приходит к тому, что предписание в обжалуемых пунктах выдано на законных основаниях и не нарушает прав и законные интересы заявителя по делу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2018 по делу N А73-12617/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.